Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей: Довиденко Е.А., Параскун Т.И.
при секретаре "данные изъяты"
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 10 октября 2014 года
по делу по иску С. к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края, Главному управлению образования и молодежной политики Алтайского края о предоставлении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С. обратился в суд к Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края с иском о признании права на получение жилого помещения, с учетом уточнения требований истец просил признать незаконным отказ ответчика во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением; возложить на ответчика обязанность включить С. в указанный список для обеспечения жилым помещением, признать за истцом право на внеочередное предоставление жилого помещения в границах муниципального образования города Бийска по норме предоставления, возложить на ответчика обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование заявленных требований С. указал, что он относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать умерла, отец лишен родительских прав. С (Дата) он находился под опекой своей сестры К. О наличии права на получение жилого помещения истец узнал только в (Дата), до указанного времени каких-либо разъяснений по вопросу наличия возможности получения жилья ему никто не давал. В (Дата) при обращении в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края с заявлением о включении в список детей-сирот для обеспечения жилым помещением истец получил отказ, в том числе, по причине достижения возраста 23 лет. По мнению истца, данный отказ является незаконным, поскольку то обстоятельство, что истец не обращался с заявлением о включении его в списки детей-сирот и с заявлением о постановки на учет в качестве нуждающихся, не может являться основанием для отказав предоставлении жилья, так как обязанность по постановке на учет возлагается на органы местного самоуправления. Истец не имеет закрепленного жилья, а также иного жилого помещения, проживает в арендованной квартире, тем самым нуждается в жилом помещении. До достижения 23 лет С. не реализовал право на получение жилого помещения по причине полученной в (Дата) травмы позвоночника, в результате которой он длительное время проходил лечение, и ему установлена инвалидность. В силу ненадлежащего исполнения органами опеки и попечительства обязанности по выявлению детей-сирот в целях реализации ими права на предоставление жилья, по причине правовой неграмотности истца и стечения тяжелых обстоятельств, препятствующих своевременному самостоятельному обращению за предоставлением жилого помещения, истец до настоящего времени не реализовал свое право на получение жилья. Между тем, достижение 23-летнего возраста не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права и не освобождает органы местного самоуправления от соответствующей обязанности предоставить жилье.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула от 10 октября 2014 года исковые требования удовлетворены в части. Судом постановлено:
Признать незаконным приказ Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от (Дата) *** в части отказа во включении С. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края включить С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Признать за С. право на внеочередное предоставление жилого помещения в границах муниципального образования "адрес" Алтайского края общей площадью не менее нормы предоставления 33 кв.м.
Обязать Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в течение 3-х месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить С. жилое благоустроенное помещение границах муниципального образования "адрес" Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления 33 кв.м.
В остальной части требований отказать.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в иске, указывая, что в соответствии с действующим законодательством о социальной поддержке детей-сирот указанные отношения носят заявительный характер, право на обеспечение жилым помещением возникает у гражданина с момента внесения его в соответствующий Список детей-сирот для обеспечения жильем, и сохраняется за лицами, которые достигли возраста 23 лет при условии включения их в Список до достижения указанного возраста. После достижения возраста 23 лет указанные граждане не относятся ни к одной из названных в законе категорий лиц, имеющих право на получение дополнительных мер социальной поддержки.
Между тем, истец до достижения 23 лет предусмотренной законом мерой социальной поддержки не воспользовался, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении не встал, каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения для постановки на учет не представил, впервые обратился к ответчику с заявлением о включении его в Список в возрасте 26 лет. При этом такие причины как кратковременное расстройство здоровья, незнание закона не свидетельствуют об уважительных причинах пропуска названного срока. Определенный законом срок реализации жилищных прав лицами указанной категории ограничен возрастом 18-23 года и является пресекательным, не подлежит восстановлению.
Кроме того, судом не учтено, что истец не состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку за ним было закреплено жилое помещение в "адрес", вопрос о снятии закрепления до достижения 23-летнего возраста разрешен не был. Доказательств того, что истец обращался в уполномоченный орган для постановки на учет по улучшению жилищных условий в качестве сироты до достижения 23 лет не представлено.
Удовлетворяя требования по внеочередному предоставлению жилья, суд тем самым нарушил права неограниченного круга лиц, включенных в Список ранее с даты подачи заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях.
В возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции истец С., его представитель Т. просили оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав истца С. и его представителя Т., проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч.1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Как установлено судом, С., (Дата) года рождения, до достижения 18-летнего возраста остался без попечения родителей, поскольку мать истца умерла, отец решением Красногорского районного суда от (Дата) лишен родительских прав.
Распоряжением администрации г.Бийска от (Дата) *** над несовершеннолетним С. учреждена опека, опекуном назначена К.
Из материалов дела следует, что С. не имеет жилья в собственности или в пользовании на условиях социального найма. В настоящее время зарегистрирован по адресу: "адрес", собственником данного домовладения не является, фактически проживает по "адрес".
По сведениям, представленным Управлением Росреестра по Алтайскому краю от (Дата), филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю от (Дата), за С. не зарегистрировано права на объекты недвижимого имущества, он не имеет жилых строений, помещений в собственности.
В (Дата) С. обратился в Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставив необходимые документы.
В ответе Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от (Дата) истцу сообщено об отказе во включении в указанный список, поскольку им не представлены документы о правах на недвижимое имущество в подлиннике и постановление органа местного самоуправления о форме устройства. Дополнительно со ссылкой на ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано на достижение С. 23-летнего возраста на момент обращения с соответствующим заявлением.
При повторной обращении к ответчику с заявлением о включении в вышеуказанный список на получение жилья, истцу сообщено, что по представленным документам за ним закреплено жилое помещение в "адрес", кроме того, на момент обращения в Главное управление С. достиг возраста 23 лет, в связи с чем основания для включения его в Список детей-сирот для обеспечения жилым помещением отсутствуют.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что право истца на обеспечение жилыми помещениями до достижения им возраста 23 лет не реализовано по уважительным причинам.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда по следующим основаниям.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями предусмотрено Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым определены общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона в редакции от 29.02.2012 N 15-ФЗ, действующей с 01.01.2013, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1 пункта 1 статьи 8 названного Закона).
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме названных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Закона).
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившим в силу с 01.01.2013, действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ст.17-2 Закона Алтайского края от 12.12.2006 3 136-ФЗ "О предоставлении жилых помещений государственной жилищного фонда Алтайского края" в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со статьей 17-1 настоящего Закона (далее - список), включаются дети (лица), оставшиеся без попечения родителей и достигшие возраста 14 лет. Включение в список детей (лиц), оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 14 лет, осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты и времени поступления в уполномоченный орган документов.
Согласно ответам администрации Первомайского сельсовета Бийского района и администрации г.Бийска по запросу суда, С. в администрацию Первомайского сельсовета и администрацию г.Бийска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, включении в списки детей-сирот не обращался, и на таком учете не состоит.
По сведениям, представленным МКУ "Комитет администрации Бийского района по образованию и делам молодежи", С. не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, включении в список детей-сирот.
В силу ранее действовавшей редакции ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлялся как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
При этом обязанности по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их несовершеннолетия в силу закона возложены на органы, наделенные полномочиями по опеке и попечительству.
Между тем, как следует из обстоятельств дела, компетентные должностные лица органа опеки и попечительства, зная о С., как ребенке, оставшемся без попечения родителей, в тот период, когда он был несовершеннолетним, находился под опекой, вопреки требованиям закона об опеке и попечительства не предприняли мер, в том числе не предложили законному представителю (опекуну, попечителю) в целях формального соблюдения требований жилищного законодательства, обратиться за постановкой на учет для получения жилья.
Однако ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, не может являться основанием для лишения такого ребенка надлежащего социального обеспечения, гарантированного Конституцией Российской Федерации.
Также к уважительным причинам, по которым истец до достижения 23-летнего возраста не реализовал право на получение жилья, относится его состояние здоровья в связи с полученной травмой позвоночника в (Дата), в результате которой истцу установлена инвалидность.
Учитывая, что по независящим от истца обстоятельствам он был лишен права воспользоваться гарантиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленными Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ до достижения возраста 23 лет, суд пришел к правомерному выводу о сохранение за ним права на обеспечение жилым помещением в порядке, предусмотренном указанным законом.
Вопреки доводам жалобы определенный законом срок реализации жилищных прав лицами указанной категории (до достижения 23 лет) не является пресекательным. Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях до 23-летнего возраста без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.
Доводам ответчика о наличии закрепленного за истцом жилья судом дана надлежащая правовая оценка.
Как следует из распоряжения администрации г.Бийска от (Дата) ***, за несовершеннолетним С. закреплена жилая площадь в "адрес".
По сведениям администрации г.Бийска жилое помещение в "адрес", площадью 39 кв.м., приватизировано семьей истца на 5 человек; имущества, которое можно было бы закрепить за несовершеннолетним С., не имеется.
Как ранее было указано, информации о наличии в собственности С. жилых помещений в Управлении Росреестра по Алтайскому краю и филиале ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю отсутствует.
Оценивая данные обстоятельства, суд первой инстанции обосновано указал, что администрация города Бийска, закрепляя в (Дата) за несовершеннолетним С. жилой дом по "адрес", общей площадью 39 кв.м., не приняла во внимание то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, за которыми закреплено данное жилое помещение, была менее учетной нормы площади жилого помещения. Органами опеки и попечительства, на которые в силу закона, возложена обязанность по контролю за реализаций прав данной категории граждан, до достижения истцом возраста 23 лет не выяснялась фактическая возможность истца вселиться в закрепленное за ним жилое помещение.
Между тем, поскольку до достижения 23 лет за истцом было закреплено жилое помещение, данное обстоятельство также объективно лишало его возможности постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Кроме того, согласно ответу Управления Росреестра по Алтайскому краю и филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Алтайскому краю (Бийское отделение) право собственности на жилой дом по "адрес", не зарегистрировано.
В связи с изложенным, выводы ответчика о наличии закрепленного за истцом жилого помещения, препятствующего
фактическая возможность истца вселиться
Довод жалобы о том, что предоставление жилого помещения внеочередном порядке приведет к нарушению прав иных лиц, включенных в Список ранее с даты подачи заявления о признании нуждающимися в жилых помещениях, не влияет на законность решения.
До 01.01.2013 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечивались жилыми помещениями по договорам социального найма из фонда социального использования во внеочередном порядке. Внеочередной порядок обеспечения жилыми помещениями не предполагал ведения какого-либо учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений в порядке очередности.
С 01.01.2013 в соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ таким граждан однократно предоставляются жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Для этой цели органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации формируется список указанных лиц.
По смыслу закона, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В связи с этим, указание в решении о предоставлении истцу жилого помещения во внеочередном порядке не влечет нарушение прав иных лиц, включенных в список детей-сирот ранее по дате поступления заявлений о постановке на учет в качестве нуждающихся.
Вопреки доводам жалобы, закон не предусматривает очередности предоставления жилого помещения детям-сиротам. Жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
Иных доводов, влияющих на законность принятого решения, в апелляционной жалобе не содержится. В связи с чем оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 10 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.