Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В.,
судей Местниковой С.А., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Архиповой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Алданского районного суда РС (Я) от 20 ноября 2014г. которым по делу по иску по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) к Муниципальному образованию "Алданский район" о признании факта ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции,
постановлено:
Исковое заявление Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) - удовлетворить.
Признать факт ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции Муниципального образования "Алданский район".
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., пояснения представителя МО "Алданский район" Сулейманова М.А., изучив материалы дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) (далее - "Министерство") обратилось в суд с исковым заявлением о признании факта ненадлежащего исполнения МО "Алданский район" отдельных государственных полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции. Требования мотивированы тем, что полномочия в области лицензирования розничной продажи алкогольной продукции МО "Алданский район" выполняются ненадлежащим образом в нарушение Федерального закона от 22 ноября 1995года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее Закон N 171-ФЗ). Просит суд признать факт ненадлежащего исполнения МО "Алданский район" отдельных государственных полномочий по лицензированию розничной продажи МО "Алданский район" Республики Саха (Якутия).
В судебном заседании представитель истца дополнил, что помимо указанных в исковом заявлении нарушений ответчика, проверкой Министерства было установлено, что МО "Алданский район" за период 2012-2014гг. не выявило ни одного нарушения условий лицензирования. К административной ответственности не привлечено ни одно юридическое лицо. Помимо прочего проводило выдачу лицензии в нарушение требований закона от 22 ноября 1995года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального права. Указывает, что в соответствии с нормами ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в случае выявления нарушений, допущенных органами местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, государственные органы вправе выдавать предписания. В данном случае предписания не выдавалось, вследствие чего МО "Алданский район" не имело возможности защитить свои права и интересы, обжаловав его. Кроме того, указывает на то, что муниципальным образованием существенных нарушений при выдаче лицензий на осуществление розничной продажи алкогольной продукции допущено не было.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Минсельхоз РС(Я), в соответствии с Указом Президента РС (Я) от 12.07.2011 N 809 (ред. от 07.11.2014) "О Министерстве сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) и его Коллегии" осуществляет государственного лицензионный контроль за розничной продажей алкогольной продукции.
Во исполнение Закона Республики Саха (Якутия) от 24 января 2006 года 308-3 N 625-111 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов PC (Якутия) отдельными государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции" (далее Закон РС(Я) N 625-III) МО "Алданский район" наделено государственными полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции.
На основании приказа Министерства N ... от 22 апреля 2014 года "О проведении плановой выездной проверки деятельности МО "Алданский район" 28 апреля 2014 года проведена проверка деятельности МО "Алданский район" на предмет исполнения отдельных государственных полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции.
В ходе указанной проверки уполномоченным органом были установлены нарушения муниципальным образованием норм федерального законодательства, регулирующих порядок лицензирования розничной продажи алкогольной продукции, о чем было составлено заключение.
Обращение в суд с заявлением о признании факта ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий заявитель мотивирует необходимостью подтверждения его заключения о нарушениях, ссылаясь на п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона РС (Я) 308-З N 625-III.
Приведенной нормой установлено, что осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий прекращается, в том числе, в случае принятия уполномоченным органом заключения о неисполнении или ненадлежащем исполнении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, подтвержденное решением суда.
Таким образом, заявитель обращается в суд с тем, чтобы решением суда подтвердить свое заключение о ненадлежащем исполнении органом местного самоуправления переданных ему отдельных государственных полномочий.
Судебная коллегия полагает, что такой способ защиты права нельзя признать правильным. Целью обращения в суд с данным заявлением является не защита каких-либо прав и законных интересов заявителя, а последующее прекращение полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции, ранее предоставленных муниципальному образованию на основании вышеуказанного заключения.
Способы защиты прав приведены в ст. 12 ГК РФ. Такого способа защиты гражданских прав, как подтверждение заключения государственного органа, составленного по результатам осуществления им своих контрольных полномочий, не предусмотрено законодательством.
Судебная коллегия полагает, что предусмотренная Законом РС(Я) N 64-III необходимость подтверждения решением суда заключения государственного органа должна осуществляться с учетом положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которыми предусмотрено, что при выявлении нарушений в сфере осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий уполномоченные государственные органы вправе давать письменные предписания по их устранению, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и его должностными лицами. Указанные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 3 ст. 21 ФЗ N 131-ФЗ).
Таким образом, правовая оценка законности и обоснованности заключения и выданного на его основании предписания уполномоченного государственного органа может быть дана судом при обжаловании указанных заключения и предписания, в порядке, определенном главой 25 ГПК РФ. Установление законности и обоснованности заключения и предписания будет расцениваться как подтверждение заключения решением суда.
Указанное означает, у суда не имелось оснований для проверки соответствия закону осуществления органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий, поскольку такая проверка может быть проведена только при оспаривании заключения и (или) предписания контролирующего органа.
Государственный орган в данном заявлении просит признать факт ненадлежащего осуществления органом местного самоуправления переданных ему государственных полномочий. При этом ненадлежащее осуществление указанных полномочий установлено самим заявителем в рамках реализации своих контрольных функций.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не учтены приведенные выше обстоятельства и не применены нормы материального права, подлежащие применению, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения.
При указанных обстоятельствах, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требований.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Алданского районного суда РС (Я) от 20 ноября 2014г. по делу по иску по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) к Муниципальному образованию "Алданский район" о признании факта ненадлежащего исполнения отдельных государственных полномочий по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции - отменить.
Принять новое решение, которым отказать в удовлетворении требований Министерства сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия).
Председательствующий: Ноева В.В.
Судьи Местникова С.А.
Дьяконова З.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.