Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.Р.
судей Алексеенко О.В.
Пономаревой Л.Х.
при секретаре ФИО3
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан - Миловановой Е.В. на решение Мечетлинского районного суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2014 года, которым постановлено:
В удовлетворении искового заявления Государственного казенного учреждения Служба весового контроля РБ к Сабирову Б.Г. о взыскании суммы ущерба, процентов за пользование чужими денежными средствами- отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Абубакировой Р.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель ГКУ Служба весового контроля РБ - Милованова Е.В. обратилась в суд с иском к Сабирову Б.Г. о взыскании суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование требований указано, что дата при осуществлении весового контроля на ... км автодороги адрес сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (далее - ГИБДД) совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки ... , регистрационный номер N ... , полуприцеп марки ... модель ... , регистрационный номер ... принадлежащего ответчику, под управлением водителя ФИО5
Факт принадлежности транспортного средства ответчику подтверждается свидетельством о регистрации транспортного средства на седельный тягач ... , на полуприцеп ...
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-П - весы автомобильные электронные портативные) фирмы ФИО11, модификации (модель) ... заводской номер N ... Данные весы признаны пригодными к применению и поверены дата, что подтверждается отметкой о поверке N ... , действительной по дата (стр. ... паспорта на весовое оборудование, приложение ... ), что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а так же отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного ч.1 ст. 31 Федерального Закона от дата N 257-ФЗ.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт N ... о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от дата. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила ... рублей ... копеек.
Указанная сумма в добровольном порядке в ... -дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.
ГКУ Служба весового контроля РБ направила претензионное письмо N ... от дата о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответ получен не был, денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были.
Истец просил взыскать с ответчика сумму ущерба в ... рублей ... копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ... рублей ... копеек.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан - Милованова Е.В.просит решение суда отменить как незаконное. Указывает, что ответчик не представил доказательств об отсутствии временных дорожных знаков ограничивающих нагрузки на ось в период временных ограничений. Кроме того, судом ошибочно сделан вывод о том, что взвешивание транспортного средства ответчика проходило в нарушение правил. Более того, в письме ОАО "Башкиравтодор" от дата имеется указание на то, что в период весенних ограничений дата автомобильные дороги находились в состоянии пригодном для эксплуатации. Весовое оборудование было размещено на полосе отвода, имеющую дорожную одежду, пригодную для размещения на ней грузоприемных устройств. Также ни одним нормативным актом не запрещено производить взвешивание транспортных средств в темное время суток.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Информация о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела на основании п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ГКУ "Службы весового контроля Республики Башкортостан" - Шерышева Ю.М., поддержавшего доводы жалобы, представителя Сабирова Б.Г. - Галиахметова Р.Х., согласившегося с решением суда, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение указанным требованиям не отвечает.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что исковые требования о возмещении причиненного ущерба, причиненного в результате повреждения автомобильной дороги, не подтверждены допустимыми доказательствами. Кроме того, истцом не представлены доказательства, подтверждающие, что пользователи дорог были проинформированы об условиях движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, причинах и сроках ограничений, а также принятых мерах по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов, установки временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортного средства.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от дата N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно ст. 4 данного Федерального закона, на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В соответствии с п.2.1 ст. 30 этого же закона временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 31 названного Закона следует, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от дата N ... утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, владельцем которых определен истец.
Дорога адрес является автомобильной дорогой общего пользования Республики Башкортостан регионального значения.
В целях обеспечения безопасности дорожного движения и сохранности автомобильных дорог разработана Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденная Министерством транспорта Российской Федерации дата, зарегистрирована в Минюсте РФ дата N ...
В силу пункта ... Инструкции перевозка по дорогам крупногабаритных и тяжеловесных грузов может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
Согласно разделу ... Инструкции контроль за соблюдением допустимых весовых параметров и габаритов транспортных, средств осуществляют органы управления дорогами, органы Российской транспортной инспекции и Государственной автомобильной инспекции.
В соответствии с пунктом ... Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата N ... "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом", тяжеловесный груз это груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает предельно допустимые массы транспортных средств согласно приложению N ... или предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению N ... к указанному постановлению.
Таким образом, предельно допустимые габариты транспортных средств, предельно допустимые осевые нагрузки и предельно допустимые массы транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов, определены Правительством Российской Федерации в Правилах перевозок-грузов автомобильным транспортом (постановление Правительства Российской Федерации от дата N ... "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом").
Как указано в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от дата N22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб и влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств. Плата за провоз тяжеловесных грузов является, по сути, платой хозяйствующих субъектов за возможность использовать автомобильные дороги для решения своих задач на определяемых ими согласованных условиях и соразмерно произведенной оплате. Государство разрешает перевозчикам перевозить грузы наиболее удобным и выгодным для них способом при условии, что они осуществляя в своих интересах перевозку грузов, возмещают причиненный дорожному полотну ущерб и затраты, размер которых определяется индивидуально на основе установленных параметров.
При этом в соответствии с частью I статьи 31 Федеральный закон N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством (ч. 3 ст. 31 Федерального закона N 257-ФЗ).
Одновременно, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от дата N ... "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации", предусмотрено.что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами. подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В специальном разрешении, таким образом, указываются сверхнормативные весовые параметры транспортного средства, ущерб от проезда которого заранее возмещен владельцем транспортного средства при получении такого разрешения.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона М" 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от дата N ... владельцем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства республики Башкортостан.
В соответствии с соглашением о разделе полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуницппального значения заключенного между ПСУ УДХ Республики Башкортостан и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан от дата года, ГКУ Служба весового контроля РБ приняло на себя обязанности по осуществлению полномочий владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля, полномочия по взвешиванию транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, составления акта по результатам взвешивания, по осуществлению расчета ущерба и взыскания ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Таким образом, ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан выполняет обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ Республики Башкортостан как владельца автомобильных дорог в соответствии с вышеуказанным распоряжением.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от дата за N ... на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального межмуниципального значения с дата по дата было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям ... к указанному распоряжению.
Информация о введении временного ограничения движения с дата по дата была опубликована на официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан дата, номер официального опубликования N N ... официальный сайт: ... на официальном сайте: ... , а также информация о введении временного ограничения движения была опубликована в СМИ, а именно в газете " ... ", выпуск N ... от дата.
Установка дорожных знаков, временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на ось на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципалыюго значения обеспечивается Государственным комитетом Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
В период весенней распутицы с дата по дата на основании указанного распоряжения Правительства Республики Башкортостан от дата N ... и согласно п. дата Государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования РБ регионального и межмуниципального значения на дата год N ... от дата ОАО "Башкиравтодор" установлены дорожные знаки ... "ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства".
Из материалов дела усматривается, что дата при осуществлении весового контроля на ... км автодороги ... сотрудниками Государственной Инспекции Безопасности Дорожного Движения (далее - ГИБДД) совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки ... модель ... , регистрационный номер N ... , полуприцеп марки ... модель ... регистрационный номер N ... , принадлежащего ответчику, под управлением водителя ФИО5
Взвешивание производилось на весовом оборудовании марки ФИО11 модификации ... заводской номер N ... Данные весы признаны пригодными к применению и поверены дата, что подтверждается отметкой о поверке N ... действительной по дата (стр. ... паспорта на весовое оборудование), приложение N ... что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства и отсутствие специального разрешения, на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного ч.1 ст. 31 Федерального Закона от дата N 257-ФЗ.
По результатам взвешивания специалистами пункта весового контроля был составлен акт N ... о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от дата.
Согласно акту размер причиненного ущерба составляет ... руб. Расчет ущерба произведен на основании Правил возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата N 934, с учетом установленных показателей по превышению ограничений осевых нагрузок транспортного средства на основании акта N ... от дата и протяженности маршрута движения.
Согласно пункту 2 вышеуказанных Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Материалами дела подтверждается, что ответчик ФИО1 является владельцем транспортного средства седельный тягач марки ... модель ... , регистрационный номер N ... , полуприцеп марки ... модель ... , регистрационный номер N ...
Возражая против иска, ответчик ссылался на недостоверность содержащихся в акте сведений в связи с нарушением порядка взвешивания. Указывал, что взвешивание происходило не на стационарном посту в темное время суток. Кроме того, ответчик указывал, что в нарушение действующего законодательства пользователи дорог не были заблаговременно уведомлены о введении временного ограничения движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси. Никаких дорожных знаков или технических средств, предупреждающих о временных ограничениях на пути следования, не было установлено. При таких обстоятельствах полагал, что вина водителя отсутствует.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с позицией стороны ответчика.
Приказом Минтранса РФ от дата N ... утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств".
Материалами дела подтверждается, что весовое оборудование, которым было произведено взвешивание транспортного средства ответчика, выполнено в соответствии с ГОСТ Р ... и техническим условиям - ТУ ...
Более того, в паспорте весового оборудования использовавшегося для взвешивания транспортного средства ответчика указано, что данное весовое оборудование монтируется не в бетонное или асфальтное основание, а на бетонное или асфальтное основание, что позволяет использовать данное весовое оборудование как на стационарных постах с использованием специальных площадок, так и на передвижных пунктах весового контроля с использованием полос отвода. Весовое оборудование ФИО11, заводской номер N ... , модификации ... возможно перемещать вручную без демонтажа основания, на котором оно размешено.
Согласно СНиП ... дорога адрес является дорогой третьей категории, а такие дороги согласно того же СНиП ... состоят из двух полос движения шириной по ... и имеют полосы отвода длинной ... при этом ширина полосы отвода соответствует ширине полосы движения, то есть ... Полосы отвода, как и сама дорога, проходит контроль качества дорожной одежды, по каждому укладываемому слою, что говорит о ее повышенной прочности и гарантирует ее прочность на протяжении всего срока службы, а потому не требуют прохождения периодических поверок, как того требуют специально созданные площадки на стационарных постах весового контроля.
Таким образом, полосы отвода являются пригодными для размещения на них грузоприемных устройств, в соответствии с Приказом Минтранса РФ от дата N 125"Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств", а также в соответствии с руководством по эксплуатации весового оборудования.
Из письма ОАО "Башкиравтодор" от дата исх. N ... следует, что в период весенних ограничений дата года автомобильные дороги находились в состоянии пригодном для эксплуатации, что подтверждает, что весовое оборудование было размещено на полосе отвода, имеющую дорожную одежду соответствующую СНиП ... пригодную для размещения на ней грузоприемных устройств, в соответствии с Приказом Минтранса РФ от дата N ...
Кроме того, передвижной пункт весового контроля, представляет собой автомобиль ... оборудованный современной специальной техникой для выявления нарушений, а именно: комплексным весовым оборудованием для поосного взвешивания нагрузок транспортного средства и расчета размера вреда, причинённого автомобильным дорогам, прибором для установки весового оборудования, а также осветительным оборудованием для взвешивания в ночное время суток.
Доводы стороны ответчика о том, что дорожные знаки отсутствовали, опровергается следующим.
дата ГКУ УДХ Республики Башкортостан направило в адрес ОАО "Башкиравтодор" обращение об установке дорожных знаков в соответствии с приложениями ... распоряжения Правительства Республики Башкортостан от дата N ...
дата. ГКУ УДХ Республики Башкортостан направило письмо N ... в ОАО "Башкиравтодор" о необходимости демонтажа временных дорожных знаков, ограничивающих предельно допустимые нагрузки на оси транспортных средств.
Письмом ОАО "Башкиравтодор" от дата N ... подтверждается наличие на автодороге адрес в период с дата по дата дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на оси транспортных средств.
Данные письма свидетельствуют о том, что во исполнение распоряжения Правительства Республики Башкортостан от дата N ... временные дорожные знаки на данной автодороге были установлены.
Довод стороны ответчика о том, что истец не полномочен на предъявление данного иска, является несостоятельным, поскольку полномочия истца на взыскание ущерба предусмотрены п.2.1 вышеуказанного Соглашения.
Непривлечение ответчика к административной ответственности не влечет отказ в удовлетворении исковых требований.
Доказательств получения ответчиком разрешения на перевозку тяжеловесного груза в материалы дела не представлены.
Расчет истца ответчиком не оспорен, иной расчет ущерба ФИО1 суду не представлен.
При указанных обстоятельствах исковые требования истца подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей" в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей частя. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, всходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
На день предъявления иска учетная ставка банковского процента согласно Указанию ЦБ РФ от дата N ... равна ... годовых.
При этом период просрочки уплаты суммы ущерба на дату подачи искового заявления дата по акту взвешивания N ... от дата составляет ... дней. При таких обстоятельствах, сумма процентов за пользование чужими денежными средствами составляет ... рублей ... копеек.
Указанная сумма в добровольном порядке в ... -дневный срок, как предусмотрено актом взвешивания, уплачена не была.
ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан направила претензию N ... от дата о необходимости уплаты суммы ущерба, но ответ не был получен, денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были.
В связи с этим, сумма причиненного ущерба в размере ... рублей и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ... руб подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мечетлинского районного суда Республики Башкортостан от 18 ноября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к Сабирову Б.Г. о взыскании суммы ущерба, процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить.
Взыскать с Сабирова Б.Г. в пользу Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан в размере ... рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ... рублей ... копеек.
Председательствующий Абубакирова Р.Р.
Судьи Алексеенко О.В.
Пономарева Л.Х.
Справка: судья ФИО9
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.