Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Параскун Т.И., Довиденко Е.А.
при секретаре Б.Д.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Алейская центральная районная больница" на решение Алейского городского суда Алтайского края от 21 октября 2014 г. по делу по иску Алейского межрайонного прокурора в интересах П.А.В. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Алейская центральная районная больница" о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П.А.В. с ДД.ММ.ГГ по настоящее время работает в поликлинике КГБУЗ "Алейская центральная районная больница" медицинским регистратором.
ДД.ММ.ГГ Алейский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах П.А.В. к КГБУЗ "Алейская центральная районная больница" (далее - КГБУЗ "Алейская ЦРБ") о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы, ссылаясь на следующие обстоятельства.
В результате проведенной в КГБУЗ "Алейская центральная районная больница" проверки соблюдения трудового законодательства было установлено, что П.А.В. заработная плата начисляется и выплачивается работодателем в размере, не соответствующем требованиям трудового законодательства Российской Федерации.
Начисление и выплата заработной платы истице производилась в нарушение положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Постановления Правительства Российской Федерации *** от ДД.ММ.ГГ "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края", статьи 133 ТК РФ, размер районного коэффициента был ниже 1,25 и включался в минимальный размер оплаты труда.
Несоблюдение работодателем вышеизложенных требований законодательства существенным образом нарушает права П.А.В. на получение заработной платы в полном размере.
Ссылаясь на эти обстоятельства, прокурор просил суд с учетом уточнения обязать КГБУЗ "Алейская ЦРБ" установить П.А.В. с ДД.ММ.ГГ заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента;
обязать ответчика произвести П.А.В. перерасчет заработной платы путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1,25.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алейская центральная районная больница" обязана установить с ДД.ММ.ГГ П.А.В. заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента.
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алейская центральная районная больница" обязано установить П.А.В. с ДД.ММ.ГГ районный коэффициент в размере 1,25.
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранение "Алейская центральная районная больница" обязано произвести перерасчет заработной платы П.А.В. с ДД.ММ.ГГ путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда, с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента в размере 1, 25.
В апелляционной жалобе ответчик краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Алейская центральная районная больница" просит об отмене решения по тем основаниям, что суд при разрешении спора не учел, что "адрес" не является территорией с тяжелыми климатическими условиями, не входит в "адрес"ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции от ДД.ММ.ГГ). "адрес"ы Алтайского края, в том числе "адрес", расположены в местности с особыми климатическими условиями, подвергающейся засухе, недостаточно обеспеченных питьевой водой. Считает, что содержащиеся в постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ *** "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" положения о принятии предложения администрации Алтайского края, о повышении с ДД.ММ.ГГ районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25 в отдельных районах Алтайского края, носят рекомендательный характер. Названное постановление Правительства РФ определяет, что расходы на выплату районного коэффициента в повышенном размере работникам бюджетной сферы осуществлять за счет средств бюджета Алтайского края, но на настоящий период времени Администрацией Алтайского края не принят нормативный правовой акт. Финансовые средства на такие выплаты в расходной части бюджета Алтайского края не планировались.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика П.С.Н. на доводах апелляционной жалобы настаивал, прокурор Б.М.И. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными обстоятельствами.
Как усматривается из материалов дела, КГБУЗ "Алейская ЦРБ" является юридическим лицом - Краевым государственным бюджетным учреждением здравоохранения, состоит на учете в налоговом органе, что подтверждается уставом.
П.А.В. состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ "Алейская ЦРБ" с 1999 года, в соответствии с Положением об оплате труда работников КГБУЗ "Алейская ЦРБ" ей установлен оклад (тарифная ставка) в размере "данные изъяты"., доплата за непрерывный стаж работы - 30% оклада в размере "данные изъяты"., и доплата до МРОТ - "данные изъяты" руб., а также происходит доплата за совместительство.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, районный суд обоснованно исходил из того, что заработная плата работников организаций, расположенных в регионах с неблагоприятными климатическими условиями должна быть определена в размере, не менее минимального размера оплаты труда, с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент за работу в указанном районе.
Частью 3 статьи 37 Конституции РФ закреплено право каждого работника на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно статье 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
В силу статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Согласно части 2 статьи 146 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 148 ТК Российской Федерации).
"адрес"ов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами С., дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты С. и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.ГК СМ С. по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 ДД.ММ.ГГ принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,5.
Распоряжением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГ N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для "адрес" Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от ДД.ММ.ГГ "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято предложение администрации края о повышении с ДД.ММ.ГГ районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе и для "адрес". Расходы, согласно Постановлению, на выплату повышенного коэффициента должны осуществляться за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
При рассмотрении данного дела суд пришел к выводу о том, что указанное Постановление не носит рекомендательный характер и для его реализации не имеется необходимости издания соответствующего нормативного правового акта краевого уровня.
Доводы жалобы об обратном являются несостоятельными, основанными на неправильном толковании и применении норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1631 от ДД.ММ.ГГ районный коэффициент к заработной плате на территории "адрес" определен в размере 1,25.
В силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации данное Постановление подлежит применению, как соответствующее нормам Трудового кодекса.
Судебная коллегия полагает, что довод жалобы о рекомендательном характере Постановления Правительства Российской Федерации N 1631 от ДД.ММ.ГГ, несостоятелен, поскольку, в силу ст. 115 Конституции Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Постановление N 1631 от ДД.ММ.ГГ "О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края" принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом - Правительством Российской Федерации; в этом Постановлении определены размер районного коэффициента 1,25 для ряда районов Алтайского края, дата, с которой этот коэффициент вводится в действие и источники финансирования затрат на эти цели.
Отсутствие регионального нормативного правового акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1,25 не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации N 1631 от ДД.ММ.ГГ является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Действие этого Постановления, являющегося федеральным нормативным правовым актом, не может блокироваться или быть опосредовано нормативными правовыми актами регионального уровня.
Довод жалобы о том, что доплата за работу в особых климатических условиях является составной частью заработной платы по ст. 129 ТК РФ и входит в общую сумму месячной заработной платы, а также в минимальный размер оплаты труда, определенный ФЗ от ДД.ММ.ГГ N82-ФЗ в сумме 5 554рубля, признается судебной коллегией верным только частично.
Действительно, в силу ст. 129 ТК РФ в заработную плату включены доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в особых климатических условиях, тогда как при исчислении заработной платы с учетом минимального размера оплаты труда, установленного на федеральном уровне, районный коэффициент применяется свыше этого размера.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Из системного толкования положений части 1 статьи 129, части 3 статьи 133, статьи 133.1 Трудового кодекса Российского Федерации следует, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, включающая в себя все предусмотренные законом элементы, будет не меньше установленного законом минимального размера оплаты труда.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (части первая и вторая статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
В противном случае исчисленная с учетом районного коэффициента и процентной надбавки минимальная месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями оказалась бы равной минимальной заработной плате работников, не работающих в таких условиях, что означало бы отказ от принципа справедливого вознаграждения за труд без учета его особых условий и противоречило закону.
Изменения, внесенные в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации", не затрагивают правил определения заработной платы работника и системы оплаты труда. При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N336-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГ установлен в размере 5 554 рубля в месяц.
Поскольку действующим трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента за работу в неблагоприятных климатических условиях, будет не меньше установленного федеральным законом МРОТ, а в данном случае размер заработной платы П.А.В. по трудовому договору составляет менее 5 554 рубля на 1 ставку уже с учётом районного коэффициента, судебная коллегия приходит к выводу, что начисление заработной платы истцу происходит с нарушением действующего законодательства.
С учетом изложенного, судом первой инстанции правомерно признано право истицы на получение заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением районного коэффициента к заработной плате, поскольку это соответствует действующему законодательству.
Таким образом, доводы жалобы в указанной части не влияют на законность решения, а имеющаяся система оплаты труда, в свою очередь, не должна противоречить действующему законодательству и нарушать права работника.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика КГБУЗ "Алейская центральная районная больница" на решение Алейского городского суда Алтайского края от 21 октября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи :
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.