Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Кустовой С.В.
судей Дорожкиной О.Б., Масловой Т.В.
при секретаре Козаченко Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 февраля 2015 года в городе Хабаровске гражданское дело по иску Зайченко Г. Г. к Федеральному государственному казенному учреждению "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как увольняемого военнослужащего.
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье" А.Н.Орловой на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 24 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Масловой Т.В., пояснения представителя истца Зайченко Г.Г.-Тихомирова Д.В. действующего по доверенности, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зайченко Г.Г. обратился в суд с иском к ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на льготной основе как военнослужащего, подлежащего увольнению, для получения в дальнейшем жилищной субсидии. Обязать ответчика принять документы на получение жилищной субсидии и поставить на учет с ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование исковых требований указав, что является военнослужащим МО РФ, выслуга лет в ВС РФ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. составляет в календарном исчислении "данные изъяты" в льготном исчислении "данные изъяты". ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас по болезни (п. "б" ст. 60 ФЗ РФ "О воинской обязанности и военной службе"). На период службы МО РФ предоставило служебное жилье в "адрес" закрытом военном городке. 11.02.2013г. получил сообщение о том, что признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011г.-2015г. по Министерству обороны РФ по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков по п.5 пп."а". Полагает, что должен был признан участником подпрограммы как уволенный военнослужащий по п.5 пп. "б".
В ходе судебного рассмотрения истец 23.10.2014г. уточнил исковые требования, просил признать незаконным решение N от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на льготной основе как военнослужащего, подлежащего увольнению, для получения в дальнейшем жилищной субсидии. Обязать ответчика принять документы на получение жилищной субсидии как у военнослужащего, поставленного на учет в улучшении жилищных условий и поставить на учет с ДД.ММ.ГГГГ
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 24 октября 2014 года исковые требования Зайченко Г.Г. удовлетворены. Судом постановлено.
Признать незаконным решение ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ. в части не постановки Зайченко Г.Г. на учет для получения ГЖС по категории "граждане, уволенные с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет.". Обязать принять документы и поставить Зайченко Г.Г. на учет по указанной категории.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ А.Н. Орлова просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указав, что суд, удовлетворяя исковые требования, вышел за рамки заявленных исковых требований, обязав поставить Зайченко Г.Г. на учет для получения ГЖС по категории "граждане, уволенные с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет.". Истец с указанными требованиями в суд не обращался. Решение, на которое ссылается истец, не содержит отказа, носит уведомительный характер. Решение же содержащее отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемого по договору социального найма (ГЖС) было принято ДД.ММ.ГГГГ. N не было оспорено Зайченко. Кроме того основанием, дающим право заявителю на получение субсидии на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета является признание военнослужащего нуждающимся в обеспечении жильем по избранному месту жительства. Истец указанным требованиям не отвечал, так как обратился с заявлением в 2011г., как лицо утратившее связь с МО РФ и не заявившее своего права на момент увольнения с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ. Обеспечение жилыми помещениями по линии МО РФ за счет средств федерального бюджета для постоянного проживания производится для военнослужащих, уволенных после ДД.ММ.ГГГГ.
В возражениях по доводам апелляционной жалобы Зайченко Г.Г. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель истца Тихомиров Д.В. поддержал возражения истца по доводам апелляционной жалобы, дополнительно указав, что в заявлении (л.д.32) ошибочно указан статус военнослужащий.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пунктом 1 Указа Президента России от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (п. 1).
Согласно подпункту "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной подпрограммы, право на участие в подпрограмме и, соответственно, получение государственных жилищных сертификатов имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Согласно абз.2 подпункту "а" пункта 5 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В силу абз.7 подпункта "а" пункта 5 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь ч.1 ст. 15 ФЗ РФ от 27.05.1988г. N76, Правилами выпуска и реализации государственных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011г.-2015г., утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. N153, Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. N1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы в запас или отставку ... ", установив, что Зайченко Г.Г. относится к категории граждан, уволенных с военной службы, при общей продолжительности службы более 10 лет, по состоянию здоровья, жилым помещением не обеспечен, проживает в служебной квартире, расположенной на территории закрытого военного городка, пришел к выводу о том, что Зайченко Г.Г. необоснованно был поставлен на учет для участия в подпрограмме по категории "граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков", при наличии у истца права на обеспечение ГЖС по категории "граждане, уволенные с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет".
Судебная коллегия оснований не согласиться с выводами суда не усматривает.
В данном случае Зайченко Г.Г. ДД.ММ.ГГГГ. обратился с заявлением в ФКУ "Востокрегионжилье" о выдаче ГЖС, как гражданин, уволенный с военной службы, имеющий продолжительность службы более 10 лет, а не по основанию переселения из закрытого военного городка.
ДД.ММ.ГГГГ. Зайченко Г.Г. с составом семьи 2 человека поставлен на учет как участник подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "федеральной целевой программы "Жилище" на 2011г.-2015г. по Министерству обороны РФ по категории граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков по пп."б".п.5
Истец оспаривает основание, по которому он был поставлен на учет на получение ГЖС, полагает, что имеет право на обеспечение ГЖС по категории указанной в пп "а" п.5 Правил, как военнослужащий, подлежащий увольнению с военной службы по состоянию здоровья, продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Как правильно указал суд первой инстанции по указанной категории Зайченко Г.Г. на учет не может быть поставлен, поскольку с военной службы он был уволен в ДД.ММ.ГГГГ
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд пришел к выводу о наличии у Зайченко Г.Г. права на обеспечение ГЖС по категории "граждане, уволенные с военной службы по состоянию здоровья, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет", поскольку истец был уволен с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ
При этом судебная коллегия находит, что суд не допустил нарушения ст. 196 ГПК РФ, не вышел за пределы заявленных требований, поскольку истец при обосновании категории ошибочно указал на статус военнослужащего.
Наличие жилой площади в закрытых военных городках, является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений. В данном случае Зайченко Г.Г., уволенный с военной службы по настоящее время проживает в военном городке, а, следовательно, относится к категории граждан, нуждающихся в получении жилого помещения.
Таким образом, исходя из указанных норм права истец, как гражданин, уволенный с военной службы в отставку в 1993г. по болезни, имеющий продолжительность службы более 10 лет, проживающий в закрытом военном городке, имеет два самостоятельных основания к выдаче государственного жилищного сертификата, предусмотренных абз.7 пп. "а" п.5 и п.п. "б" п.5 Правил, учитывая добровольный и заявительный характер участия в данной подпрограмме, исходя из волеизъявления Зайченко Г.Г. изложенного в заявлении на получение ГЖС по основанию предусмотренному пп. "а" п.5, у ответчика отсутствовали основания для постановки Зайченко Г.Г. на учет для получения ГЖС по п.п. "б" п.5 вышеуказанных Правил
С учетом изложенного решение суда законно и обоснованно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Хабаровска от 24 октября 2014 года- оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФГКУ "Востокрегионжилье" А.Н.Орловой - без удовлетворения.
Председательствующий С.В.Кустова
Судьи О.Б.Дорожкина
Т.В.Маслова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.