Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
Председательствующего судьи Безгиновой Л.А.,
судей Попова В.А. и Переверзевой В.А.,
при секретаре Богдановой Т.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании 17 февраля 2015 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Лобанович А.В.
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 12 сентября 2014 года
по гражданскому делу по иску прокурора города Невинномысска в интересах Ф.А.А. к министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
заслушав доклад судьи Попова В.А.,
УСТАНОВИЛА:
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 12 сентября 2014 года исковые требования прокурора города Невинномысска удовлетворены.
Суд обязал министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Ф.А.А., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения, в пределах муниципального образования города Невинномысска.
Не согласившись с указанным решением суда, представитель министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности Лобанович А.В. принесена апелляционная жалоба в которой указано, что суд не принял во внимание то обстоятельство, что согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности, согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. Заявление Ф.А.А. зарегистрировано в Журнале регистрации под номером ... Представитель ответчика указал, что первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, поскольку в таком случае будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до Ф.А.А. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в полном объеме в удовлетворении исковых требований.
Письменных возражений на жалобу не поступило.
В судебное заседание стороны не явились, о времени слушания дела извещены. Поскольку лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив письменные доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Дремову М.Д., просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд первой инстанции и апелляционная коллегия при рассмотрении апелляционной жалобы установили, что прокурор Прокурор города Невинномысска обратился в суд в интересах Ф.А.А. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в котором просил: обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Ф.А.А., ... года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее санитарным и техническим требованиям не ниже установленной нормы предоставления общей площади жилого помещения, в пределах муниципального образования города Невинномысска.
В обоснование иска прокурор указал, что в прокуратуру города Невинномысска обратилась Ф.А.А., проживающая в ... , с жалобой о том, что ей не предоставляется благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. В министерстве жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края заявление Ф.А.А. о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края, которое зарегистрировано 06.08.2014 года.
Однако, до настоящего времени Ф.А.А. не предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и не заключен договор найма специализированного жилого помещения.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое обжалуется представителем ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Актами федерального законодательства, закрепляющими право указанных лиц на бесплатное получение жилья в пользование, являются Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Ф. А.А., ... года рождения, является ребенком-сиротой.
Мать истицы Ф.(Г.) И.В. умерла ... года, что подтверждается свидетельством о смерти от ... года.
Отец Ф.А.Р. на основании решения Нефтегорского районного суда Самарской области от 14 июля 2011 года лишен родительских прав в отношении Ф.А.А..
В настоящее время Ф.А.А. согласно уведомления об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений собственного жилья не имеет.
Согласно информации Министерства образования Ставропольского края Ф.А.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
До настоящего времени Ф.А.А. специализированным жилым помещением не обеспечена.
Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который была включена Ф.А.А. Данный список направлен в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края для заключения договора найма жилого помещения с Ф.А.А.
С 01 января 2013 Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.
Новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01 января 2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями (статья 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Статьей 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции до 01 января 2013 года было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что обеспечение Ф.А.А. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда Ставропольского края является обязанностью Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, поскольку п.8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 N 240-п утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, в соответствии с которым решение о предоставлении специализированного жилого помещения указанным лицам принимается уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края.
Согласно п.п.7 п. 10.2 Постановления Правительства Ставропольского края от 15.11.2013 N 409-и уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края, за исключением служебных жилых помещений, выступает Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.
Довод жалобы о предоставлении жилья в порядке очередности не может быть принят, поскольку являлся предметом рассмотрения в суде первой инстанции, ему дана надлежащая оценка с учетом норм законодательства.
Гарантированное законом право Ф.А.А. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц названной категории, имеющих право на получение жилой площади, от времени постановки на учет и соблюдения порядка очередности.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что выводы суда основаны на всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка обстоятельствам и доказательствам по делу дана в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения в апелляционном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 12 сентября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.