Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Долгополовой Т.В., Редько Е.П.,
при секретаре Вигуль Н.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по заявлению администрации Усть-Абаканского района об оспаривании действий Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Хакасия по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Хакасия Сапеева С.А. на решение Абаканского городского суда от 13 октября 2014 года, которым заявленные требования удовлетворены частично, и по частной жалобе Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Хакасия Сапеева С.А. на определение Абаканского городского суда от 29 октября 2014 года, которым исправлена описка в решении Абаканского городского суда от 13 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Долгополовой Т.В., объяснения представителя Уполномоченного по правам ребёнка Сапеева С.А. - Рогожина А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, дополнений к ней и доводы частной жалобы, представителя заявителя администрации Усть-Абаканского района Гавриленко Г.И., представителя заинтересованного лица прокуратуры РХ Вотяковой Е.Н., выразивших согласие с решением и определением суда, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация Усть-Абаканского района обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Уполномоченного по правам ребёнка в Республике Хакасия (далее - Уполномоченного по правам ребёнка в РХ) и просила признать незаконными действия Уполномоченного по правам ребёнка в РХ в части истребования персональных данных несовершеннолетних детей, состоящих в очереди в детские дошкольные учреждения и посещающие детские сады, а требования о предоставлении таких сведений - неподлежащими применению. Свои требования заявитель мотивировал тем, что в адрес администрации Усть-Абаканского района поступил запрос Уполномоченного по правам ребёнка в РХ от ДД.ММ.ГГГГ N о предоставлении сведений о численности детей дошкольного возраста, получивших места в детских дошкольных учреждениях и состоящих в очереди на получение мест в детских садах. Уполномоченный по правам ребёнка в РХ требовал предоставить список детей дошкольного возраста по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приложенными к запросу таблицами. Согласно таблице N необходимо указывать персональные данные несовершеннолетних детей: номер очереди, фамилию, имя, отчество ребёнка, дату его рождения и основание предоставления льготной очереди. Получение данных сведений не входит в компетенцию Уполномоченного по правам ребёнка в РХ, установленную Законом Республики Хакасия "Об уполномоченном по правам ребенка в Республике Хакасия", а распространение данных сведений нарушает положения Конвенции ООН о правах ребенка, Федерального закона "О персональных данных".
В судебном заседании суда первой инстанции представитель заявителя по доверенности Гавриленко Г.И. требования поддержала.
Представитель Уполномоченного по правам ребёнка в РХ по доверенности Поморцева Е.В. возражала против удовлетворения требований, пояснив, что истребование персональных данных необходимо для общественно значимых целей и соответствует компетенции Уполномоченного по правам ребёнка в РХ.
Представитель заинтересованного лица прокуратуры Республики Хакасия по доверенности Вотякова Е.Н. полагала подлежащими удовлетворению требования администрации Усть-Абаканского района, поскольку Уполномоченным по правам ребёнка в РХ при направлении требования нарушены положения Федерального закона "О персональных данных", а законодательство Республики Хакасия не наделяет Уполномоченного по правам ребёнка в РХ полномочиями по обработке персональных данных несовершеннолетних детей.
Решением суда от 13.10.2014 (л.д. 44-45) частично удовлетворено заявление администрации Усть-Абаканского района об оспаривании в части требования Уполномоченного по правам ребёнка в РХ Сапеева С.А. Признано незаконным письмо Уполномоченного по правам ребёнка в РХ Сапеева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ N, направленное в адрес главы администрации Усть-Абаканского района, в части предоставления персональных данных, указанных в приложении - таблица N3 "Список детей дошкольного возраста, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения муниципального образования город Абаза по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ". В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Определением суда от 29.10.2014 (л.д. 51) исправлена описка в резолютивной части мотивированного решения Абаканского городского суда от 13.10.2014. Постановлено абзац второй резолютивной части решения после слов "персональных данных" вместо: " ... указанных в приложении - таблица N3 "Список детей дошкольного возраста, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения муниципального образования город Абаза по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ", считать правильным: " ... детей, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения".
С решением и определением не согласен Уполномоченный по правам ребёнка в РХ Сапеев С.А.
В апелляционной жалобе (л.д. 58-64) Уполномоченный по правам ребёнка в РХ в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права просит решение отменить, приняв по делу новое решение, которым отказать администрации Усть-Абаканского района в удовлетворении заявленных требований. Выражает несогласие с выводом суда о незаконности истребования списка детей дошкольного возраста, состоящих в очереди в образовательные учреждения муниципального образования г.Абаза, поскольку указание в таблице вместо Усть-Абаканского района г.Абаза не имеет правового значения, так как таблицы были приложены в качестве образцов, и как следует из ответа администрации Усть-Абаканского района от ДД.ММ.ГГГГ N, у администрации Усть-Абаканского района при получении запроса не было сомнений в том, что информация запрашивается именно по Усть-Абаканскому району. Ссылаясь на п.25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2, считает, что требования по предоставлению списка детей дошкольного возраста, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения по состоянию на 01.07.2014, соответствуют требованиям законодательства. Обращает внимание, что судом первой инстанции не было рассмотрено ходатайство об исключении из участия в деле прокурора РХ, что является нарушением порядка разрешения ходатайств, установленного ГПК РФ. Цитируя положения ст.255 ГПК РФ, разъяснения п.1 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 N2, отмечает, что суд в нарушение ч.3 ст.196 ГПК РФ признал незаконным само письмо, которым истребуется информация, тогда как такие требования заявлены не были. Заявитель жалобы отмечает, что резолютивная часть мотивированного решения даже с учётом определения суда об устранении описок не соответствует оглашённой в судебном заседании резолютивной части решения, кроме того, в мотивировочной части решения не были установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконности требований Уполномоченного по правам ребёнка в РХ.
В дополнениях к апелляционной жалобе Уполномоченный по правам ребёнка в РХ не указал дополнительных доводов, приложив постановление Верховного Суда Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ.
В частной жалобе (л.д. 54), цитируя положения ст.200 ГПК РФ, разъяснения, содержащиеся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда РХ от 19.12.2003 N23, заявитель жалобы указывает на то, что, принимая обжалуемое определение, суд фактически изменил решение суда от 13.10.2014, в связи с чем просит определение отменить.
В письменных возражениях на частную жалобу старший помощник прокурора РХ Вотякова Е.Н., просит определение оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения, поскольку обжалуемым определением устранена допущенная в решении суда описка и какого-либо нового решения принято не было.
Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы и дополнений к ней не поступило.
Согласно ч.1 ст.333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) подача частной жалобы, представления прокурора и их рассмотрение судом происходят в порядке, предусмотренном главой 39 ГПК РФ, с изъятиями, предусмотренными частью второй настоящей статьи.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, частной жалобы, возражений на частную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Данная конституционная норма конкретизирована в ч.1 ст.254 ГПК РФ, согласно положению которой гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из разъяснений, данных в п.12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных.
Из материалов дела следует, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. N Уполномоченный по правам ребёнка в РХ затребовал от главы администрации Усть-Абаканского района предоставление сведений, в том числе списка детей дошкольного возраста, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, по форме, указанной в таблице N3 (л.д. 6).
Суд первой инстанции, установив, что в приложении к названному письму в таблице N3 необходимо указать список детей дошкольного возраста, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения муниципального образования город Абаза, территория которого не входит в границы муниципального образования Усть-Абаканский район, признал незаконным в этой части письмо Уполномоченного по правам ребёнка в РХ Сапеева С.А. от ДД.ММ.ГГГГ N, направленное в адрес главы администрации Усть-Абаканского района.
Как следует из разъяснений, данных Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в п.2 постановления от 19.12.2003 N23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
В п.25 постановления от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" Пленум Верховного Суда РФ указал, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.
Сославшись в решении на данный пункт постановления, суд не выяснил в полном объеме данные обстоятельства, а выявленное судом нарушение: указание в таблице N3 наименование - г.Абаза, по мнению судебной коллегии, не является существенным, при наличии которого обжалуемые действия Уполномоченного по правам ребенка в РХ могут быть признаны незаконными. Тем более, данный факт не ввел в заблуждение заявителя, что следует из ответа на данный запрос главы администрации Усть-Абаканского района от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д.7), из заявления в суд, а также пояснений представителя администрации, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Из заявления администрации Усть-Абаканского района видно, что основанием для обращения в суд послужило, по их мнению, отсутствие у Уполномоченного по правам ребёнка в РХ полномочий на истребование персональных данных детей дошкольного возраста, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, как следует из пояснений представителя администрации Усть-Абаканского района, данных в судебном заседании суда апелляционной инстанции, именно отсутствие полномочий на затребование персональных данных детей у Уполномоченного по правам ребёнка в РХ, а не указание в таблице N3 наименования муниципального образования г.Абаза, явились основанием для обращения в суд.
Вместе с тем данный довод судом первой инстанции не исследовался и ему не дана надлежащая правовая оценка.
Судебная коллегия находит этот довод несостоятельным в силу нижеследующих положений закона.
Согласно ч.1 ст.1 Закона Республики Хакасия от 08.11.2011 N90-ЗРХ "Об уполномоченном по правам ребенка в Республике Хакасия" должность уполномоченного по правам ребенка в Республике Хакасия (далее - Уполномоченный по правам ребенка) учреждается в целях обеспечения гарантий прав и законных интересов ребенка в Республике Хакасия, их соблюдения органами государственной власти Республики Хакасия и иными государственными органами Республики Хакасия, органами местного самоуправления в Республике Хакасия, их должностными лицами, организациями.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 3 названного Закона Республики Хакасия на Уполномоченного по правам ребенка возложена задача независимого контроля за деятельностью органов государственной власти Республики Хакасия и органов местного самоуправления в Республике Хакасия по обеспечению защиты и восстановления нарушенных прав и законных интересов детей.
В силу п.4 ч.1 ст.15 этого же закона для выполнения стоящих перед ним задач Уполномоченный по правам ребенка имеет право запрашивать и получать в установленном порядке материалы, документы, иную информацию, необходимые для осуществления его полномочий, от органов государственной власти Республики Хакасия, органов местного самоуправления в Республике Хакасия, их должностных лиц, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Исходя из понятий, данных в ст.3 Федерального закона от 27.07.2006 N152-ФЗ "О персональных данных", персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается, в том числе если обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных (ст.6 вышеназванного Федерального закона от 27.07.2006 N152-ФЗ).
На Уполномоченного по правам ребенка в РХ возложены права и обязанности, в том числе и предусмотренные ч. 3 ст. 13 Закона Республики Хакасия от 08.11.2011 N90-ЗРХ ограничения в виде запрета о разглашении сведений о частной жизни заявителей и других лиц, ставших известными ему в связи с деятельностью по защите прав и законных интересов ребенка. К указанным сведениям относятся и персональные данные. В связи с этим на Уполномоченного по правам ребенка в РХ распространяется ответственность, предусмотренная ст.24 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" в случае нарушения им условий обращения с информацией о персональных данных.
Таким образом, законодательство не содержит ограничений в отношении прав Уполномоченного по правам ребёнка в РХ в части запроса сведений в органах местного самоуправления, в том числе относящихся к персональным данным.
Следовательно, обжалуемые действия по запросу сведений о детях, состоящих в очереди в дошкольные образовательные учреждения, Уполномоченного по правам ребёнка в РХ соответствуют закону, осуществлены в пределах его полномочий и в порядке, установленном законом.
Следует также отметить, что согласно п.28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 N2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Однако судом первой инстанции при рассмотрении дела вопрос о нарушении прав заявителя не исследован, тогда как администрацией Усть-Абаканского района не представлено доказательств нарушения её прав и законных интересов оспариваемыми действиями Уполномоченного по правам ребёнка в РХ, а согласно ч.1 ст.46 ГПК РФ органы местного самоуправления вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц только в случае прямого указания в законе.
Кроме того, согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к одному из вопросов местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, то есть деятельность Уполномоченного по правам ребенка в РХ в части осуществления мониторинга за соблюдением прав ребенка на обеспечение дошкольного образования и решение таких вопросов на уровне муниципального образования Усть-Абаканский район его главой входят в единую систему обеспечения данного права детей в республике и являются общей их задачей.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными действий Уполномоченного по правам ребёнка в РХ в части истребования персональных данных несовершеннолетних детей, состоящих в очереди в детские дошкольные учреждения и посещающие детские сады, не имеется, соответственно решение суда первой инстанции постановлено при неправильном применении норм материального и процессуального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем его нельзя признать законным и обоснованным, и оно подлежит отмене.
Исходя из изложенного и учитывая, что определение об исправлении описки от 29.10.2014 является в силу статей 198, 200 ГПК РФ составной частью решения суда, а также принимая во внимание довод частной жалобы о том, что исправление описки фактически привело к изменению принятого судом решения, судебная коллегия считает необходимым данное определение также отменить.
Руководствуясь п.2 ст.328, ст.329, ст.334 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Абаканского городского суда от 13 октября 2014 года по настоящему делу отменить, вынести новое.
Отказать администрации Усть-Абаканского района в удовлетворении требований о признании незаконными действий Уполномоченного по правам ребёнка в Республики Хакасия Сапеева Сергея Анатольевича в части истребования персональных данных несовершеннолетних детей, состоящих в очереди в детские дошкольные учреждения и посещающие детские сады, и о признании неподлежащими применению требований по предоставлению таких сведений.
Определение Абаканского городского суда от 29 октября 2014 года об исправлении описки в решении Абаканского городского суда от 13 октября 2014 года отменить.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи: Т.В. Долгополова
Е.П. Редько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.