Судья Московского областного суда Ли А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании при секретаре Сон Е.А. жалобу защитника Тимохина О.В., действующего в интересах Смущука П.И.., на постановление Подольского городского суда Московской области от 26 января 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 18.10 КоАП РФ, в отношении Смущука Петра Ивановича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Подольского городского суда Московской области от 26 января 2015 года Смущук П. И., "данные изъяты" года рождения, гражданин Украины, постоянно зарегистрированный по адресу: "данные изъяты", признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.18.10 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 5000 рублей с административным выдворением за пределы территории Российской Федерации в виде самостоятельного контролируемого выезда.
Не согласившись с вынесенным постановлением суда, защитник Тимохин О.В., действующий в интересах Смущука П.И. его обжаловал в части несогласия с принудительным выдворения, просил постановление отменить, считая, что при рассмотрении дела судом не были выяснены все фактические обстоятельства, судом не были учтены личные данные Смущука П.И., его материальное положение, факт того, что при возвращении на территорию Украины, он подлежит призыву в АТО.
Суд второй инстанции, проверив материалы дела, выслушав мнение защитника Тимохина О.В. поддержавшего в полном объеме доводы жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует, что 26 января 2015 года в 10 часов 30 минут, сотрудниками межрайонного отдела контроля за пребыванием иностранных граждан УФМС России была проведена проверка режима пребывания иностранных граждан в РФ, а также соблюдения законности осуществления трудовой деятельности иностранными работниками в РФ на территории Российской Федерации по адресу: "данные изъяты", вблизи "данные изъяты", в результате которой выявлено, что гражданин Украины, Смущук П.И. "данные изъяты", осуществлял трудовую деятельность в качестве подсобного рабочего, на территории Московской области по вышеуказанному адресу в ОАО "ТуБилд", без разрешения на работу, которое требуется в соответствии с п.4, п. 4.2 ст.13 N 115-ФЗ РФ. "О правовом положении иностранных граждан в РФ" от 25.07.2002г, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.
По данному факту в отношении вышеуказанного лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ.
Пунктом 4 ст. 13 ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в РФ" принятого ГД ФС РФ "данные изъяты" установлено, что иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Частью 2 ст. 18.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление иностранным гражданином или лицом без гражданства трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом. Административное правонарушение, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или "данные изъяты", - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В обоснование факта совершения указанного правонарушения и виновности Смущука П.И. судья ссылается на распоряжение о проведении проверки от "данные изъяты" начальника УФМС России по "данные изъяты" Колчанова Ю.А., протокол осмотра, рапорт инспектора МРОКПИГ "данные изъяты" УФМС России по "данные изъяты" Заурембекова И.А., протокол об административном правонарушении в отношении Смущука П.И., его признательными объяснения о том, что он действительно осуществлял трудовую деятельность в ООО "ТуБилд", объяснения прораба ООО "ТуБилд" Володина Р.И., фототаблицей.
Вместе с тем, принимая во внимание, что выдворение за пределы Российской Федерации влечет поражение иностранного гражданина в правах, лишая его возможности въезда на территорию РФ в течение пяти лет, а также с учетом сложившейся на момент проверки судебного постановления, политической обстановки на территории Украины, суд не может ограничиваться установлением только формальных оснований применения норм законодательства и должен исследовать наличие реально существующих обстоятельств, служащих основанием для признания налагаемого наказания необходимым и соразмерным.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
Кроме того, в соответствии со статьей 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, статьей 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от "данные изъяты" лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Согласно статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в толковании Европейского Суда по правам человека, к бесчеловечному обращению или наказанию относятся случаи, когда такое обращение или наказание, как правило, может носить преднамеренный характер, продолжаться на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения или наказания человеку могут быть причинены реальный физический вред либо глубокие физические или психические страдания. Унижающим достоинство обращением или наказанием признается, в частности, такое обращение или наказание, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.
В силу статьи 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, в толковании Комитета ООН против пыток, при оценке наличия или отсутствия указанных выше обстоятельств необходимо принимать во внимание как общую ситуацию, касающуюся соблюдения прав и свобод человека в запрашивающем государстве, так и конкретные обстоятельства дела, которые в своей совокупности могут свидетельствовать о наличии или об отсутствии серьезных оснований полагать, что лицо может быть подвергнуто вышеупомянутому обращению или наказанию.
В связи с этим судами могут учитываться, например, показания лица, в отношении которого принято решение о выдаче, свидетелей, заключение Министерства иностранных дел Российской Федерации о ситуации с соблюдением прав и свобод человека в запрашивающем государстве, гарантии запрашивающего государства, а также доклады и иные документы, принятые в отношении такого государства международными внедоговорными (Совет по правам человека, созданный в качестве вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН) и договорными органами (Комитет ООН по правам человека, действующий на основании Международного пакта о гражданских и политических правах; Комитет ООН против пыток, действующий на основании Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; Европейский комитет по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, действующий во исполнение Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от "данные изъяты" и т.д.).
Аналогичная правовая позиция содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от "данные изъяты" N 11 "О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания".
Общеизвестно и не подлежит доказыванию, что на территории Украины на протяжении нескольких месяцев ведутся боевые действия.
В ходе рассмотрении настоящей жалобы учитывается, что Смущук П.И. является гражданином Украины, постоянно зарегистрирован и проживает на ее территории, что может угрожать его безопасности.
Принимая во внимание выраженную в вышеуказанных законных актах и Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от "данные изъяты" N 1-П и от "данные изъяты" N 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление Подольского городского суда Московской области, подлежит изменению путем исключения из них указания на назначение Смущуку П.И. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Подольского городского суда Московской области от 26.01.2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Украина Смущука Петра Ивановича 6 августа 1994 года рождения, - изменить: исключить указание о назначении Смущуку П.И. дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы территории Российской Федерации.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Жалобу - защитника Тимохина Олега Витальевича удовлетворить.
Судья А.Г. Ли
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.