Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего Мертехина М.В.,
судей Мизюлина Е.В., Шишкина И.В.,
при секретаре Родиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 февраля 2015 года апелляционную жалобу Лукиной (Лавриновой) Елены Алексеевны на решение Серпуховского городского суда Московской области от 19 августа 2014 года
по делу по иску Лукиной (Лавриновой) Елены Алексеевны к Государственному Учреждению- Главному управлению Пенсионного Фонда РФ N 11 по г. Москве и Московской области о включении в медицинский стаж в льготном исчислении периодов работы, курсов повышения квалификации, отпуска по уходу за ребенком, нахождения на листке нетрудоспособности, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истицы,
УСТАНОВИЛА:
Лукина (Лавринова Е.А.) обратилась в суд с иском к ГУ- Главное Управление Пенсионного фонда РФ N 11 по г. Москве и Московской области о включении в медицинский стаж в льготном исчислении периодов работы, курсов повышения квалификации отпуска по уходу за ребенком, нахождения на листке нетрудоспособности.
В обоснование заявленных требований указала, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ- ГУ ПФР N 11 по г. Москве и Московской области ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной ст. 27 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" из-за отсутствия требуемого медицинского стажа - 25 лет (сельская местность). С решением комиссии она не согласна. Истица считает, что ответчиком необоснованно не включены в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца периоды: с 28.04.1999 г. по 21.09.1999 года - на листке нетрудоспособности; с 22.09.1999 г. по 07.07.2002 г. и с 27.05.2004 г. по 28.02.2006 года - по уходу за ребенком; работы с 10.10.2002 г. по 17.07.2003 г., с 01.08.2003 г. по 29.09.2003 г., с 02.11.2003 г. по 22.12.2003 г., с 23.12.2003 г. по 26.05.2004 г. в должности фельдшера на 0,5 ставки; с 01.03.2006 г. по 09.05.2007 г., с 08.06.2007 г. по 02.02.2012 г., с 04.04.2012г. по 28.02.2013г. в должности фельдшера Васильевского ФАП, с 01.03.2013г. по 10.04.2014г. в должности заведующей Васильевского ФАП, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 10.05.2007г. по 07.06.2007г., с 03.02.2012г. по 03.04.2012г.
В связи с чем, истица просила включить указанные периоды в льготном исчислении и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 10.04.2014г.
Представитель ответчика в иске просил отказать.
Решением суда от 19.08.2014 года исковые требования удовлетворены частично. Включен в медицинский стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца период с 28.04.1999 г. по 21.09.1999 года - на листке нетрудоспособности. В календарном исчислении включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.05.2007г. по 07.06.2007г., с 03.02.2012г. по 03.04.2012г. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Дополнительным решением суда от 24.12.2014 года исковые требования о включении в медицинский стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца периода с 22.09.1999 г. по 07.07.2002 г. нахождения в отпуске по уходу за ребенком оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда от 19.08.2014 года в части, истица просит в апелляционном порядке его отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований о включении в медицинский стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца периодов работы: с 01.03.2006г. по 09.05.2007г., с 08.06.2007г. по 02.02.2012г., с 04.04.2012г. по 28.02.2013г. в должности фельдшера Васильевского ФАП, с 01.03.2013г. по 10.04.2014г. в должности заведующей Васильевского ФАП, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 10.05.2007г. по 07.06.2007г., с 03.02.2012г. по 03.04.2012г., и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 10.04.2014г.
Проверив материалы дела по доводам жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда от 19.08.2014 года в обжалуемой части, как постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого, в том числе в указанной части, с 01.01.2015 года в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 года N400-ФЗ, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Отказывая в удовлетворении исковых требований в обжалуемой части, суд первой инстанции исходил из того, что для назначения досрочной трудовой пенсии по старости истицы, при условии работы в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности, возможность включения в льготном порядке была предусмотрена до 01.11.1999 года, то есть, до нового правового регулирования, установленного Постановлением Правительства РФ N1066 от 22.09.1999 года.
Судебная коллегия, соглашаясь с данным выводом суда, исходила из следующего.
В соответствии с п.2 ст. 27 Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N173-Ф3 Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В настоящее время для определения права граждан на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с указанной деятельностью подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781.
Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъясняется, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке (29.10.2002 г.), по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 Правил).
Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства от 29.10.2002 г., если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).
Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.
В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Льготный порядок исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) предусмотрен и для лиц, работавших в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню, являющемуся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. Аналогичный порядок применяется при исчислении периодов работы в структурных подразделениях организаций, перечень которых приведен в пункте 6 Правил.
Таким образом, Правила, утвержденные Постановлением Правительства от 29.10.2002 г., не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления периодов работы медицинских работников (1 год и 3 месяца), если работа имела место только в сельской местности, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
Как усматривается из материалов дела, истица обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии, как медицинский работник, проработавший 25 лет только в сельской местности.
Спорные периоды работы с 01.03.2006г. по 09.05.2007г., с 08.06.2007г. по 02.02.2012г., с 04.04.2012г. по 28.02.2013г. в должности фельдшера Васильевского ФАП и с 01.03.2013г. по 10.04.2014г. в должности заведующей Васильевского ФАП, указанные в жалобе, которые были включены Пенсионным фондом в медицинский стаж истицы в календарном порядке, имели место после 1 ноября 1999 года.
С учетом вышеизложенного, поскольку истица обратилась в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как медицинский работник, проработавший 25 лет в сельской местности, то в силу указанных нормативных актов, вышеуказанные периоды её работы подлежали включению в календарном порядке после 1 ноября 1999 года.
В связи с чем, судебная коллегия считает правильным вывод суда об отказе в удовлетворении исковых требований о включении спорных периодов работы, указанных в апелляционной жалобе, в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца.
Также, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в удовлетворении исковых требований о включении в льготном исчислении курсов повышения квалификации с 10.05.2007г. по 07.06.2007г., с 03.02.2012г. по 03.04.2012г., по следующим основаниям.
Поскольку курсы повышения квалификации включаются в специальный стаж в том же порядке, что и периоды работы, а вышеуказанные спорные периоды работы не включены судом в льготном исчислении, с чем согласилась судебная коллегия, то курсы повышения квалификации, проходившие после 01.11.1999 года, не могут быть включены в медицинский стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца.
Судебная коллегия считает, что поскольку, с учетом включенных судом и Пенсионным фондом периодов в медицинский стаж истицы в сельской местности составил на дату обращения за назначением пенсии менее 25 лет, то суд правильно отказал в назначении истице досрочной трудовой пенсии по старости с 10.04.2014 г.
Учитывая, что выводы суда в обжалуемой части соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда в обжалуемой части.
Доводы жалобы основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене законного и обоснованного решения суда в обжалуемой части.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 19 августа 2014 года в обжалуемой части - части отказа в удовлетворении исковых требований о включении Лукиной (Лавриновой) Елены Алексеевны в медицинский стаж в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца периодов работы: с 01.03.2006г. по 09.05.2007г., с 08.06.2007г. по 02.02.2012г., с 04.04.2012г. по 28.02.2013г. в должности фельдшера Васильевского ФАП, с 01.03.2013г. по 10.04.2014г. в должности заведующей Васильевского ФАП, а также периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 10.05.2007г. по 07.06.2007г., с 03.02.2012г. по 03.04.2012г., и обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью с 10.04.2014г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Лукиной (Лавриновой) Елены Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.