Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего: Гвоздева М.В.
судей: Железовского С.И., Шиловой О.М.
при секретаре: Вьюшине Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 04 февраля 2015 года гражданское дело по иску прокурора Комсомольского района Хабаровского края в интересах Кутенковой В. Н. к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным распоряжения министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края об отказе во включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениям, возложении обязанности включить в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по апелляционной жалобе ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства на решение Центрального районного суда города Хабаровска от 17 ноября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Шиловой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Комсомольского района Хабаровского края в интересах Кутенковой В.Н. обратился в суд с иском к министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о признании незаконным распоряжения министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края, возложении обязанности включить Кутенкову В.Н. в указанный список.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Кутенкова В.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в получении жилого помещения, поскольку родители ФИО1 и ФИО2 были лишены родительских прав. Местом рождения Кутенковой В.Н. является "адрес", где она проживает по "адрес", до настоящего времени жильем не обеспечена. Оспариваемым Распоряжением Кутенковой В.Н. отказано во включении в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в связи с тем, что ей исполнился "данные изъяты". Полагает, что указанное Распоряжение не соответствует требованиям действующего законодательства.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 17 ноября 2014 года исковые требования прокурора удовлетворены, распоряжение министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края N от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным; на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность включить с ДД.ММ.ГГГГ Кутенкову В.Н. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договорам найма специализированных жилых помещений.
В апелляционной жалобе ответчик министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. Считает, что Кутенкова В.Н. не подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда, поскольку с достижением ею 23 лет утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей. Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о непригодности для проживания жилого помещения в "адрес", на которое за Кутенковой В.Н. сохранено право пользования по решению исполкома Комсомольского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N. Считает, что Кутенковой В.Н. не доказано нарушение ее прав и законных интересов оспариваемым распоряжением.
В заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом. С учетом положений ч.ч.3,4 ст. 167 ГПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
На момент достижения Кутенковой В.Н. совершеннолетия действовал Жилищный кодекс РСФСР, в статье 37 которого было закреплено право на внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Статьей 31 ЖК РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
В настоящее время меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в т.ч. дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Федеральным законом РФ от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу п.1 ст. 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.9 ст. 8 указанного Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержаться в ст. 2 Закона Хабаровского края N 253 от 10.12.2012 г. "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей".
Положениями п. 2 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 Закона Хабаровского края N 253 от 10.12.2012 г. формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - список), осуществляется специально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом края на основании заявлений (далее - заявление о включении в список) лиц, указанных в части 1 статьи 2 настоящего закона, либо их законных представителей, представителей, действующих по доверенности, поданных в данный орган по форме, утвержденной Правительством края.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 25.04.2006 г. N 96 "О мерах по совершенствованию управления государственным жилищным фондом Хабаровского края" (в редакции постановления Губернатора Хабаровского края N 67 от 14.08.2013 г.) Министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено специально уполномоченным органом по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда края (пп. 2.2.1); по принятию решений о предоставлении жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда края (п.2.5).
Как следует из материалов дела и установлено судом, родители Кутенковой В.Н. ДД.ММ.ГГГГ рождения - ФИО2 и ФИО1 были лишены родительских прав, истица относится к категории лиц из детей, оставшихся без попечения родителей. Кутенкова В.Н. являлась воспитанницей детского дома, проживает в "адрес" и до настоящего времени не обеспечена жилым помещением.
Согласно сведениям из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю от ДД.ММ.ГГГГ КГУП "Хабаровсккрайинвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ за Кутенковой В.Н. прав собственности на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано.
В решении исполкома Комсомольского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N указано о закреплении за Кутенковой В.Н. жилья в "адрес" в размере 35 кв.м..
Вместе с тем, установлено, что право пользования каким-либо жилым помещением в "адрес", в котором отсутствует муниципальный жилищный фонд, Кутенкова В.Н. не приобрела.
Распоряжением министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ N Кутенковой В.Н. отказано во включении в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края на основании п. 2 ч.6 ст. 4 Закона Хабаровского края от 10.12.2012 N 253 "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Хабаровском крае", поскольку она достигла 23-х летнего возраста и не была до этого времени принята на учет нуждающихся в жилом помещении.
Разрешая спор, суд первой инстанции установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Кутенковой В.Н. требований, при этом обоснованно исходил из того, что истица не имела закрепленного жилого помещения, относилась к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, и в нарушении установленного порядка своевременно не была обеспечена жилым помещением. При таких обстоятельствах право на обеспечение истицы жильем должно было быть сохранено, иное не соответствовало бы принципам правовой определенности и социальной справедливости.
Само по себе достижение лицами, оставшимися без попечения родителей, возраста 23 лет, не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении им льгот, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без изучения конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в обеспечении их жилыми помещениями.
Таким образом, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы были предметом судебного рассмотрения, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 17 ноября 2014 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу ответчика министерства жилищно-коммунального хозяйства оставить без удовлетворения.
Председательствующий: М.В. Гвоздев
Судьи: С.И. Железовский
О.М. Шилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.