Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Белякова А.А.
судей областного суда Авериной Е.Г. и Сухачевой Т.Ю.
при секретаре Байкубеновой А.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Государственного Учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ахтубинском районе Астраханской области на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 8 декабря 2014 года по иску В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области о включении периодов работы в специальный и страховой стаж в гражданской авиации, назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛА:
В. обратился в суд с иском указав, что 29 июля 2014 года до достижения возраста 55 лет он обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. В соответствии с решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления ПФР в Ахтубинском районе N от 20 октября 2014 года ему отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального и страхового стажа в гражданской авиации. Просил суд признать отказ пенсионного органа в назначении ему досрочной трудовой пенсии незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж и в страховой стаж периоды работы с 01 января 2005 года по 12 марта 2012 года в должности авиатехника по парашютным и аварийно-спасательным средствам 6 раз. ОАО РСК "МиГ" и назначить ему досрочную трудовую пенсию с 11 августа 2014 года, взыскать судебные расходы.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно письменному возражению в удовлетворении требований просил отказать по основаниям, изложенным в протоколе отказа в назначении пенсии и возражении на иск, судебное заседание провести в отсутствие представителя.
Решением Ахтубинского городского суда Астраханской области от 8 декабря 2015 года иск В. удовлетворен.
В апелляционной жалобе ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, так как судом не учтено, что пенсионным законодательством право на досрочную пенсию по старости имеют лица, проработавшие в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Поскольку организация, где работал истец, к гражданской авиации не относится, то право на назначение льготной пенсии по указанному основанию он не имеет. Кроме того, не согласны с датой назначения истцу пенсии, так как на дату обращения у заявителя отсутствовал документ, подтверждающий тождество занимаемой им должности, и должности, поименованной соответствующим Списком должностей.
На заседание судебной коллегии стороны не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом. В материалах дела имеется ходатайство В. о рассмотрении жалобы в его отсутствие. В связи с извещением сторон судебная коллегия считает возможным в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пп.15 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.
Решением комиссии по рассмотрению пенсионных вопросов реализации прав граждан Управления ПФР в Ахтубинском районе N от 20 октября 2014 года В. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального страхового стажа и страхового стажа в гражданской авиации (л.д.7-10). Специальный страховой стаж в гражданской авиации и страховой стаж в гражданской авиации составил 15 лет 00 месяцев 26 дней.
Пенсионным органом из подсчета специального стажа и страхового стажа в гражданской авиации исключены периоды работы с 01 апреля 1997 года по 27 августа 1997 года, с 10 сентября 1997 года по 30 сентября 1997 года, с 10 октября 1997 года по 31 октября 1997 года, с 8 ноября 1997 года по 31 ноября 1997 года, с 9 декабря 1997 года по 31 марта 1998 года, с 23 апреля 1998 года по 30 апреля 1998 года, с 15 мая 1998 года по 31 мая 1998 года, с 22 июня 1998 года по 30 июня 1998 года, с 22 июля 1998 года по 31 декабря 1998 года, с 22 июня 1998 года 31 декабря 2001 года, с 1 января 2002 года по 2 января 2003 года, с 4 января 2003 года по 5 января 2003 года, с 07 января 2003 года по 04 мая 2003 года, с 09 мая 2003 года по 12 июня 2003 года, с 14 июня 2003 года по 30 декабря 2003 года, с 1 января 2004 года по 4 января 2004 года, с 7 января 2004 года по 7 января 2004 года, с 10 января 2004 года по 31 марта 2004 года в должности авиатехника по парашютным и аварийно-спасательным средствам браз.в ОАО РСК "МИГ"; с 01 апреля 2004 года по 04 мая 2004 года, с 08 мая 2004 года по 31 декабря 2004 года, с 01 января 2005 года по 12 марта 2012 года, с 15 марта 2012 года по 11 апреля 2012 года, с 17 мая 2012 года по 31 марта 2014 года в должности авиатехника по парашютным и аварийно-спасательным средствам отдела эксплуатации систем жизнеобеспечения экспериментальных воздушных судов ЛИК-3 ЛИЦ им. А.В. Федотова, так как ОАО "РСК "МиГ" не является организацией, относящейся к гражданской авиации с 01 апреля 1997 года. Гражданская авиация определена как самостоятельный вид авиации (наряду с государственной и экспериментальной) Воздушным Кодексом Российской Федерации, утвержденным законом от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ.
Вместе с тем, на основании ст.4 Воздушного Кодекса СССР, утвержденного Постановлением Верховного Совета СССР 11 мая 1983 года, гражданская авиация используется в целях проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ. Действующий в настоящее время Воздушный кодекс РФ с 1 апреля 1997 года в ст.20 подразделяет авиацию на гражданскую, государственную и экспериментальную.
Из материалов дела следует, что истец был занят на работах по обслуживанию воздушных судов экспериментальной авиации, однако при этом установлено, что изменений характера его работы, в связи с выделением авиации в самостоятельный вид не произошло.
Из справки, уточняющей условия труда, необходимые для назначения пенсии по выслуге лет и подтверждающей постоянную занятость, выданной ОАО "РСК "МиГ" N от 18 июня 2014 года, следует, что истец был непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов полный рабочий день при полной рабочей неделе, совмещений не имел, (на указанных работах во внеаэродромных условиях в специально оборудованных помещениях занят не был) (л.д. 11).
В соответствии с Уставом основными целями общества ОАО "РСК "МиГ" являются разработка, производство, испытание авиационной техники, в том числе военной авиационной техники и авиационной техники двойного назначения.
Согласно лицензиям N от 30 апреля 2008 года, N от 30 апреля 2008 года, выданной Федеральным Агентством по промышленности, N от 18 июля 2003 года, выданной Российским авиационно-космическим агентством, ОАО "РСК "МиГ" выдана лицензия на осуществление производства авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения (л.д. 38,40).
Согласно свидетельствам о регистрации Гражданского воздушного судна ОАО "РСК "МиГ" являлось эксплуатантом воздушного судна.
Таким образом, районный суд пришел к правильному выводу о признании незаконным отказа Пенсионного фонда о включении оспариваемых периодов работы В. в должности авиатехника по парашютным и аварийно-спасательным средствам отдела эксплуатации систем жизнеобеспечения экспериментальных воздушных судов ЛИК-3 ЛИЦ им. А.В. Федотова, в подсчет специального и страхового стажа.
Доводы апелляционной жалобы представителя Пенсионного фонда о том, что пенсионным законодательством право на досрочную пенсию по старости имеют лица, проработавшие в инженерно-техническом составе на работах по обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, к которым истец не относится, не влияют на правильность вынесенного судом решения, так как ответчиком не представлены доказательства о том, что в связи с изменением наименования авиации в федеральном законе и выделения ее в самостоятельный вид изменился и характер работы истца.
Поскольку доводы апелляционной жалобы Пенсионного фонда не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтубинского городского суда Астраханской области от 8 декабря 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Ахтубинском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.