Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Соболевой С.Л., Новоселовой Е.Г.
при секретаре "данные изъяты"
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца П. на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 06 ноября 2014 года по делу
по иску П. к администрации г.Барнаула, администрации Центрального района г.Барнаула, Управлению социальной защиты населения по г.Барнаулу о возложении обязанности включить в списки граждан, пострадавших в результате паводка, и выплатить единовременную материальную помощь на неотложные нужды.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П. обратилась в суд к администрации г.Барнаула, ТУ микрорайона Затон администрации Центрального района г.Барнаула, Управлению социальной защиты населения по г.Барнаулу с иском о признании незаконными действий по невключению П. в списки граждан, пострадавших от паводка в мае-июне 2014 года, на получение единовременной материальной помощи в соответствии с распоряжением администрации Алтайского края от 05.06.2014 N 201-р, возложении обязанности включить истца в указанный список и выплатить единовременную материальную помощь в размере 10 000 руб. в соответствии с распоряжением администрации Алтайского края от 05.06.2014 N 201-р.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, заявив их к администрации Центрального района г.Барнаула, администрации г.Барнаула, Управлению соцзащиты населения по г.Барнаулу, с учетом уточнения просил возложить на администрацию г.Барнаула, администрацию Центрального района г.Барнаула обязанность включить П. в списки граждан, пострадавших от паводка в мае-июне 2014 года, возложить обязанность на Управление соцзащиты населения по г.Барнаулу выплатить единовременную материальную помощь на неотложные нужды в размере 10 000 руб.
В обоснование заявленных требований П. указала, что (дата) двухэтажный многоквартирный жилой дом по "адрес" в котором она проживает, оказался в зоне затопления, в период с (дата) по (дата) вода находилась в подъезде дома на уровне 1,5 м. (дата) П. обратилась в Управление соцзащиты населения по г.Барнаулу с заявлением о получении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года в соответствии с распоряжением администрации Алтайского края от 05.06.2014 N 201-р. Управлением принято решение об отказе в выплате в связи с отсутствием фамилии истца в списках пострадавших граждан, представленных администрацией г.Барнаула и органами МЧС. При обращении в территориальное управление микрорайона Затон истцу пояснили, что жильцы вторых этажей многоквартирных домов микрорайона Затон фактически не затоплялись, в связи с чем правовых оснований для получения компенсации не имеют.
Истец не согласен с данным отказом, считает его незаконным. Распоряжением администрации Алтайского края от 05.06.2014 N 201-р дано указание на выделение из резервного фонда Алтайского края денежных средств на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка в мае-июне 2014 года (по 10 000 руб. на жилое помещение). Постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 N 270 утвержден порядок осуществления единовременных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014 года, которым предусмотрено, что единовременные денежные выплаты предоставляются за счет средств краевого бюджета, полученных за счет бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основаниями для предоставления единовременной материальной помощи являются помимо заявления гражданина списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материального помощи в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно спискам истцу предоставлена выплата в размере 10 000 руб. из федерального бюджета. Принимая во внимание трудную жизненную ситуацию, в которой оказалась истица, а также право граждан на надлежащее социальное обеспечение, П. полагает, что имеет право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на основании распоряжения администрации Алтайского края от 05.06.2014 N 201-р за счет средств краевого бюджета.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 06 ноября 2014 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что факт затопления многоквартирного дома, в котором проживает истец, подтвержден материалами дела. Исходя из толкования Порядка осуществления единовременных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014, утв. постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 N 270, а также изданных в связи с чрезвычайной ситуацией распоряжений органов власти края, единственным критерием для включения в списки граждан на получение единовременной материальной помощи является факт нахождения жилого помещения в зоне затопления, что влечет нуждаемость пострадавших в материальной помощи на неотложные нужды. Выплата пострадавшим на ликвидацию последствий ЧС регионального и межрегионального характера является расходным обязательством Алтайского края. Невключение истца в списки граждан, попавших в зону затопления, противоречит вышеназванным нормативным актам.
Кроме того, внесение изменений в распоряжение администрации Алтайского края N 200-р, 201-р, 204-р, согласно которым ограничен круг лиц, имеющих право на выплату, имело место только 05.09.2014. Однако изменение оснований и порядка выплаты, предусмотренной названными распоряжениями, не соответствует ст. 55 Конституции РФ, предусматривающей недопустимость издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация Центрального района г.Барнаула просит оставить решение суда без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца П. - П. на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г.Барнаулу П. возражала против отмены решения суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц с учетом их надлежащего извещения.
Изучив материалы дела, заслушав представителя истца П., представителя ответчика П., проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. "г") оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п. "д") оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2014 N 994 предписано выделить администрации Алтайского края денежные средства из резервного фонда Правительства РФ для покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014г.
Во исполнение данного распоряжения постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 N 270 утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014г., пунктами 2.1, 2.2 которого предусмотрено, что получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации. Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией.
Кроме указанных выплат федерального бюджета распоряжением администрации Алтайского края от 05.06.2014 года N 201-р гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года, предусмотрено выделение средств на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на домовладение (жилое помещение) за счет средств краевого бюджета. Главному управлению Главалтайсоцзащита поручено обеспечить целевое использование выделенных средств.
На основании данного распоряжения Администрации Алтайского края приказом начальника Главалтайсоцзащиты N 211 от 10.06.2014 года управление социальной защиты населения по г.Барнаулу и комиссия по предоставлению материальной помощи гражданам при данном управлении наделены полномочиями по принятию решения о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка в г.Барнауле в мае-июне 2014г., на неотложные нужды в пределах 10 000 руб. на каждое домовладение на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставленных администрацией города Барнаула и органами МЧС.
Как установлено судом, П. является собственником жилого помещения - "адрес", расположенной на втором этаже многоквартирного жилого дома по "адрес", зарегистрирована по месту жительства и фактически проживает по указанному адресу.В июне 2014 года жилой дом, в котором проживает истица, попал в зону затопления в связи со сложившейся ситуацией, которая была зарегистрирована как чрезвычайная.
П. была включена в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере 10 000 руб. за счет средств федерального бюджета, в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от (дата) *** и получила указанные денежные средства, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
В июне 2014 года истец обратилась в Управление соцзащиты населения по г.Барнаулу с заявлением о предоставлении единовременной материальной выплаты в соответствии с распоряжением администрации Алтайского края от 05.06.2014 N 201-р. Уведомлением органа соцзащиты от (дата) П. сообщено об отказе в предоставлении материальной помощи по тому основанию, что она отсутствует в списках пострадавших граждан, предоставленных администрацией г.Барнаула и органами МЧС России.
Разрешая спор и отказывая в иске, суд исходил из того, что материальная помощь имела ограниченный объем финансирования, предназначалась для целевых выплат определенному законом кругу лиц, а именно гражданам, признанным в установленном законом порядке малоимущими. Однако истцом не представлены документы, подтверждающие статус малоимущей, а также того, что ее семья имеет среднедушевой доход, размер которого не превышает величины прожиточного минимума и семья, оказалась в трудной жизненной ситуации. Кроме того, руководствуясь изменениями, внесенными в распоряжение N 201-р от 05.06.2014 распоряжением администрации Алтайского края N 314-р от 05.09.2014, суд пришел к выводу, что в связи с проживанием истца на втором этаже жилого дома, он не имеет права на указанную выплату.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда в данной части ввиду следующего.
Правовым основанием для выплаты единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам является Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ и Распоряжения Администрации Алтайского края N 187-р от 01.06.2014, N 200-р от 05.06.2014, N 201-р от 05.06.2014, N 204-р от 09.06.2014.
Данными актами предусмотрено оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года (по 10 тыс. руб. на домовладение, жилое помещение). Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне поручено обеспечить целевое использование выделенных средств.
Таким образом, единственным критерием для определения права на получение единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета в соответствии с указанными распоряжениями является отнесение гражданина к числу пострадавших в результате паводка в мае-июне 2014г. При этом порядок предоставления материальной помощи названными актами не определен.
Приказом Главалтайсоцзащиты N 211 от 10.06.2014 Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу и комиссии по предоставлению материальной помощи при данном управлении наделены полномочиями на принятие решения о предоставлении единовременной материальной помощи пострадавшим от паводка в г.Барнауле. Этим же приказом установлено осуществлять предоставление такой помощи на неотложные нужды на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставляемых администрацией г.Барнаула и органами МЧС России.
Согласно имеющейся в деле информации многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец, оказался в зоне затопления и пострадал от паводка, что явилось основанием для включения истца в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджета.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец относится к категории граждан, пострадавших от паводка в мае-июне 2014 года, что в силу указанного выше распоряжения администрации Алтайского края дает ему право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на жилое помещение.
Выводы суда о том, что в соответствии с действующими Правилами предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденными постановлением Администрации Алтайского края N 466 от 05.10.2007, и Порядком рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставления материальной помощи, утвержденного Приказом Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 N 187, истица не представила документы, подтверждающие статус малоимущей, не могут служить основанием для отказа в такой выплате, поскольку как следует из ответа органа соцзащиты данные обстоятельства в качестве значимых не определялись и не устанавливались. Определяющее значение для отказа в выплате компенсации, как усматривается из ответа от 16.06.2014, имел факт отсутствия истца в списках пострадавших граждан.
Согласно п. 4 Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденного Приказом Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 N 187, граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, при обращении за материальной помощью, представляют следующие документы: заявление в письменной форме от себя лично, от имени своей семьи, опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (п.п. "а"); документ, удостоверяющий личность (п.п. "б"); документы (акт о пожаре, наводнении, выписка из истории болезни, смета на ремонт жилья и иные документы), подтверждающие наличие трудной жизненной ситуации (п.п. "д").
Обращения граждан о предоставлении материальной помощи в силу п.3 Порядка рассматриваются: управлениями социальной защиты населения по муниципальным районам и городским округам; Главным управлением Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
При наличии распоряжения либо письменного поручения Губернатора Алтайского края или его заместителей об оказании гражданам материальной помощи в конкретной сумме заявления граждан комиссионно не рассматриваются, и материальная помощь выплачивается на основании данного поручения в течение 10 дней с момента его поступления в Главное управление (п.10 Порядка). В исключительных случаях при невозможности предоставления документов комиссия вправе принять решение о предоставлении материальной помощи без предоставления документов (п.15 Порядка).
Таким образом, с учетом объявленной в Алтайском крае чрезвычайной ситуации орган, в компетенцию которого входит решение вопроса о предоставлении материальной помощи, не должен был и не требовал от гражданина представления всего пакета документов, подтверждающего нахождение гражданина в трудной жизненной ситуации. В качестве таковой ситуации на основании распоряжения губернатора Алтайского края N 187-р от 01.06.2014, N 200-р от 05.06.2014, N 201-р от 05.06.2014 и Приказа Главалтайсоцзащиты N 211 от 10.06.2014 расценивалось включение в список пострадавших в результате затопления дома.
Судебная коллегия считает, что оценка в совокупности и взаимной связи имеющихся в деле доказательств подтверждает, что вода в результате паводка в многоквартирный жилой дом, где проживает истец заходила, дом пострадал и требует ремонта.
Таким образом, истец на основании перечисленных выше актов должна была быть отнесена к категории лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, пострадавших от паводка, которым на неотложные нужды предоставляется единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на домовладение.
Доводы ответчиков о том, что распоряжением администрации Алтайского края от 05.09.2014 N 314-р круг лиц, имеющих право на материальную помощь в соответствии с распоряжениями N 187-р, 200-р, 201-р, 204-р, ограничен проживающими в помещениях не выше первого этажа, не влияют на выводы о наличии у истца права на указанную выплату, поскольку как следует из обстоятельств дела, П. обратилась в орган соцзащиты в июне 2014 года, то есть до издания администрацией края распоряжения 05.09.2014 N 314-р о внесении изменений в распоряжения от 01.06.2014 N 187-р, от 05.06.2014 N 200-р и 201-р, от 09.06.2014 N 204-р, согласно которым выплата представляется на жилые помещения, кроме расположенных на первых этажах, начиная со второго. Таким образом, на момент обращения как в компетентный орган, так и в суд право истца на получение единовременной выплаты как гражданина, пострадавшего от паводка, не было ограничено, исключений в отношении граждан, жилые помещения которых расположены на втором этаже, не устанавливалось.
Кроме того судебная коллегия учитывает, что последующее внесение изменений, ограничивающих круг лиц, имеющих право на выплату, не должно ставить граждан, пострадавших от паводка в мае-июне 2014 года, обратившихся с заявлением о выплате и не получивших выплату до 05.09.2014, в неравное положение с гражданами данной категории, которым выплата была произведена до внесения соответствующих изменений в вышеуказанные распоряжения администрации края.
Новое правовое регулирование должно соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям органов государственной власти и не ухудшать правовое положение личности, ограничивать её субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца путем возложения на администрацию Центрального района г.Барнаула обязанности включить П. в список граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка в мае-июне 2014 года, для предоставления единовременной материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края.
Вместе с тем отказ Управления социальной защиты населения по городу Барнаулу в выплате денежных средств при отсутствии П. в списках пострадавших являлся правомерным, а возложение на орган местного самоуправления обязанности включить заявителя в списки пострадавших предоставляет ей право на получение указанной единовременной материальной помощи.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований в части.
В силу ст. 98 ГПК РФ с администрации Центрального района г.Барнаула в пользу П. подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в сумме "данные изъяты".
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 06 ноября 2014 года отменить, вынести новое решение, которым исковые требования П. удовлетворить в части.
Возложить на администрацию Центрального района г. Барнаула Алтайского края обязанность включить П. в списки граждан, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка в мае-июне 2014 года, для предоставления единовременной материальной помощи за счет средств бюджета Алтайского края.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации Центрального района г.Барнаула в пользу П. судебные расходы по оплате госпошлины в сумме "данные изъяты".
Председательствующий:
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.