Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Довиденко Е.А., Параскун Т.И.,
при секретаре "данные изъяты".,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Краснощековского района Алтайского края на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 16 декабря 2014 года по иску Л. к администрации Краснощёковского района Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата,
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Л. обратился в суд с иском к администрации Краснощёковского района Алтайского края о признании права на получение государственного жилищного сертификата.
Требования мотивированы тем, что он является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата) года, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю. С (дата) он фактически проживает в указанном жилом доме, однако прописан по адресу: "адрес". Решением Краснощёковского районного суда Алтайского края от (дата) установлен факт его постоянного проживания в жилом доме "адрес" в период мая-июня 2014 года. Установление данного факта стало необходимым в силу того, что указанный жилой дом в результате чрезвычайной ситуации, связанной с паводком на "адрес" (дата) был подтоплен вместе с находящимся в нем имуществом и пришел в непригодное для проживания состояние. Межведомственной комиссией в его присутствии было произведено обследование жилого дома по адресу: "адрес" составлены акт обследования помещения от (дата) года, заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания *** от (дата) года.
Согласно данных акта обследования помещения, обследуемый жилой дом -саманный, с юго-западной стороны здания просадка и горизонтальный разрыв несущей стены до 120 мм. Замачивание стен произошло на высоту до 1 метра, имеется отпадение штукатурного слоя, имеется перекос стен и провис балок перекрытий, есть вероятность их обрушения. Полы деревянные, имеют сильную деформацию, уклон, доски покороблены, печь осела, глиняный раствор вымыт, имеются трещины кирпичной кладки, дверные коробки перекошены, полотна искривлены и имеют неплотный притвор.
Он обратился в Администрацию Краснощёковского района Алтайского края с заявлением о включении его в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Краснощёковского района Алтайского края.
(дата) им было получено Уведомление Администрации Краснощековского района Алтайского края за ***, о том, что во исполнение п.2 Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 года N561 "О государственных жилищных сертификата, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или пресечения террористических актов правомерными действиями" он не включен в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Краснощёковского района Алтайского края. В Уведомлении не конкретизирована причина отказа. Факт постоянного (фактического проживания) в непригодном для проживания жилом доме установлен решением суда, право собственности на него зарегистрировано в установленном законом порядке. Таким образом, он имеет законное право на получение государственного жилищного сертификата за утраченное жилое помещение. Признание за ним права на включение в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Краснощёковского района Алтайского края необходимо для получения государственного жилищного сертификата и приобретения иного жилого помещения, пригодного для проживания. Отказ во включении истца в список граждан на получение государственного жилищного сертификата, нарушает право на возмещение ущерба, причиненного имуществу вследствие чрезвычайной ситуации.
Просит признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата и обязать администрацию Краснощёковского района Алтайского края включить его в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Краснощековского района Алтайского края.
К участию в деле привлечено в качестве соответчика - Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Решением Краснощековского районного суда Алтайского края от 16 декабря 2014 года постановлено исковое заявление Л. удовлетворить.
Признать за Л. право на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае - июне 2014 года на территории Краснощековского района Алтайского края.
Обязать Администрацию Краснощековского района Алтайского края включить Л. в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае - июне 2014 года на территории Краснощековского района Алтайского края.
В апелляционной жалобе ответчик администрация Краснощековского района Алтайского края просит решение отменить по следующим основаниям. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий" (п.2), для получения государственного жилищного сертификата, гражданин должен постоянно проживать и быть зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации. Л. был зарегистрирован по иному адресу. Следовательно им не выполнено условие о регистрации в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, в связи с чем он не имеет права на получение государственного жилищного сертификата в связи с утратой жилого помещения по адресу: "адрес".
Стороны, уведомленные о времени и месте рассмотрения жалобы в установленном законом порядке, в Алтайский краевой суд не явились, сведения о причинах неявки не представили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность решение суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
При рассмотрении настоящего дела, судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда надлежащим образом мотивированы и соответствуют обстоятельствам дела.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, в том числе и Краснощековского района, включая с. Краснощёково, произошел паводок, который в соответствии с п. "е" ч. 1 Постановления Правительства РФ от 21 мая 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" относится к чрезвычайной ситуации федерального характера.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.05.2014 года N245 "О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" с 29.05.2014 года введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Администрации Краснощековского района Алтайского края *** от (дата), в связи со сложной паводковой обстановкой в Краснощёковском районе Алтайского края, в результате которой оказались подтопленными усадьбы жилых домов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ущерба от его последствий, объявлен режим чрезвычайных ситуаций в "адрес", с 23-00 часов (дата) года.
Согласно акта обследования помещения от (дата) года, акта обследования поврежденного объекта в результате паводка, заключения межведомственной комиссии от (дата) год, жилой дом по "адрес" Алтайского края признан аварийным и не пригодным для постоянного проживания.
Л., имея регистрацию по адресу: "адрес" и являясь собственником жилого дома по "адрес" Алтайского края на основании договора купли-продажи *** от (дата) года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от (дата) года, обратился в Администрацию Краснощековского района с заявлением о включении его в список граждан, лишившихся жилья, нуждающихся на получение государственного жилищного сертификата, в результате паводка, произошедшего на территории "адрес" Алтайского края в мае-июне 2014 года.
Постановлением Администрации Краснощековского района Алтайского края от (дата) *** был утвержден сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014 года на территории Алтайского края, в который включен жилой дом N "адрес" Алтайского края.
Постановлением Администрации Краснощековского района Алтайского края от (дата) *** был утвержден список граждан, лишившихся жилого помещения, на получение государственных жилищных сертификатов, в который включен Л. ***
Данный жилой дом также включен в сводный реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате паводка от сильных дождей, прошедших в мае- июне 2014 года на территории Алтайского края, утвержденный распоряжением Администрации Алтайского края от (дата) ***.
В постановление *** от (дата) (в приложение N1) были внесены изменения постановлением Администрации Краснощековского района от (дата) *** в соответствии с которым был утвержден список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, произошедших в мае-июне 2014 года на территории "адрес". В указанном списке Л. отсутствует.
Уведомлением за подписью главы администрации Краснощековского района Алтайского края от (дата) Л. было сообщено, что он не включен в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате паводка от сильных дождей, произошедших в мае-июне 2014 года на территории "адрес".
Основаниям для отказа в выдаче сертификата, послужило отсутствие регистрации Л. в жилом доме по "адрес", который включен в реестр жилых помещений, признанных непригодными для проживания в результате последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне на территории Алтайского края.
Решением Краснощековского районного суда от (дата) года, вступившим в законную силу, установлен факт постоянного проживания Л. в мае-июне 2014 года в жилом доме по адресу: "адрес", Краснощёковского района, Алтайского края.
Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства дела, пришел к обоснованному выводу о том, что у истца, как у лица, пострадавшего в результате стихийного бедствия, возникло право на получение государственного жилищного сертификата и на включение в список граждан, имеющих право на получение государственного жилищного сертификата. При этом судом правильно истолкован и применен материальный закон.
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
В соответствии с п. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
07 июня 1995 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий", в соответствии с которым признано необходимым выпустить государственные жилищные сертификаты для граждан Российской Федерации, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Во исполнение вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации, 10 июля 1995 года Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министром строительства Российской Федерации, Министром финансов Российской Федерации утверждены Порядок и условия выдачи государственных жилищных сертификатов, в соответствии с которыми государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 1). В целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата (пункт 2). Для включения в списки пострадавших граждан Российской Федерации эти граждане должны представить в органы исполнительной власти следующие документы: заявление о выдаче государственного жилищного сертификата; паспорт или иной документ, удостоверяющий личность и имеющий юридическую силу; справку органов местного самоуправления, подтверждающую факт, что граждане лишились жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (пункт 3).
Согласно положениям Постановления Правительства РФ от 07.06.1995 года N561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
Государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. метров для одиноких граждан, 42 кв. метров на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 года N 982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований.
Из изложенного следует, что государством гарантируется предоставление жилья посредством выдачи государственного жилищного сертификата гражданам, которые, имея жилое помещение и проживая в нем на законных основаниях, лишились его в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. При этом жилое помещение, в котором проживали граждане, претендующие на получение жилищного сертификата, должно быть для них единственным и постоянным местом жительства.
В ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт того, что истец постоянно проживал по "адрес", Алтайского края, иного жилья не имеет.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированными в сохраняющих свою силу решениях (Постановления от 04 апреля 1996 года N 9-П, от 02 февраля 1998 года N 4-П) и подлежащими обязательному учету в правоприменительной практике, сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.1995 года N 8 (в редакции от 16.04.2013 г.) "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч. 1 ст. 40).
Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие прописки либо регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что истец Л. является лицом, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации - паводка в мае - июне 2014 года в с Краснощеково, при этом то обстоятельство, что он на момент паводка был зарегистрирован не в пострадавшем доме, согласно вышеуказанных разъяснений Конституционного суда РФ не может служить основанием для отказа во включении в список граждан, лишившихся жилья в результате чрезвычайной ситуации, поскольку факт его постоянного проживания по спорному адресу на момент затопления в мае - июне 2014 года установлен вступившим в законную силу судебным постановлением.
По указанным причинам доводы жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска отклоняются, как не необоснованные.
Судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу администрации Краснощековского района Алтайского края на решение Краснощековского районного суда Алтайского края от 16 декабря 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.