Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего
Рогачева И.А.
судей
Вологдиной Т.И. и Нюхтилиной А.В.
при секретаре
Соболевой Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лиговка-Ямская на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 сентября 2014 года по делу N2-3365/14 по иску прокурора Центрального района Санкт-Петербурга к местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лиговка-Ямская об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Рогачева И.А., объяснения представителя ответчика Кирик Н.Н., поддержавшей жалобу, и прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мазиной О.Н., полагавшей жалобу необоснованной, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Решением Смольнинского районного суда от 23.09.2014 г. по настоящему делу удовлетворено требование прокурора, заявленное в интересах неопределенного круга лиц, об обязании местной администрации ВМО Санкт-Петербурга МО Лиговка-Ямская незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу установить на детской игровой площадке по адресу: Санкт-Петербург, Транспортный пер., д.9-11-13, информационные таблички о запрете курения.
В апелляционной жалобе ответчик просит отменить указанное решение, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с настоящим иском являются несостоятельными, поскольку в силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Указанное прокурором нарушение, выразившееся в отсутствие надлежащих табличек о запрете курения на детской площадке, может рассматриваться как затрагивающее права неопределенного круга лиц, поскольку в силу ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага, охрана которых гарантируется Конституцией Российской Федерации.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.2 Федерального закона от 23.02.2013 г. N15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" последствия потребления табака - причинение вреда жизни или здоровью человека, вреда среде его обитания вследствие потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма, а также связанные с этим медицинские, демографические, социально-экономические последствия.
Согласно пункту 2 этой же статьи окружающий табачный дым - табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе места, в котором осуществляется или осуществлялось ранее курение табака, в том числе табачный дым, выдыхаемый лицом, осуществляющим курение табака.
Несоблюдение права граждан на благоприятную окружающую среду вследствие загрязнения атмосферного воздуха табачным дымом влечет вред их здоровью.
Таким образом, обращаясь в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, прокурор действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законом, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Избранный прокурором способ защиты гражданских прав отвечает положениям ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Разрешая спор, суд правильно исходил из того, что в соответствии с пунктом 11 ч.1 ст.12 Федерального закона от 23.02.2013 г. N15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака на детских площадках.
Согласно части 5 этой же статьи для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Соответствующие требования утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 12.05.2014 г. N214н.
Установив на основе представленных доказательств, что детская площадка, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, Транспортный пер., д.9-11-13, относящемуся к территории муниципального образования муниципального округа Лиговка-Ямская, не соответствует требованиям законодательства, предъявляемым к обозначению запрета курения на детских площадках, что не оспаривается ответчиком в апелляционной жалобе, суд пришел к обоснованному выводу о возложении на ответчика обязанности установить на указанной детской игровой площадке информационные таблички о запрете курения.
Довод жалобы о том, что установка знаков о запрете курения не входит в перечень вопросов местного значения муниципальных образований, не может быть признан обоснованным.
Статьей 7 вышеназванного Федерального закона от 23.02.2013 г. N15-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака относится, в частности, участие в реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 ст.10 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 г N420-79 "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов, перечисленных в этом пункте, в том числе Лиговка-Ямская, отнесены вопросы местного значения, установленные пунктом 1 настоящей статьи (подпункт 1 п.2 ст.10), и создание зон отдыха, в том числе обустройство, содержание и уборка территорий детских площадок (подпункт 9 п.2 ст.10).
Согласно подпункту 38 пункта 1 данной статьи к вопросам местного значения муниципальных образований муниципальных округов относится информирование населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма, в том числе посредством проведения информационных кампаний в средствах массовой информации.
Таким образом, установка информационных табличек о запрете курения входит в перечень вопросов местного значения муниципальных образований и относится к их компетенции.
При этом согласно статьи 3 "Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лиговка-Ямская", в состав территории Муниципального образования входят земли в границах Муниципального образования независимо от форм собственности и целевого назначения.
Исполнение указанных выше обязанностей органов местного самоуправления не зависит от формирования в качестве объекта недвижимости земельного участка, на котором расположена детская площадка, и от определения его границ. Поэтому несостоятельна также ссылка ответчика на то, что территория детской площадки не сформирована как объект недвижимости и что право на распоряжение земельным участком принадлежит Санкт-Петербургу, т.к. собственность на него не разграничена.
Доводы жалобы о том, что местная администрация ВМО Санкт-Петербурга МО Лиговка-Ямская является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку прокурором был предъявлен иск к самому муниципальному образованию, не могут быть приняты во внимание, т.к. отсутствие во вводной части искового заявления в наименовании ответчика слов "местная администрация" свидетельствует лишь о допущенной описке при составлении заявления, т.к. в просительной части иска прокурор просил возложить обязанность по установке информационных табличек именно на администрацию ВМО Санкт-Петербурга МО Лиговка-Ямская, которая фактически участвовала в деле в качестве ответчика.
При этом муниципальное образование реализует свои права и обязанности через органы местного самоуправления. Согласно ст.2 Закона Санкт-Петербурга от 23.09.2009 г N420-79 и ст.40 "Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Лиговка-Ямская" местная администрация муниципального образования является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обладающим правами юридического лица, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Санкт-Петербурга.
В силу ст.28 Устава Глава местной администрации вправе от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 23 сентября 2014 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа Лиговка-Ямская - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.