Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.
судей Дмитриевой О.С., Чубукова С.К.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Алейская центральная районная больница" на решение Алейского городского суда Алтайского края от 21 октября 2014 года
по делу по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах П.В.И. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Алейская центральная районная больница" о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алейский межрайонный прокурор в интересах П.В.И. обратился в суд с иском к КГБУЗ "Алейская центральная районная больница" (далее - КГБУЗ "Алейская ЦРБ"), уточнив в ходе рассмотрения дела требования, просил обязать КГБУЗ "Алейская ЦРБ" установить П.В.И. с ДД.ММ.ГГ (с даты начала работы по трудовому договору) заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента; обязать ответчика установить П.В.И. с ДД.ММ.ГГ районный коэффициент в размере 25%; обязать ответчика произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГ по день вынесения решения заработной платы П.В.И. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.
В обоснование требований указал, что П.В.И. работает в КГБУЗ "Алейская ЦРБ" на основании трудового договора медицинским регистратором. В ходе проведенной прокуратурой проверки выявлены нарушения действующего законодательства КГБУЗ "Алейская ЦРБ" при начислении и выплате заработной платы работникам, в том числе П.В.И., а именно, размер районного коэффициента включается в минимальный размер оплаты труда, что существенным образом нарушает права работника на получение заработной платы в полном размере, противоречит действующему законодательству. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01.01.1998 районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для города Алейска Алтайского края, в связи с тяжелыми климатическими условиями данной территории. Однако заработная плата истцу начисляется и выплачивается с применением районного коэффициента 1,2, что является незаконным.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 21 октября 2014 года исковые требования Алейского межрайонного прокурора удовлетворены.
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алейская центральная районная больница" обязано установить с ДД.ММ.ГГ П.В.И. заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента; установить П.В.И. с ДД.ММ.ГГ районный коэффициент в размере 25%; произвести перерасчет заработной платы П.В.И. с ДД.ММ.ГГ путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1, 25.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Жалоба мотивирована тем, что КГБУЗ "Алейская ЦРБ" является некоммерческим бюджетным учреждением, которое в своей деятельности руководствуется нормативными правовыми актами, принятыми краевой администрацией, в частности Отраслевым положением об оплате труда работников краевых государственных учреждений здравоохранения, утвержденным постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N607, на основании которого КГБУЗ "Алейская ЦРБ" разработано Положение об оплате труда работников учреждения, которым определена обоснованная дифференциация оплаты труда всех категорий работников с учетом условий труда. Названное Положение предусматривает доплату за работу в особых климатических условиях.
С учетом установленной системы оплаты труда при начислении заработной платы истцу производится доплата до минимального размера оплаты труда за работу в особых климатических условиях, применяется коэффициент в размере 1,2. После всех начислений размер оплаты труда истцу составляет не менее МРОТ, установленного Федеральным законом. В связи с тем, что доплата до МРОТ не является оплатой за труд работника, дополнительное применение районного коэффициента не допускается. Кроме того, Федеральный закон от 19.06.2000 N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" не предусматривает применение районного коэффициента к МРОТ.
Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями и не входит в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, в связи с чем установленный на территории г.Алейска районный коэффициент в размере 1,2 нельзя считать коэффициентом, применяемым за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а требования закона о начислении районного коэффициента к заработной плате, размер которой не может быть ниже МРОТ, не распространяются на спорные правоотношения.
Полагает, что содержащееся в постановлении Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 повышение с 01.01.1998 районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 в отдельных районах Алтайского края должно быть закреплено нормативным правовым актом органа исполнительной власти Алтайского края, который до настоящего времени не принят.
Кроме того, положения вышеуказанного постановления Правительства противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1237.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы представитель ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Алейская центральная районная больница" П.С.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Прокурор Ф.П.В. полагала решение не подлежащим отмене.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверяя законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации).
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Согласно ст.133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 129, ч. 3 ст. 133, ст. 133.1 Трудового кодекса Российского Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
В силу ч. 2 ст. 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Системное толкование положений ст. ст. 129, 133, 146, 148, 315 Трудового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод, что при выполнении работником в течение месяца нормы труда и отработавшим в этот период норму времени ему гарантирована выплата МРОТ независимо от того, в каких климатических условиях он исполняет трудовую функцию, то есть и тогда, когда работа выполняется в нормальных климатических условиях. В связи с чем соблюдение требований ст. ст. 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации для работников, работающих в особых климатических условиях, возможно только в том случае, если компенсация за работу в таких условиях начисляется на величину МРОТ, а не включается в нее. Кроме того, в указанных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, КГБУЗ "Алейская ЦРБ" является юридическим лицом - государственным бюджетным учреждением.
П.В.И. состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ "Алейская ЦРБ", с ДД.ММ.ГГ работает в детской поликлинике КГБУЗ "Алейская ЦРБ" в должности медицинского регистратора, что подтверждается трудовыми договорами от ДД.ММ.ГГ N 97.
За истекший период П.В.И. отработала норму рабочего времени и выполнила нормы труда, что не оспаривалось ответчиком.
По сведениям ответчика при начислении заработной платы П.В.И. районный коэффициент применялся до доведения заработной платы до МРОТ, а не на МРОТ.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд, ссылаясь на положения ст.ст.129, 133,135,146,148 Трудового кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что коэффициент за работу в местности с неблагоприятными климатическими условиями должен начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда.
Поскольку П.В.И. в спорный период начислена заработная плата в меньшем размере, чем подлежала начислению, исходя из минимального размера оплаты труда (5554 руб.) с учетом доплаты в виде соответствующего районного коэффициента в размере 1,25, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по установлению П.В.И. с ДД.ММ.ГГ заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента и перерасчете заработной платы с ДД.ММ.ГГ путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и закону, подлежащему применению к правоотношениям сторон.
Довод жалобы о том, что доплата за работу в особых климатических условиях производится с учетом Положения об оплате труда работников, разработанного КГБУЗ "Алейская ЦРБ", доплата до МРОТ начисляется в соответствии с установленным Региональным соглашением размером заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 годы для работников бюджетного сектора экономики, что исключает дополнительный учет районного коэффициента, судебная коллегия находит несостоятельным, основанным на ошибочном толковании норм материального права. По этим же основаниям судебная коллегия не принимает во внимание и довод жалобы ответчика о том, что Федеральным законом от 19.06.2000 N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" не предусмотрено применение районного коэффициента к минимальному размеру оплаты труда.
Доводы жалобы ответчика о включении районного коэффициента в общий размер заработной платы, который не ниже минимального размера, определенного законом, судебная коллегия признает несостоятельными, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку исходя из вышеизложенного в размере менее минимального размера оплаты труда допускается установление только окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников при условии, что заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно посчитал требования истца о необходимости производить начисление районного коэффициента на установленный МРОТ законным, поскольку это соответствует действующему законодательству.
Ссылка в жалобе на то, что Алтайский край не является территорией с тяжелыми климатическими условиями и не входит в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, поэтому коэффициент 1,2, установленный на территории г.Алейска, нельзя считать районным коэффициентом, применяемым в соответствии со ст.ст.315,316 Трудового кодекса Российской Федерации, не может являться основанием для отмены решения суда.
Статьей 316 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Государственным Комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 года принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 года N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Алейского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.
Распоряжением Исполнительного комитета Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 05.01.1972 N5-р доведено до сведения, что Совет Министров РСФСР распоряжением от 03.01.1972 N4-р повысил с 1,15 до 1,2 районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих, занятых на работах в отдельных районах Алтайского края, согласно приложению, недостаточно обеспеченных питьевой водой, особенно подвергающихся засухе. Указанный коэффициент вводится с 01 января 1972 года и применяется в порядке, установленном постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N325-24.
Согласно Приложению N1 к распоряжению от 05.01.1972 N5-р в перечень районов Алтайского края, где к заработной плате рабочих и служащих применяется районный коэффициент в размере 1,2, включен Алейский район.
Распоряжением Исполкома Алтайского краевого Совета депутатов трудящихся от 20 января 1975 года N39-р на основании письма Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Министерства финансов СССР от 10 января 1975 года N13-117 "О повышении районного коэффициента" с 01 января 1975 года в городе Алейске на всех предприятиях, в организациях и учреждениях установлен коэффициент к заработной плате рабочих и служащих в размере 1,2.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от 27 декабря 1997 года "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" для отдельных районов Алтайского края, включая г.Алейск, был утвержден размер районного коэффициента 1,25, как для местности с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Нормы указанного Постановления устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в перечисленных в Приложении районах Алтайского края, направлены на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в ст.ст.129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Районный коэффициент в данном случае выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях, и не может включаться в состав заработной платы, равный минимальному размеру оплаты труда, а должен начисляться сверх указанного размера заработной платы.
Согласно ст.115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Таким образом, Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.1997 N1631 в силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит применению как не противоречащее Кодексу. Принятие органом исполнительной власти Алтайского края нормативного правового акта о повышении районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 в отдельных районах Алтайского края не требуется.
Довод жалобы о том, что положения постановления Правительства Российской Федерации N 1631 от 27.12.1997 противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1237 основан на неверном толковании норм материального права. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1237 установлены размеры коэффициентов для расчета денежного довольствия военнослужащих, поэтому к спорным правоотношениям оно не применимо.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Алейская центральная районная больница" на решение Алейского городского суда Алтайского края от 21 октября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.