Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.,
судей: Наконечной Е.В., Ковалева С.А.,
при секретаре Чондановой Л.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексеевой Ж.М. к администрации Шкотовского муниципального района об оспаривании размера ежемесячной доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости
по апелляционной жалобе Алексеевой Ж.М. и ее представителя Колупаева А.В.
на решение Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Наконечной Е.В., выслушав объяснения Алексеевой Ж.М. и ее представителя Колупаева А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации Шкотовского муниципального района Калашник Т.О., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Алексеева Ж.М. обратилась в суд с названным иском, указав, что распоряжением администрации Шкотовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. N ей, как служащей, имеющей стаж более ... лет, установлена ежемесячная доплата за выслугу лет к трудовой пенсии по старости в размере ... руб. Такой размер доплаты установлен Положением о пенсионном обеспечении муниципальных служащих Шкотовского муниципального района, утвержденным решением Думы Шкотовского муниципального района от 22.05.2012г. N 207. Между тем, пенсия была назначена истице до принятия этого Положения и должна выплачиваться в соответствии с ранее действовавшим Положением, утвержденным решением Думы Шкотовского муниципального района от 24.01.2006 г. N161, согласно п. 2.2. которого указанная доплата составляла не 1 000,00 руб., а 10% ежемесячного денежного содержания, но не более 3 000,00 руб., и должна была назначаться без учета базовой и страховой части трудовой пенсии по старости (инвалидности). Поскольку принятым решением о назначении доплаты в размере 1000, 00 руб. нарушены пенсионные права истицы, то она просила суд признать незаконным установление ей доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии по старости в таком размере, признать незаконным распоряжение администрации Шкотовского муниципального района от 18.10.2012г. N175-р в этой части; обязать администрацию Шкотовского муниципального района установить ей ежемесячную доплату за выслугу лет к трудовой пенсии по старости с момента возникновения такого права - 29.04.2012г. в размере 10% среднемесячного денежного содержания, но не более 3 000,00 руб., не учитывая базовую и страховую части трудовой пенсии по старости (инвалидности) на основании Положения об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих Шкотовского муниципального района, утвержденного решением Думы Шкотовского муниципального района от 24.01.2006г. N161.
В судебном заседании представитель Алексеевой Ж.М. - Колупаев А.В. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Представитель администрации Шкотовского муниципального района Лемешева О.В. против удовлетворения иска возражала, указав, что на момент возникновения у Алексеевой Ж.М. права на доплату за выслугу лет к трудовой пенсии по старости, а именно ДД.ММ.ГГГГ г., Положение об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих Шкотовского муниципального района, утвержденное решением Думы Шкотовского муниципального района от 24.01.2006г. N161, было признано утратившим силу на основании решения Думы Шкотовского муниципального района от 22.05.2012г. N207, как противоречащее федеральному законодательству и законодательству Приморского края о пенсионном обеспечении государственных и муниципальных служащих. С учетом требований этого законодательства и размера назначенной Алексеевой Ж.М. пенсии по старости, доплата за выслугу лет к трудовой пенсии по старости ей была не положена, однако, администрация района воспользовалась своим правом самостоятельно определять направление расходования средств собственного бюджета и установила ей такую доплату в размере ... руб. Пакет всех необходимых для назначения доплаты документов, включая справку органов ПФР о назначении трудовой пенсии по старости, был представлен Алексеевой Ж.М. только в ДД.ММ.ГГГГ, когда уже действовало вновь принятое Положение о пенсионном обеспечении муниципальных служащих Шкотовского муниципального района, предусматривающее ежемесячную доплату за выслугу лет к трудовой пенсии по старости в размере не ниже 1 000,00 руб.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась Алексеева Ж.М., ею и ее представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного. В обоснование жалобы изложены доводы, аналогичные тем, которые приводились в обоснование иска.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации Шкотовского муниципального района Лемешева О.В. просит оставить решение суда без изменения.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, полагает, что решение суда не подлежит отмене.
В силу ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В данном случае таких нарушений судом не допущено.
Федеральным Законом от 18.07.2009г. N187-ФЗ были внесены изменения в статью 14 и в статью 21 Федерального Закона от 15.12.2001г. N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которыми установлено, что федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного денежного заработка за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости. Размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,8 должностного оклада.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 18.07.2009г. N187-ФЗ размеры пенсий за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, назначенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежали перерасчету с 1 января 2009 года.
В силу ст.4 Федерального закона от 18.07.2009г. N187-ФЗ действие положений пункта 1 статьи 14 и статьи 21 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) были распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Законом Приморского края от 07.12.2009г. N539-КЗ аналогичные изменения были внесены в Закон Приморского края от 08.08.2005г. N284-КЗ "О государственной гражданской службе Приморского края".
07.06.2012г. на территории Приморского края был принят новый Закон N51-КЗ "О государственной гражданской службе Приморского края". В статье 23 этого Закона было закреплено, что гражданским служащим назначается пенсия за выслугу лет при наличии стажа гражданской службы не менее 15 лет в размере 45 процентов среднемесячного денежного содержания гражданского служащего за вычетом страховой части трудовой пенсии по старости либо за вычетом трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
На основании ч.1 ст.24 Федерального закона от 02.03.2007г. N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст.14 Закона Приморского края от 04.06.2007г. N82-КЗ "О муниципальной службе в Приморском крае" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами Приморского края. Условия пенсионного обеспечения муниципальных служащих определяются муниципальными правовыми актами. Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии за выслугу лет государственного служащего Приморского края по соответствующей должности.
Исходя из изложенного пенсия за выслугу лет государственным и муниципальным служащим устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" и выплачивается одновременно с ней. При этом размер доплаты изменяется в связи с изменением размера трудовой пенсии по старости (инвалидности) и подлежит уменьшению при увеличении размера трудовой пенсии, назначенной на общих основаниях.
Как установлено судом и видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. трудовой контракт с Алексеевой Ж.М., проходившей муниципальную службу в администрации Шкотовского района, был расторгнут по п.1 ч.1 ст.19 ФЗ "О муниципальной службе", п.14.ч.1 ст.81 ТК РФ в связи с достижением предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. По предоставлении истицей необходимого пакета документов ей на основании распоряжения администрации Шкотовского муниципального района N от ДД.ММ.ГГГГ. была назначена ежемесячная доплата за выслугу лет в размере ... руб. к трудовой пенсии по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
На момент увольнения Алексеевой Ж.М. с муниципальной службы ( ДД.ММ.ГГГГ.) указанные выше правила исчисления размера пенсии за выслугу лет муниципальным служащим действовали и подлежали прямому применению.
Из представленного ответчиком расчета пенсии истицы видно, что с учетом размера трудовой пенсии по старости осуществление доплаты за выслугу лет ей не должно было производиться, однако, распоряжением администрации Шкотовского муниципального района от 18.10.2012г. N175-р такая доплата была установлена в размере 1000,00 руб. за счет средств муниципального бюджета, что соответствовало требованиям Положения об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих Шкотовского муниципального района, утвержденного решением Думы района N207 от 22.05.2012г., и согласовывалось с нормами вышеназванного федерального и краевого законодательства.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о том, что пенсионные права Алексеевой Ж.М. в данном случае нарушены не были, и что оснований для назначения ей доплаты за выслугу лет в большем размере, чем это было предусмотрено в оспариваемом распоряжении, не имелось.
Ссылка истицы на Положение об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих Шкотовского муниципального района, утвержденное решением Думы Шкотовского муниципального района от 24.01.2006г. N161, несостоятельна, так как данное Положение в части установления порядка исчисления муниципальной пенсии без учета размера пенсии по старости, не отвечало требованиям вышеуказанных Законов и не подлежало применению в той части, в которой оно не соответствовало действующему законодательству.
Именно в связи с несоответствием указанного Положения требованиям федерального и краевого законодательства оно было опротестовано в ДД.ММ.ГГГГ. прокурором (л.д. ... ), и в последующем признано утратившим силу на основании решения Думы Шкотовского муниципального района N207 от 22.05.2012г. (л.д. ... ).
С учетом этих обстоятельств факт вступления решения Думы Шкотовского муниципального района N207 от 22.05.2012г. в законную силу только 07.06.2012г. (со дня официального опубликования) не имеет правового значения при решении вопроса об обоснованности размера муниципальной пенсии, назначенной истице.
Довод представителя истицы о том, что порядок исчисления муниципальной пенсии в Положении от 24.01.2006г. соответствовал пункту 4 статьи 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предусматривающего, что условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления, не состоятелен, так как предоставленное этой нормой Федерального закона право на установление своих условий выплаты муниципальной пенсии было реализовано муниципальными органами только в Положении об условиях пенсионного обеспечения муниципальных служащих Шкотовского муниципального района, утвержденном решением Думы района N207 от 22.05.2012г. и предусматривающем, что доплата к пенсии по старости не должна быть ниже 1000,00 руб. Ранее же действовавшее Положение таких условий не содержало, но, в то же время, устанавливало противоречащий закону и в силу этого не подлежащий применению порядок исчисления муниципальной пенсии, что верно учтено судом при разрешении спора.
В ходе рассмотрения дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела. Выводы суда основаны на материалах дела и согласуются с вышеприведенными требованиями действующего законодательства. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, судом не допущено.
Спор разрешён судом верно.
Основания для отмены решения по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексеевой Ж.М. и ее представителя Колупаева А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.