Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев 04 февраля 2015 года в судебном заседании в г. Перми при секретаре Покровской Д.А. жалобу адвоката Еськовой В.А. в интересах Гаджиева Д.Х. о. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 27 января 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
27 января 2015 года инспектором УФМС России по Пермскому краю в отношении гражданина Республики **** Гаджиева Д.Х.о. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которым в вину Гаджиеву Д.Х.о. вменялось нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, выявленное 27 января 2015 года в 09 часов 50 минут по адресу: ****.
Из протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует, что Гаджиев Д.Х.о., являясь иностранным гражданином, временно пребывающим на территории Российской Федерации, въехал в Российскую Федерацию 18 апреля 2014 года (предыдущий въезд), встал на миграционный учет сроком пребывания до 17 июля 2014 года, разрешение на работу, патент не получал, с заявлением о получении разрешения на временное проживание в РФ не обращался. 12 июля 2014 года Гаджиев Д.Х.о. выехал за пределы Российской Федерации и в тот же день 12 июля 2014 года вновь въехал на территорию Российской Федерации. С 18 июля 2014 года до настоящего времени находится на территории РФ незаконно, уклоняясь от выезда за пределы РФ, поскольку срок его пребывания превышает 90 суток в течение периода в 180 суток. Указанными действиями Гаджиев Д.Х.о. нарушил требования статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.07.2002 года N 115-ФЗ).
Дело об административном правонарушении передано по подведомственности на рассмотрение в Ленинский районный суд г. Перми.
Постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 27 января 2015 года Гаджиев Д.Х.о. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двух тысяч пятисот рублей с административным принудительным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Гаджиева Д.Х.о. - адвокат Еськова В.А., действующая на основании ордера, выражает несогласие с постановлением, просит о его изменении, исключив дополнительное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации. В обоснование жалобы указывает, что Гаджиева Х.Д.о. состоит в браке с гражданкой России П., которая находится на 5 месяце беременности. Выдворение в данном случае будет являться вмешательством в личную и семейную жизнь Гаджиева Д.Х.о. Данному обстоятельству судьей районного суда оценка не дана.
В судебном заседании Гаджиев Д.Х.о. и его защитник - адвокат Еськова В.А. - доводы жалобы поддержали.
Заслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетеля П., изучив доводы жалобы, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу или патента либо при продлении срока действия разрешения на работу или патента в соответствии со статьей 13.1, 13.2 или 13.3 настоящего Федерального закона (пункт 5 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 года N 115-ФЗ).
Статьей 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" установлено, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая решение по делу об административном правонарушении, судья обоснованно исходил из того, что обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении Гаджиевым Д.Х.о. административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1.1 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации.
Имеющиеся в деле доказательства подтверждают тот факт, что Гаджиев Д.Х.о., являясь гражданином Республики ****, временно пребывающим на территории Российской Федерации, въехал в Российскую Федерацию 18 апреля 2014 года (предыдущий въезд), встал на миграционный учет сроком пребывания до 17 июля 2014 года, разрешение на работу, патент не получал, с заявлением о получении разрешения на временное проживание в РФ не обращался. 12 июля 2014 года Гаджиев Д.Х.о. выехал за пределы Российской Федерации и в тот же день 12 июля 2014 года вновь въехал на территорию Российской Федерации. С 18 июля 2014 года до настоящего времени находится на территории РФ незаконно, уклоняясь от выезда за пределы РФ, поскольку срок его пребывания превышает 90 суток в течение периода в 180 суток.
Данные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 27 января 2015 года (л.д. 2); копией паспорта гражданина Республики **** на имя Гаджиева Д.Х.о. (л.д. 4); справкой и рапортом инспектора УФМС России по Пермскому краю (л.д. 5); сведениями из центральной базы ФМС России данных учета иностранных граждан (л.д. 7-18); письменным объяснением Гаджиева Д.Х.о. от 27 января 2015 года (л.д. 3).
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Согласно материалам дела, Гаджиев Д.Х.о. с 23 января 2015 года состоит в браке с гражданкой России П., которая зарегистрирована по месту жительства в Российской Федерации в квартире по адресу: ****, принадлежащей ей на праве собственности. Фактически Гаджиев Д.Х.о. проживает совместно с П. с февраля 2013 года, то есть в течение двух лет, что подтверждается бытовой характеристикой на него с места жительства. Указанные обстоятельства в ходе судебного заседания в краевом суде подтверждены также показаниями П., которая пояснила, что брак с Гаджиевым Д.Х.о. был заключен только в январе 2015 года, поскольку она забеременела; Гаджиев Д.Х.о., имея неофициальные заработки содержит ее.
Рассматривая дело, судья районного суда обстоятельства дела, связанные с семейным положением Гаджиева Д.Х.о. не исследовал, в постановлении не указал о его проживании с супругой, являющейся гражданином Российской Федерации. При назначении Гаджиеву Д.Х.о. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации правовой оценки указанным обстоятельствам не дано.
Вместе с тем, необходимость такой оценки имелась, поскольку исполнение указанного наказания в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 7 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" влечет невозможность получения Гаджиевым Д.Х.о. в течение пяти лет разрешения на временное проживание в Российской Федерации, что не исключает вмешательства в право на его семейную жизнь, а также его супруги П., являющейся гражданином Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Конвенции от 4 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод" каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
В силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенные выше положения Конвенции не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы.
В связи с этим Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, включая несовершеннолетних детей, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
Таким образом, выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
Между тем, из материалов данного дела не усматривается, что необходимость применения к Гаджиеву Д.Х.о. административного выдворения за пределы Российской Федерации является единственно возможным способом достижения целей административного наказания и соответствует принципу баланса публичных и частных интересов. Так, ранее Гаджиев Д.Х.о. не привлекался к административной ответственности за нарушение миграционного законодательства, имеет устойчивую семейную связь на территории России в виде брака с П. При таком положении постановление судьи подлежит изменению путем исключения примененного к Гаджиеву Д.Х.о. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья краевого суда
РЕШИЛ:
изменить постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 27 января 2015 года по делу об административном правонарушении в отношении гражданина Республики **** Гаджиева Д.Х. о., исключив из него указание на назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Решение вступило в законную силу.
Судья -подпись-Спиридонов Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.