Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего: Мжельской Г.А.,
судей: Параскун Т.И., Довиденко Е.А.
при секретаре Быхуне Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 ноября 2014 года
по делу по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Аруткиной О.С. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, Муниципальному унитарному предприятию г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился в суд в интересах Аруткиной О.С. с иском к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" (далее МУП г. Новоалтайска "НТС") о признании действий незаконными, возложении обязанности по перерасчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
В обоснование требований процессуальный истец указал, что Аруткина О.С. как лицо, признанное реабилитированным, имеет право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств бюджета. Она проживает и зарегистрирована в квартире с отапливаемой площадью 50 кв.м. по адресу: "адрес"
Из выписок из лицевого счета, предоставленных Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску и МУП г. Новоалтайска "НТС" начисление льготы Аруткиной О.С. происходило в период с 2008 г. исходя из социальной нормы площади жилья.
Вместе с тем в нарушение требований закона, истцу до 24.07.2012, в том числе в спорный период, назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению не по общей площади жилого помещения, а исходя из социальной нормы площади жилья.
Решением Новоалтайского городского суда от 27.01.2014 удовлетворены исковые требования прокурора, предъявленные в интересах Аруткиной О.С. о перерасчете денежной компенсации по отоплению за период с декабря 2010 г. по июль 2012 г. За период с ноября 2008 по декабрь 2010 такой перерасчет не произведен, денежная компенсация расходов не выплачена, в связи с чем бездействие ответчиков является незаконным. В связи с тем, что суммы компенсации не получены истцом своевременно по вине ответчиков, данные суммы должны быть выплачены Аруткиной О.С. за истекший период без ограничения срока.
Ссылаясь на эти обстоятельства, процессуальный истец просил суд признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере 50 % с ноября 2008 по декабрь 2010; возложить на МУП г. Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету Аруткиной О.С. денежного эквивалента 50 % льготы на оплату отопления, исходя из общей площади жилого помещения в 50 кв.м за указанный период; признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Аруткиной О.С. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопления в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г. Новоалтайска "НТС" за спорный период; возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Аруткиной О.С. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату отопления, определенной в результате перерасчета.
В судебном заседании процессуальный истец прокурор Шукурова Н.Л. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила применить ст. 206 ГПК РФ и установить МУП "НТС" срок для исполнения решения суда - один месяц со дня вступления решения суда в законную силу для перерасчета; Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску для выплаты разницы денежного эквивалента - два месяца со дня вступления решения в законную силу. Уточнила требования в части периода подлежащего перерасчету с ноября 2008 по ноябрь 2010 г. включительно.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 ноября 2014 года, с учетом определения этого же суда от 30 декабря 2014 года об исправлении описки, исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Аруткиной О.С. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги отопления за период с ноября 2008 по ноябрь 2010 включительно в размере 50 % исходя из социальной нормы жилья.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Аруткиной О.С. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом Муниципального унитарного предприятия г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за период с ноября 2008 по ноябрь 2010 включительно.
На Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Аруткиной О. С. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата произведенного Муниципальным унитарным предприятием г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" перерасчета и выплаченного ранее денежного эквивалента за указанный период.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором к иску не был приложен расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Заявленное Главалтайсоцзащитой в отзыве ходатайство о понуждении прокурора предоставить расчет оставлено судом без внимания. При предъявлении прокурором исковых требований им не была проанализирована правильность произведенных организацией - поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не приведены доказательства, свидетельствующие о неправильности таких расчетов, исходя из которых управлением была выплачена компенсация. Полагает, что только при наличии расчета недополученной компенсация могут быть обоснованны требования о том, имеется ли задолженность и в каком размере.
В письменных возражениях прокурор г. Новоалтайска просит оставить решение суда без изменения как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу третьего лица Главалтайсоцзащиты - без удовлетворения.
В суде в апелляционной инстанции прокурор Фомина П.В. возражала против удовлетворения жалобы, полагала решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле в Алтайский краевой суд не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.
Разрешая спор, суд установил, что Аруткина О.С. является реабилитированным лицом и имеет право на льготы в силу Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 "О реабилитации жертв политический репрессий". Она зарегистрирована и проживает в квартире по адресу: "адрес" с 21.10.1977, ей с ДД.ММ.ГГ назначена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг.
Организацией - поставщиком услуг по отоплению жилого помещения истицы является МУП г. Новоалтайска "НТС".
Согласно решению Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску от ДД.ММ.ГГ истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, дата первоначального назначения льгот - 01.10.2007. В качестве основания предоставления компенсации указано отнесение ее к категории реабилитированных.
Из выписки из лицевого счета о начислении, оплате и ЕДК за отопление следует, что отапливаемая площадь квартиры составляет 50 кв.м., расчет ЕДК за отопление производился в пределах нормативной площади для семьи из двух человек согласно краевым стандартам - за 21 кв.м.
Из представленной Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску выписки по лицевому счету следует, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ льгота по отоплению предоставлялась истцу в размере, не соответствующем 50 % от начисленной суммы оплаты за отопление, код льготы указан 531 - "реабилитированный".
Таким образом, из материалов дела усматривается, что начисление льготы производилось исходя из социальной нормы площади жилья.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от 18.10.1991 N 1761-1 реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС (в ред. Закона от 08.05.2008) "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Согласно ст. 2 Закона Алтайского края N 156-ЗС от 27.12.2007 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу ст. 4 данного Закона компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст.1 настоящего Закона.
Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края.
В соответствии с Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126, решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в 10-дневный срок после принятия заявления со всеми необходимыми документами.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры (п.14 правил).
В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Согласно п.29 Правил организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке.
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п. п. 37, 38 Правил).
Постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 N 2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г. Новоалтайске", в соответствии с Приложением 1 к которому по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
С учетом изложенного вывод суда о том, что в нарушение требований законодательства льгота истцу предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения, является верным.
Доводы апелляционной жалобы о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из социальной площади жилого помещения 21 кв.м., в то время как отапливаемая площадь жилого помещения составляет 50,7 кв.м.
Таким образом, установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, которое должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционной жалобы о том, что прокурором не была проанализирована правильность произведенных организацией - поставщиком расчетов денежных эквивалентов, не приведены доказательства, свидетельствующие о неправильности таких расчетов, и что только при наличии расчета недополученной компенсация могут быть обоснованны требования о том, имеется ли задолженность и в каком размере. Таким образом, доводы жалобы в этой части являются несостоятельными.
Доводы жалобы о нерассмотрении судом ходатайства третьего лица Главалтайсоцзащиты о понуждении прокурора предоставить расчет, судебной коллегией во внимание не принимаются, так как требований о взыскании каких-либо сумм заявлено не было.
Таким образом, вывод суда о наличии оснований для удовлетворения требований, является правильным, основанным на нормах закона и подтвержденным материалами дела.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционной жалобе не содержится.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 26 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.