Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Решетниковой И.Ф., Тарасовой О.Н.
при секретаре Ретунской Н.Г.
с участием прокурора МищенкоЕ.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2014 года по делу
по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Экарта В.К. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, ТСЖ "Мечта" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Решетниковой И.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Экарта В.К. с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, ТСЖ "Мечта" в котором просил признать незаконными действия ТСЖ "Мечта" по расчету компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % с ДД.ММ.ГГ по 07.07.2010; возложить на ТСЖ "Мечта" обязанность по перерасчету Экарту В.К. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления, исходя из общей площади жилого помещения в 62,8 кв.м за указанный период; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Экарту В.К. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом ТСЖ "Мечта" за спорный период; возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Экарту В.К. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, определенной в результате перерасчета.
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой проверки установлено, что Экарт В.К. как лицо, признанное реабилитированным, имеет право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета. Экарт В.К. проживает и зарегистрирован в квартире общей площадью 62,8 кв.м. по адресу: "адрес". В квартире также проживают и зарегистрированы его дочь Экарт Э.В. и жена Экарт О.Д. Из выписок из лицевого счета, предоставленных Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску начисление льготы и расчет денежной компенсации Экарту В.К. в период с января 2009 по ноябрь 2010 производилось в пределах стандартов нормативной площади жилого помещения. Вместе с тем, проверкой установлено, что общая площадь квартиры составляет 62,8 кв.м., истец является льготополучателем из категории "лиц из числа реабилитированных", в связи с чем при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в спорный период. Решением Новоалтайского городского суда от ДД.ММ.ГГ удовлетворены исковые требования прокурора, предъявленные в интересах Экарта В.К. о перерасчете денежной компенсации по отоплению за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ За период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ такой перерасчет не произведен, денежная компенсация расходов не выплачена, в связи с чем бездействие ответчиков является незаконным. В связи с тем, что суммы компенсации не получены истцом своевременно по вине ответчиков, данные суммы должны быть выплачены Экарту В.К. за истекший период без ограничения срока.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, уточнил требования в части периода, подлежащего перерасчету, указав с ДД.ММ.ГГ по 07.07.2010. Просила применить ст. 206 ГПК РФ и установить ТСЖ "Мечта" срок для исполнения решения суда - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу для перерасчета; Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску для выплаты разницы денежного эквивалента - два месяца со дня вступления решения в законную силу.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2014 года исковые требования Исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Экарта В.К. удовлетворены.
Судом постановлено признать незаконными действия ТСЖ "Мечта" по расчету Экарту В.К. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 50 % исходя из социальной нормы жилья.
Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Экарту В.К. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом ТСЖ "Мечта" за период с ДД.ММ.ГГ по 07.07.2010.
Обязать ТСЖ "Мечта" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет Экарту В.К., проживающей по адресу: "адрес", денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения 62,8 кв.м. за период с ДД.ММ.ГГ по 07.07.2010.
Обязать Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Экарту В.К. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата произведенного ТСЖ "Мечта" перерасчета и выплаченного ранее денежного эквивалента за указанный период.
В апелляционной жалобе Главалтайсоцзащита просит решение отменить, ссылаясь на то, что прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя, не привел доказательства неправильности расчета льготы. Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой нарушение прав государственного органа либо прав гражданина, либо арифметическую ошибку.
В письменных возражениях прокурор г.Новоалтайска просил оставить жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
В суде апелляционной инстанции прокурор Мищенко Е.Ю. полагала жалобу не подлежащими удовлетворению.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статьи 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 N 37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В силу ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, а не социальной нормы. Указанные нормативы на территории г.Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г.Новоалтайска от 08.10.2008 N2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
В соответствии с Приложением N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В силу п.п. 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126, ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Частью 3 статьи 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" предусмотрено, что учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 названных выше Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, ч.ч. 1, 9 ст. 4 Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пп. 14, 15, 16, 37 Правил, ч.ч. 7, 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
В силу п. 27 Правил орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
Таким образом, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Судом первой инстанции установлено, что Экарт В.К. является реабилитированным лицом, что подтверждается свидетельством В *** от 28.02.2008, проживает в квартире с Экарт О.Д., Экарт Э.В., расположенной по адресу: "адрес", ему с ДД.ММ.ГГ назначена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг.
Управление домом осуществляется ТСЖ "Мечта".
В силу п.п. 2.1., 2.2.Соглашения об информационном обмене *** от ДД.ММ.ГГ с Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску, ТСЖ "Мечта" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, суммы льготы.
В соответствии с п. 4.2 Соглашения ТСЖ "Мечта" несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Решением Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Из имеющихся в материалах дела доказательств, следует, что в спорный период льгота по отоплению предоставлялась истцу в размере, не соответствующем 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что Экарт В.К. пользуется льготой по оплате за отопление как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ему льгота в спорный период времени предоставлялась не в полном объеме, поскольку компенсация за оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление должна была назначаться и рассчитываться исходя из общей площади принадлежащей ей на праве собственности жилого помещения в 62,8 кв.м., обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.
При этом, судебная коллегия находит правильным вывод суда о том, что к спорным правоотношениям положения о пропуске срока исковой давности не применяются, поскольку такие правоотношения носят длящийся характер.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении прокурором расчета компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились не исходя из общей площади жилого помещения.
Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно подлежит восстановлению, в связи с чем, доводы жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой нарушения прав госоргана или гражданина, либо арифметическую ошибку, признаются не состоятельными, ввиду вероятности такого нарушения либо ошибки. Защите подлежит только нарушенное право.
Ссылка в жалобах на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации не влияет на законность решения ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 27 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.