Апелляционное определение СК по гражданским делам Приволжского окружного военного суда Самарской области от 27 января 2015 г. по делу N 33-28/2015
Судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Безбородова С.П.,
судей: Белкина И.В.,
Прыткова Р.В.,
при секретаре Печенкиной Е.Ю.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Пермского края Костаревой Л.И. на решение Пермского гарнизонного военного суда от 11 ноября 2014 года, которым отказано в удовлетворении искового заявления Федерального казенного учреждения (далее по тексту ФКУ) "Военный комиссариат Пермского края" к военнослужащему указанного военного комиссариата Климову С.А. о возмещении материального ущерба.
Заслушав доклад судьи Прыткова Р.В., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Климов С.А. проходит военную службу по контракту в распоряжении командующего войсками Центрального военного округа с содержанием при военном комиссариате Пермского края, где в период с января 2010 года по декабрь 2012 года ему в связи с невозможностью обеспечения жильем выплачивалась денежная компенсация за наём жилого помещения в размере (сумма) рублей ежемесячно.
В июне 2014 года в результате проверки сотрудниками Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ "Военного комиссариата Пермского края" выявлено нарушение по выплате Климову С.А. компенсации за наём жилого помещения за указанный выше период времени.
Основанием для указанного вывода послужило отсутствие в представленных документах Климова С.А. сведений из жилищного органа о его нуждаемости в служебном жилье.
В связи с изложенным представитель ФКУ "Военный комиссариат Пермского края" обратился в суд с исковым заявлением, в котором с учетом измененных требований просил взыскать с Климова С.А. выплаченную ему денежную компенсацию за наём жилого помещения с января 2010 года по август 2012 года в размере (сумма) рублей.
Рассмотрев данное исковое заявление, Пермский гарнизонный военный суд решением от 11 ноября 2014 года отказал в удовлетворении требований представителя ФКУ "Военный комиссариат Пермского края".
Не согласившись с таким решением суда, представитель истца подал апелляционную жалобу, в которой в связи с нарушениями судом первой инстанции норм материального и процессуального права просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении искового заявления.
В обоснование жалобы представитель ФКУ "Военный комиссариат Пермского края" указывает, что суд первой инстанции не дал оценки имеющемуся в материалах дела акту N 299/2014/8 от 27 июня 2014 года, составленному сотрудниками Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации, и устным пояснениям представителя военного комиссариата Пермского края относительного него.
В возражениях на апелляционную жалобу заявитель Климов С.А. просит оставить её без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились и просили рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
На основании ч.ч. 3, 5 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает решение Пермского гарнизонного военного суда от 11 ноября 2014 года законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии сп. 3 ст. 15Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, прибывшие на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наём (поднаём) жилых помещений военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 909, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
Пунктом 14"Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2007 года N 909", утвержденной приказомМинистра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235, предусмотрено, что выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего и на основании следующих документов: копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения; справки воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего; выписки из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации); копий паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.
Содержание названных правовых норм указывает на то, что условиями выплаты военнослужащему денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений являются его нуждаемость в жилом помещении по месту военной службы, отсутствие возможности обеспечения служебным жилым помещением или общежитием и предоставление документов, подтверждающих право на выплату компенсации.
Судом первой инстанции установлено, что Климов С.А. проходил военную службу по контракту в распоряжении командующего войсками Центрального военного округа с содержанием при военном комиссариате Пермского края, жильём по месту службы не обеспечивался в связи, с чем фактически являлся нуждающимся в служебном жилом помещении в период с января 2010 года по август 2012 года.
Представителем истца не оспаривалось, а материалами дела подтверждается, что условия, предусмотренные п. 14 Инструкции, для получения компенсации за наем жилого помещения им были выполнены и он получал денежную компенсацию за него в размере (сумма) рублей ежемесячно.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о правомерности выплаты Климову С.А. денежной компенсации за наем жилого помещения в период с января 2010 года по август 2012 года, поскольку она выплачивалась с соблюдением условий, предусмотренных действующим законодательством.
Умышленных действий Климова С.А., направленных на получение оспариваемой выплаты и влекущих материальную ответственность, предусмотренную ст. 5 Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", по делу не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что оснований для привлечения Климова С.А. к материальной ответственности не имеется.
Вопреки утверждению представителя истца выводы Контрольно-финансовой инспекции Министерства обороны Российской Федерации, изложенные в акте N 299/2014/8 от 27 июня 2014 года, о незаконности выплаты Климову С.А. денежной компенсации за поднаём жилого помещения не могут повлиять на законность обжалуемого решения по следующему основанию.
Предоставление сведений из жилищного органа о нуждаемости военнослужащего в служебном жилом помещении, не предусмотрено п. 14 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2007 года N 909", утвержденной приказомМинистра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 года N 235, в качестве основания для производства выплаты компенсации.
Каких-либо процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не установлено.
Руководствуясь ст. 327.1, п.1 ст. 328, ст. 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Приволжского окружного военного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пермского гарнизонного военного суда от 11 ноября 2014 года, по гражданскому делу по исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Пермского края" к Климову С.А. о возмещении материального ущерба оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Пермского края" Костаревой Л.И. - без удовлетворения.
"Согласовано"
Судья Приволжского окружного военного суда Р.В. Прытков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.