Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Ковалева Т.И.,
судей Ишенина Д.С., Седых Е.Г.
при секретаре Бабаевой Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дяченко Н.А. к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности по совершению действий по апелляционной жалобе истца на решение Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 23 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ковалева Т.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дяченко Н.А. обратилась в суд с иском к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности по совершению действий.
В обоснование заявленных требований указала, что имеет льготы по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета и состоит в первоочередном списке на предоставление жилья по договору социального найма, в связи с чем просила обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести за счет средств федерального бюджета с целью передачи в муниципальную собственность благоустроенное жилое помещение, площадью не ниже установленных социальных норм, находящееся в муниципальном образовании "город Екатеринбург", отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, для последующего его предоставления по договору социального найма Дяченко Н.А.; обязать администрацию г. Екатеринбурга после передачи жилого помещения в муниципальную собственность заключить с Дяченко Н.А.договор социального найма в отношении приобретенного для нее жилого помещения.
Решением Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 23 октября 2014 года в удовлетворении исковых требований Дяченко Н.А. к Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга, Администрации г. Екатеринбурга, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о возложении обязанности по совершению действий отказано.
С таким решением Дяченко Н.А. не согласилась, в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Полагает, что закон и подзаконные акты, регулирующие спорные правоотношения, не содержат понятия очередности и не ставят обязанность по обеспечению жильем в зависимости от очередности. Указывает, что незаконное исключение из очереди привело к нарушению прав истца, поскольку лица, ранее состоявшие с ней в данной очереди, квартиры получили.
В апелляционной инстанции истец, ее представители поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика возражал относительно доводов апелляционной жалобы.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что Дяченко Н.А. является членом семьи погибшего военнослужащего и имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей погибших военнослужащих.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от ( / / ) признано незаконным распоряжение Администрации Железнодорожного районного г. Екатеринбурга N от ( / / ) о снятии Дяченко Н.А. с учета нуждающихся в жилых помещениях. Дяченко Н.А. восстановлена на учете в Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга в качестве нуждающейся в жилом помещении в первоочередном списке как член семьи погибшего ветерана боевых действий в соответствии с порядковым номером на ( / / ). Согласно ответу Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга Дяченко Н.А. во исполнение указанного апелляционного определения восстановлена на учете в Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга в качестве нуждающейся в жилом помещении в первоочередном списке.
Статья 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливает меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, среди которых установлена такая мера как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем.
В силу пунктов 1, 2 статьи 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Предоставление жилья ветеранам боевых действий в Свердловской области осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года N 357-ПП "О порядке обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов". Списки граждан формируются в соответствии с жилищным законодательством.
Истец, обращаясь в суд с указанным иском, полагала, что имеет право на первоочередное улучшение жилищных условий.
В ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации законодатель определил категории граждан, которые вправе претендовать на получение жилого помещения вне очереди, то есть установил особый порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Согласно данной правовой норме вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Согласно ч. 1, 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных законом случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд с учетом положения ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Дяченко Н.А. права на внеочередное предоставление жилого помещения.
Доводы жалобы о том, что ранее действовавшим законодательством была прямо предусмотрена обязанность первоочередного предоставления жилого помещения категории граждан, к которой относится истец, судебная коллегия считает несостоятельными.
На дату постановки на жилищный учет семьи истца перечень категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которым жилые помещения предоставляются в первую очередь, содержался в ст. 36 ЖК РСФСР. В указанной статье отсутствовало указание на первоочередное обеспечение жильем членов семьи ветеранов боевых действий, однако в ч. 2 ст. 36 ЖК РСФСР было прямо указано, что законодательством Российской Федерации возможность первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлена и другим категориям граждан, к которым в соответствии со ст. 21 Федерального закона "О ветеранах" относились родители ветеранов боевых действий. Вопросы вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и применения его к отношениям, возникшим до 1 марта 2005 года, урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". Согласно ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, он применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В силу ст. 6 вышеуказанного Закона граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей статьи.
Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводов суда и не содержат оснований к отмене решения, поскольку по своей сути направлены на иное толкование нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения, и иную оценку установленных судом обстоятельств, для чего достаточных оснований не имеется.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 320, п.1 327.1, п. 1 ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Екатеринбурга от 23 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дяченко Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Ковалева Т.И.
Судьи: Е.Г. Седых
Д.С. Ишенин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.