Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего ЛысенинаН.П.,
судей АгееваО.В., Савельевой Г.В.,
при секретаре Плотникове Д.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах Сейфутдинова С.С. к Министерству здравоохранения с социального развития Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, поступившее по апелляционной жалобе ответчика Минздравсоцразвития Чувашии на заочное решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 октября 2014 года, которым постановлено:
Возложить на Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики обязанность обеспечить Сейфутдинова С.С. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2013 год согласно заявлению Сейфутдинова С.Ф. от 16.01.2013 года.
Заслушав доклад судьи АгееваО.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Калининского района г.Чебоксары в интересах СейфутдиноваС.Ф. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству здравоохранения с социального развития Чувашской Республики (далее - Минздравсоцразвития Чувашии) о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение. В обоснование заявленных требований указано, что СейфутдиновС.Ф. является инвалидом "данные изъяты". 16 января 2013 года СейфутдиновС.Ф. обратился в отдел социальной защиты населения Калининского района г.Чебоксары с заявлением о выделении путевки на санаторно-курортное лечение. Однако при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний, что подтверждается справкой формы 070/у-04 от 14 января 2013 года, путевка на санаторно-курортное лечение за 2013 год не предоставлена.
В судебном заседании истец СейфутдиновС.Ф. и прокурор АлександроваО.Н. поддержали требования по изложенным основаниям.
Представители ответчика Минздравсоцразвития Чувашии и третьего лица КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии в судебном заседании не участвовали.
Судом вынесено указанное ранее заочное решение, обжалованное ответчиком Минздравсоцразвития Чувашии по мотиву незаконности и необоснованности ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права.
В апелляционной жалобе ее заявитель указал, что суд первой инстанции не принял во внимание, что Минздравсоцразвития Чувашии осуществляет переданные ему полномочия Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, переданных республиканскому бюджету в форме субвенций из федерального бюджета на обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение, в пределах предоставленных средств Министерством в 2012 году были предоставлены путевки в соответствии с очередностью. Обязанность ответчика и право истца на ежегодное обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение действующим законодательством не установлены. Внеочередное предоставление истцу путевки нарушает права других граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.
Истец СейфутдиновС.Ф. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Представители ответчика Минздравсоцразвития Чувашии и третьего лица КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии уведомлены о времени и месте апелляционного рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Изучив материалы настоящего гражданского дела, выслушав объяснения истца, проверив решение суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, СейфутдиновС.Ф. является инвалидом "данные изъяты"; имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, что подтверждается справкой формы 070/у-04 от 14 января 2013 года.
16 января 2013 года в КУ ЧР "Центр предоставления мер социальной поддержки" Минздравсоцразвития Чувашии от СейфутдиноваС.Ф. поступило заявление о выделении путевки на санаторно-курортное лечение. Однако путевка на санаторно-курортное лечение предоставлена не была.
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющие право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды (п.8 ст.6.1); в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п.1.1 ч.1 ст. 6.2).
В соответствии с п.1.4 Порядка предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, проживающим на территории Чувашской Республики, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, не отказавшихся от получения социальной услуги, утвержденном постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10 февраля 2011 года N48, организация предоставления гражданам путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Установив факты нуждаемости истца в ежегодном санаторно-курортном лечении, обращения его с заявлением и необходимыми документами о предоставлении путевки, суд первой инстанции правомерно возложил на ответчика обязанность по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление истцу путевки на санаторно-курортное лечение ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь, не служат основанием для отмены решения суда, так как из анализа действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, не следует, что право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации ставится в зависимость от наличия или отсутствия в данном регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. В Законе также нет положения о реализации гражданином такого права в порядке очередности. По смыслу вышеназванных норм материального права санаторно-курортное лечение, как средство реабилитации инвалида, при наличии медицинских показаний должно предоставляться в календарном году без каких-либо условий.
Судебная коллегия не может согласиться также и с доводом жалобы на недостаточный объем бюджетных ассигнований, поскольку данное обстоятельство влечет нарушение гарантированных государством конституционных прав инвалидов на реабилитацию, предусматривающую полное или частичное восстановление способностей к бытовой, общественной и профессиональной деятельности, лишает возможности социальной адаптации в обществе, а также ограничивает право на равные с другими гражданами возможности участия в жизни общества.
Таким образом, судебная коллегия считает, что обстоятельства дела установлены судом полно, выводы подробно мотивированы, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены постановленного решения не находит.
Руководствуясь ст. ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики на заочное решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 октября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.