Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Судницыной С.П., Зиганшина И.Г.
при секретаре Ким Л.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Тимошина В.А. о признании незаконным решения начальника территориального отделения города Уссурийск ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, о возложении обязанности поставить на учет по апелляционной жалобе Тимошина В.А. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 октября 2014 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., выслушав объяснения Тимошина В.А. и его представителя - Михайлова С.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Тимошин В.А. обратился в суд с вышеназванным заявлением указанной, указав, что приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N он уволен с военной службы в запас и ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков войсковой части. Общая продолжительность военной службы составляет 33 года 10 месяцев, в льготном исчислении - 36 лет 2 месяца. В период прохождения военной службы и после увольнения в запас жилья в собственности жилья не имеет, от Министерства обороны Российской Федерации жильем за счет федерального бюджета не обеспечивался, в приватизации не участвовал, на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Уссурийского городского округа не стоял и не состоит в настоящее время. Полагает, что в силу части 3 статьи 49 Жилищного кодекса РФ он относится к категории граждан, к которым применяется специальный порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилья. Решением начальника территориального отделения города Уссурийск ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с непредставлением документов, подтверждающих право стоять на данном учете. С решением не согласен, считает его незаконным, нарушающим его жилищные права, в связи с чем просит признать незаконным действия начальника территориального отделения города Уссурийска ФГКУ "Востокрегионжилье" по принятию решения об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязать принять решение о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях. Взыскать с ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
В судебном заседании Тимошин В.А. заявленные требования поддержал.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" Министерства обороны РФ.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласился Тимошин В.А., в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на обеспечение бесплатным жильем устанавливается отдельными положениями законодательства о статусе военнослужащих, а также нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Постановления Правительства РФ от 06 сентября 1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются документы перечисленный в названной норме.
Из анализа во взаимосвязи перечисленных норм следует, что право на обеспечение жильем имеют военнослужащие, состоящие на момент увольнения с военной службы на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что Тимошин В.А. приказом командира войсковой части 06426 от ДД.ММ.ГГГГ N был уволен с военной службы в связи с назначением наказания в виде лишения свободы и с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава воинской части, в связи с чем с указанного момента утратил статус военнослужащего. На момент увольнения в очереди нуждающихся в обеспечении жильем не состоял.
На дату обращения заявителя в территориальное отделение ФГКУ "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ - ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, Тимошин В.А. был исключен из списков личного состава войсковой части, утратил статус военнослужащего, поэтому у него отсутствует право состоять на учете в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Оценивая данные обстоятельства дела на основании приведенных выше правовых положений, судебная коллегия, принимая во внимание, что продолжительность военной службы Тимошина В.А. превысила 20 лет, при этом, несмотря на продолжительность военной службы заявителя, отсутствует такое юридически значимое обстоятельство как увольнение военнослужащего с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (Тимошин В.А. исключен из списков личного состава Вооруженных сил РФ в связи с назначением наказания в виде лишения свободы), приходит к выводу о том, что Тимошин В.А. в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" не мог быть признан нуждающимся в получении жилых помещений.
Доводы апелляционной жалобы выводы суда первой инстанции не опровергают. Факт обращения заявителя в период службы в Вооруженных силах об обеспечении его жилым помещением, правого значения для принятия решения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении после увольнения с военной службы, не имеет, поскольку юридически значимым обстоятельством в данном случае является наличие (либо отсутствие) у заявителя связи с Вооруженными силами Российской Федерации.
Что касается полномочий территориального отделения города Уссурийска ФГКУ "Востокрегионжилье" Минобороны России по принятию решений о признании либо об отказе в признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, то такие полномочия прямо предусмотрены пунктами 1 - 3 Приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 года N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", согласно которым Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации осуществляет свои функции через специализированные организации Министерства обороны Российской Федерации, в том числе через федеральное государственное учреждение "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и его структурные подразделения, на которые возложены функции по принятию заявлений от военнослужащих для признания их нуждающимися в жилых помещениях, признанию их нуждающимися в жилых помещениях, снятию с учета нуждающихся в жилых помещениях, принятию решения о предоставлении жилых помещений.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности решения начальника территориального отдела горда Уссурийска ФГКУ "Востокрегионжилье" от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии Тимошина В.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
При разрешении дела судом первой инстанции нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не допущено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 23 октября 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.