Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.,
судей Смирновой О.В.,
Фроловой Т.Е.,
при секретаре Пономаревой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Управления по земельным ресурсам администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Шангуровой В.А. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан 09 апреля 2014 года, которым постановлено:
исковые требования Горшенин С.Н. к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании отказа незаконным удовлетворить.
Признать отказ администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, изложенный в письме Управления по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от дата N ... , в предоставлении земельного участка с кадастровым номером N ... в аренду для ведения садоводства незаконным.
Обязать администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан осуществить публикацию о предстоящем предоставлении земельного участка из числа земель населенных пунктов, размером ... кв.м., кадастровый номер N ... , расположенного по адресу: адрес, для ведения садоводства (без права строительства капитальных строений) в аренду сроком на ... лет в газете ... и на официальном сайте администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в сети Интернет.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Смирновой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горшенин С.Н. обратилась в суд с иском к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании отказа в предоставлении в аренду земельного участка для ведения садоводства незаконным.
В обоснование иска указала, что дата обратился в администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером N ... по адресу: адрес, для ведения садоводства. Однако в удовлетворении просьбы ему отказано по причине отсутствия полномочий у администрации на предоставление земель сельскохозяйственного назначения гражданам (письмо УЗР администрации ГО г. Уфа РБ от дата. N ... ). Полагает отказ незаконным, поскольку испрашиваемый земельный участок входит в категорию земель земли населенных пунктов в жилую зону "Ж-1", в которой разрешено ведение садоводства и огородничества. Следовательно, Правила землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ и Градостроительный регламент не запрещают предоставление земельного участка для ведения садоводства в аренду на территории земель населенных пунктов. При таких обстоятельства, администрация ГО г. Уфы РБ обязана была не позднее дата опубликовать информационное сообщение в газете ... и официальном сайте администрации в сети Интернет о предоставлении в аренду земельного участка, для целей не связанных со строительством. Так как данная обязанность не исполнена, то нарушено право истца на получение земельного участка.
Просил признать отказ администрации ГО г. Уфы РБ, вынесенный уполномоченным органом Управления по земельным ресурсам администрации ГО г. Уфы РБ, выраженный в форме письма от дата N ... , незаконным; обязать администрацию ГО г. Уфы РБ осуществить публикацию о предстоящем предоставлении земельного участка с кадастровым номером N ... площадью ... кв.м. для ведения садоводства по адресу: адрес, в аренду Горшенину С.Н. сроком на ... лет в газете ... и на официальном сайте администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в сети Интернет.
Судом постановлено приведенное решение.
В апелляционной жалобе представителем Управления по земельным ресурсам администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан Шангуровой В.А. ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, поскольку администрация ГО г. Уфа не вправе распоряжаться земельными участками из категории земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, предоставление земельных участков для ведения индивидуального садоводства гражданам, не входящих в состав соответствующего некоммерческого объединения, законодательством не предусмотрено.
Заслушав объяснения представителя Горшенина С.Н. - Суханова С.В., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно п.1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В п.п. 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Однако указанным требованиям обжалуемое решение не соответствует.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Статьями 34 ЗК РФ, 12 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004г. N59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" предусмотрен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей не связанных со строительством.
Решением Совета ГО г. Уфа Республики Башкортостан от 23.11.2011г. N43/7 утверждено Положение о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с которым предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, осуществляется на основании заявления физического лица или юридического лица (индивидуального предпринимателя), заинтересованного в предоставлении земельного участка (п.2.1).
В последующем заявление с приложением документов на имя главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставляется в администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан для регистрации и, после наложения резолюции главой администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (либо уполномоченным заместителем главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан), в трехдневный срок, копии заявления и приложенных документов направляются для рассмотрения в Управление по земельным ресурсам администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Управление).
Если в процессе утверждения расположения земельного участка на кадастровой карте либо выяснения возможности предоставления земельного участка, стоящего на государственном кадастровом учете, выясняется, что этот земельный участок не может быть предоставлен для испрашиваемых целей в силу наличия прав третьих лиц, либо в силу противоречия требованиям градостроительного регламента, либо по иным причинам, установленным действующим законодательством, то Управлением в двухнедельный срок готовится мотивированный отказ заявителю о невозможности формирования земельного участка и его предоставления (п.2.3).
Как следует из материалов дела, Горшенин С.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером N ... и расположенного на нем жилого дома по адресу: адрес находится не освоенный земельный участок, испрашиваемый истцом для ведения садоводства.
Решением Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от дата на администрацию ГО г. Уфы РБ возложена обязанность утвердить Горшенину С.Н. схему расположения земельного участка площадью ... кв.м. на кадастровом плане территории в координатах поворотных точек, указанных кадастровым инженером ООО "Топограф".
дата на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером N ... площадью ... кв.м., категория земель - земли населенных пунктов по адресу: адрес, без указания разрешенного использования, входит в территориальную зону - жилая зона, индекс "Ж -1". Сведения в ГКН о земельном участке имеют временный характер.
дата истец обратился с заявлением администрацию ГО г. Уфа РБ о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N ... площадью ... кв.м. для ведения садоводства (вх. N ... ).
Письмом от дата N ... Управлением по земельным ресурсам администрации ГО г. Уфа РБ заявителю отказано в удовлетворении просьбы по тем основаниям, что к компетенции администрации ГО г. Уфа РБ не относится предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, используемых для ведения садоводства.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что в территориальной зоне "Ж-1" не запрещено использование земельного участка для ведения садоводства на территории земель населенных пунктов, в связи с чем, на собственника муниципального имущества, необходимо возложить обязанность по опубликованию информации о предоставлении испрашиваемого истцом земельного участка в целях последующего заключения договора аренды.
Судебная коллегия считает указанные выводы суда незаконными и необоснованными.
В силу п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями п.п. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Пунктом 1 статьи 43.1. Правил землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденных Советом городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22.08.2008г. N7/4 (далее по тексту - Правила), установлено назначение жилой зоны "Ж-1":
- для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от 1500 до 2500 кв. м и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от 2000 до 4000 кв. м, не требующими организации санитарно-защитных зон;
- для коттеджной застройки отдельно стоящими жилыми домами коттеджного типа на одну семью в 1 - 3 этажа с придомовыми участками от 600 до 1500 кв. м;
- для блокированной секционной застройки блокированными жилыми домами с блок-квартирами на одну семью до 3-х этажей с придомовыми участками до 400 кв. м;
В жилых зонах допускается размещение как видов разрешенного (основного, условного либо вспомогательного) использования следующих объектов недвижимости: земельные участки, отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов повседневного спроса - социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, инженерной инфраструктуры - объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.
В состав жилых зон включены территории, на которых расположены существующие участки, предоставленные для ведения садоводства и дачного хозяйства. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливаются Земельным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (п.3 ст. 43.1. Правил).
Пункт 18.11 таблицы N1 Правил также содержит указание на возможность ведения садоводства и дачного хозяйства, подсобного хозяйства на уже существующих земельных участках в территориальной жилой зоне "Ж-1".
Следовательно, из смысла указанного нормативного правового акта следует, что в жилой зоне "Ж-1" возможно ведение садоводства (огородничества) и дачного хозяйства только в случае, если земельные участки с указанным разрешенным использованием были ранее предоставлены для ведения как коллективного, так индивидуального садоводства, огородничества. Предоставление вновь земельного участка с разрешенным использованием для ведения садоводства в территориальной зоне "Ж-1" недопустимо.
Принимая во внимание, что испрашиваемый истцом земельный участок фактически используется им для ведения садоводства и огородничества, учитывая требования законодательства о соблюдении правового режима использования земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом - невозможности предоставления земельного участка для целей, не связанных с ведением строительства (садоводства, огородничества), в территориальной зоне "Ж-1", судебная коллегия полагает законным отказ Управления по земельным ресурсам администрации ГО г. Уфа РБ Мурзиной Р.Р. в предоставлении в аренду спорного земельного участка.
Поскольку у администрации ГО г. Уфа РБ не имеется ни в силу закона, ни в силу каких-либо договорных отношений обязательств перед истцом по заключению с ним договора аренды земельного участка для ведения садоводства в территориальной зоне "Ж-1", то отсутствуют законные основания для возложения на ответчика обязанности по совершению действий по проведения процедуры предоставления земельного участка, для целей не связанных со строительством.
Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении Октябрьского районного суда г. Уфы РБ от дата о возможности предоставления вновь земельного участка для ведения садоводства в территориальной зоне "Ж-1", не являются, по мнению судебной коллегии, основанием для удовлетворения иска, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение невозможно признать законным и обоснованным, вследствие чего оно подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении иска Горшенина С.Н. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N ... площадью ... кв.м., категория земель - земли населенных пунктов по адресу: адрес, для ведения садоводства; возложения обязанности по публикации о предоставлении указанного земельного участка, в связи с необоснованностью.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 апреля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Горшенин С.Н. к администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о признании отказа в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером N ... площадью ... кв.м., категория земель - земли населенных пунктов по адресу: адрес, для ведения садоводства отказать.
Председательствующий Г.Ф.Васильева
Судьи О.В.Смирнова
Т.Е.Фролова
Справка: судья Хаматьянова Р.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.