Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Вахрамеевой Т.М.,
судей Богониной В.Н., Яковлева Д.В.,
при секретаре Власенко П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белгородской транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ОАО "Российские железные дороги" о понуждении к совершению действий
по апелляционной жалобе ОАО "Российские железные дороги"
на решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 29 сентября 2014 года
Заслушав доклад судьи Богониной В.Н., объяснения представителя ответчика Гинц Н.К., поддержавшего доводы, изложенные в жалобе, представителя истца Смотровой Ю.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белгородской транспортной прокуратурой Московской межрегиональной транспортной прокуратуры, с привлечением специалистов Белгородского филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" в период с "данные изъяты" по "данные изъяты" проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав потребителей, пользующихся услугами железнодорожного транспорта. Подлежали проверке станции и посадочные платформы Белгородского участка Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
По результатам проверки станции " "адрес"" установлены факты ее несоответствия требованиям законодательства о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологическому законодательству и законодательству, регламентирующему беспрепятственное пользование железнодорожным транспортном инвалидами.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, в соответствии со статьями 7, 72 Конституции Российской Федерации, пунктами 1 и 3 статьи 1, пунктом 2 статьи 20, пунктом 1 статьи 21 Федерального Закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", частями 1,2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 7.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", статьей 80 Федерального Закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", частью 2 пункта 8 Постановления Правительства РФ от 7.12.1996 N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры", "Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте 2.5.1198-03", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.03.2003 N 12 (СП 2.5.1198-03), СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения допустимые маломобильным посетителям", истец обратился в суд, просит обязать ОАО "Российские железные дороги" в лице Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД", Юго-Восточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД" исполнить обязанности в натуре на станции "адрес" а именно: все доступные места для инвалидов общего пользования обозначить пиктограммами установленного образца; установить пандус с уклоном 1:12 на входе в здание станции; провести ремонт покрытия платформы, исключив неровности, выбоины, провалы; обозначить места расположения общественных уборных и подходы к ним специальными указателями, заметными в дневное и вечерние время; оборудовать общественную уборную вентиляцией; в общественной уборной (в женском и мужском отделениях) предусмотреть устройство унитазов, удобных для пользования детьми; обеспечить общественные уборные мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой; в кабинах предусмотреть крючки для верхней одежды, полки для личных вещей посетителей, урны или бачки для бумаги, ваты и других отходов; в шлюзах уборной установить умывальные раковины; в универсальной кабине общественной уборной рядом с унитазом предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей;
Решением суда на ответчика возложена обязанность по исполнению в натуре на станции "адрес" обозначить доступные места для инвалидов общего пользования пиктограммами установленного образца; установить пандус с уклоном 1:12 на входе в здание станции; провести ремонт покрытия платформы, исключив неровности, выбоины, провалы; обозначить места расположения общественных уборных и подходы к ним специальными указателями, заметными в дневное и вечерние время; оборудовать общественную уборную вентиляцией; в общественной уборной (в женском и мужском отделениях) предусмотреть устройство унитазов, удобных для пользования детьми; обеспечить общественные уборные мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой; в кабинах предусмотреть крючки для верхней одежды, полки для личных вещей посетителей, урны или бачки для бумаги, ваты и других отходов; в шлюзах уборной установить умывальные раковины; в универсальной кабине общественной уборной рядом с унитазом предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.
На ответчика также возложена обязанность выплатить в доход бюджета муниципального района "Яковлевский район" госпошлину в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе ответчик, считая решение незаконным и необоснованным вследствие неправильного применения норм материального права и нарушения норм процессуального права, просит об отмене решения и принятии нового об отказе в удовлетворении исковых требований. Также указывает на то, что действующим законодательством не предусмотрено принудительное устранение несоответствий уже построенных зданий санитарным правилам, действующим в настоящее время. Поскольку железнодорожный вокзал на станции "адрес" построен до принятия действующих норм и правил, его реконструкция требует значительных затрат.
Выслушав пояснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, изучив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части в соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с частью 1 статьи 6 этого закона Правительство РФ утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 76 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р, в указанный перечень включен СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".
Строительные нормы и правила 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 N 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Как следует из материалов дела, в настоящее время беспрепятственный доступ в здание железнодорожного вокзала на станции "адрес" инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) не обеспечен, поскольку вход в здание пандусом не оборудован.
Оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь положениями Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что ответчиком обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание вокзала на станции "адрес" не исполняется, в связи с чем, выявленные нарушения подлежат устранению ответчиком.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Несоблюдение приведенных выше норм Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и положений СНиП 35-01-2001 нарушает социальные права инвалидов и маломобильных групп населения, круг которых определить не представляется возможным.
Таким образом, требования прокурора направлено на защиту и восстановление гражданских прав социально незащищенной группы граждан (инвалидов и маломобильных групп населения) и подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений.
Довод жалобы о том, что здание построено в соответствии с ранее действующим законодательством, не свидетельствуют о незаконности удовлетворения требований прокурора. Данные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от исполнения требований действующего закона по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
При этом положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания инвалидам и другим маломобильным группам населения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, носят императивный характер и исключений относительно времени постройки и конструктивных особенностей здания не содержат.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Улучшение условий жизни инвалидов как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных государством.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации 15.04.2014 N297.
Решение суда в части возложения на ответчика обязанности по установлению пандуса на входе в здание вокзала на станции "адрес" в целях обеспечения возможности беспрепятственного доступа в него инвалидов является законным и обоснованным, ответчиком не представлено доказательств невозможности исполнения судебного решения в данной части.
При рассмотрении спора суд посчитал обоснованными заявленные требования прокурора в части возложения на ответчика обязанности по оборудованию санитарно-бытовой комнаты для инвалидов в соответствии с требованиями СП 2.5.1198-03.
Указанный вывод суда произведен без учета фактически установленных обстоятельств по делу и положений части 5 статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в соответствии с которой в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
В соответствии с пунктом 3.1.17 Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимы места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, кафе, ресторанах, с учетом размера колясок (длина 110 см, ширина 70 см, высота сиденья 52 см), специальные кабины в общественных туалетах размером 225 х 155 см, передвижные подъемники и пенники, и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.
В силу пункта 3.5.7 Правил, уборные (туалеты) общего пользования (раздельно мужские и женские) размещаются в пассажирском здании с учетом того, что расстояние от туалета до любого пассажирского помещения не должно превышать 75 м. На привокзальной площади и на платформах в зависимости от местных условий рекомендуется установка дополнительных туалетов, в том числе замкнутого типа. Уборные надлежит оборудовать напольными чашами или унитазами без сидений, размещаемыми в отдельных кабинах, разделенных перегородками. Количество санитарных приборов рассчитывается исходя из вместимости вокзала, площадью не менее 2,75 м на 1 прибор. Количество писсуаров в мужских уборных должно быть равно количеству унитазов. Обязательно наличие туалета для инвалида с габаритами: длина - 2300 мм, ширина - 1550 мм, высота - 1950 мм, ширина унитаза - 600 мм, расстояние от унитаза до стены - 800 мм, ширина двери не менее - 900 мм. В туалете устанавливаются штанги с навесными рукоятками.
В умывальной должны быть расположены: умывальники из расчета 1 на каждые 4 санитарных прибора, но не менее 1 на уборную; электрополотенца - 1 на каждые 2 умывальника; в мужских уборных штепсельные розетки для электробритв. В туалетах должно быть выделено помещение для хранения и дезинфекции уборочного инвентаря.
Из акта санитарно-эпидемиологической экспертизы от "данные изъяты", проведенной "данные изъяты" Белгородского Федерального Бюджетного Учреждения Здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту" усматривается, что на станции "адрес" поверхность платформы имеет неровную поверхность, выбоины. Организованные переходы через железнодорожные пути имеют неровности, перепады по высоте. Это противоречит требованиям пункта 3.2.8 СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте". Отсутствует искусственное освещение в наружном туалете, что противоречит требованиям пункта 3.6.3 (приложения N1). Санитарное состояние туалета неудовлетворительное, дезинфекционные и дезинсекционные мероприятия не проводятся, что противоречит требования пункта 3.5.7 СП 2.5.1198-03. На станции не созданы условия для пребывания и передвижения лиц с ограниченными возможностями, что противоречит требованиям пунктов 3.1.17, 3.1.18, 3.1.19 СП 2.5.1198-03. Отсутствуют объявления о запрете курения, не определено место для курения, что противоречит требованиям пункта 3.2.9 СП 2.5.1198-03.
В акте не отражены характеристики санитарно-бытовой комнаты (туалета), соответственно, не содержится указаний, каким способом возможно устранение выявленных главным врачом несоответствий санитарно-бытовой комнаты, так и иных помещений СП 2.5.1198-03, поскольку в данном случае, санитарно-бытовая комната (туалет) представляет собой отдельно стоящее здание, определенного размера, без коммуникаций.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом не представлены доказательства возможности переоборудования санитарно-бытовой комнаты в соответствии с требованиями Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 N983-72 и СП 2.5.1198-03 в связи с особенностями здания (года постройки, материала, из которого оно построено, и размера данного помещения (л.д. 53)), в котором расположена санитарно-бытовая комната.
В силу требований статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об обязательности судебных постановлений, статьи 210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об исполнении решения суда в совокупности с положениями приведенного пункта 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении", решение должно быть исполнимым.
Кроме этого, судебная коллегия принимает во внимание также и тот факт, что в связи с вынесенным "данные изъяты" заместителем транспортного прокурора в адрес заместителя начальника ЮВЖД - по Белгородскому региону представлением ответчиком принимаются самостоятельные меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства Белгородской дистанции гражданский сооружений (л.д. 31-43).
При таких обстоятельствах решение суда в части удовлетворения указанных требований истца подлежит отмене с вынесением иного решения об отказе в удовлетворении иска в данной части.
В силу части 5 статьи 15 Федерального закона N 181-ФЗ от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" истец не лишен права инициировать обеспечение мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, в том числе и по пользованию санитарно-бытовой комнатой и иными помещениями на железнодорожной станции "адрес"
Поскольку исковые требования истца удовлетворены частично, то соответственно подлежит снижению и размер госпошлины, подлежащий взысканию с ответчика, который составит "данные изъяты" руб. (статья 98 ГПК РФ, пункт 3 часть 1 статья 333.19 НК РФ).
Руководствуясь частью 1 статьи 327, пунктом 2 статьи 328, частью 1 статьи 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Яковлевского районного суда Белгородской области от 29 сентября 2014 года по делу по иску Белгородской транспортной прокуратуры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры к ОАО "Российские железные дороги" о понуждении к совершению действий в части возложения обязанности на ОАО "Российские железные дороги" - установить пандус с уклоном 1:12 на входе в здание вокзала на станции "адрес" - оставить без изменения.
Решение суда в остальной части отменить, приняв в данной части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Снизить размер государственной пошлины, взысканной с ОАО "Российские железные дороги в лице Центральной дирекции пассажирских обустройств - филиала ОАО "РЖД "Юго-Восточной дирекции по эксплуатации зданий и сооружений ЮВЖД - филиала ОАО "РЖД" в доход бюджета муниципального района "Яковлевский район" до "данные изъяты" рублей.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.