Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Ильиных Е.А.
судей Судницыной С.П., Кудрина Я.Г.
при секретаре Труновой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Орловой О.О. о признании незаконным решения администрации Уссурийского городского округа по апелляционной жалобе Орловой О.С. на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 ноября 2014 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Судницыной С.П., выслушав объяснения заявителя - Орловой О.С., заинтересованного лица - Строчкова Д.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Орлова О.С. обратилась в суд с вышеназванным заявлением, указав, что в октябре 2012 года её семья в составе трех человек (она, муж и дочь) поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. В 2013 году семья включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Приморского края" на 2013-2017 годы. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела социальных гарантий администрации Уссурийского городского округа ей отказано в предоставлении справки о перерегистрации в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с тем, что членами её семьи совершены действия, которые привели жилищные условия в состояние, требующее участие со стороны органов местного самоуправления в решении вопроса обеспечения её другим жильем, не подтверждена нуждаемость в жилом помещении. Считает данное решение незаконным, поскольку с момента постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении у неё, и членов её семьи, к которым относятся только муж и дочь, изменений в ранее предоставленные сведениях не произошло. У администрации городского округа отсутствовали основания для проверки обоснованности постановки её семьи на учет нуждающихся в жилом помещении. Просила признать незаконным отказ в предоставлении справки о пройденной перерегистрации от ДД.ММ.ГГГГ N N, возложить на администрацию Уссурийского городского округа обязанность выдать справку о пройденной перерегистрации, взыскать расходы по оплате госпошлины в размере 200 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 8000 рублей.
В судебном заседании Орлова О.С. и ее представитель на доводах жалобы настаивали, пояснили, что лица, осуществившие сделки по отчуждению жилья, на которые администрация Уссурийского городского округа ссылается в обжалуемом решении, не являются членами семьи заявительницы. При постановке на учет муниципальным органом проверялись жилищные условия семьи, и, поставив семью на учет, администрация городского округа признала её право на улучшение жилищных условий.
Представитель администрации Уссурийского городского округа против заявленных требований возражала. Пояснила, что при проверке оснований для оставления семьи Орловой О.С. в списках нуждающихся в жилых помещениях администрацией Уссурийского городского округа выявлен факт намеренного ухудшения членами её семьи жилищных условий, в связи с чем Орловой О.С. было отказано в перерегистрации. Перерегистрация лиц, признанных нуждающимися в жилом помещении предусмотрена Законом Приморского края от 11 ноября 2005 года N 297-КЗ, постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не исключает возможность проверки обоснованности принятого решения.
Строчков Д.Н. в судебном заседании поддержал требования Орловой О.С.
Судом вынесено указанное решение, с которым не согласилась Орлова О.С., в апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года N 398-па утверждена государственная программа Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" на 2013 - 2017 годы" включающую в себя подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей Приморского края" на 2013 - 2017 годы.
Целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище", утвержденной постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Правила) нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 7 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона Приморского края от 11 ноября 2005 года N 297-КЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления городских (сельских) поселений и городских округов Приморского края учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" органы местного самоуправления ежегодно с 1 августа по 30 октября проводят перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, с утверждением списков очередников.
При перерегистрации очереди на заявителе лежит обязанность подтвердить статус нуждающегося в жилом помещении в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 8 Закона Приморского края от 11 ноября 2005 года N 297-КЗ, в том числе, представить новые документы, подтверждающие произошедшие изменения.
Отсутствие оснований состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий влечет исключению из очереди (часть 7 статьи 7 Закона Приморского края от 11 ноября 2005 года N 297-КЗ).
Как следует из материалов дела постановлением главы администрации Уссурийского городского округа N от ДД.ММ.ГГГГ Орлова О.С. и члены её семьи муж - Строчков Д.Н. и дочь Строчкова Л.Д. признаны нуждающимися в жилом помещении. В марте 2013 года семья включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Приморского края" на 2013-2017 годы государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Приморского края" на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 года N 398.
ДД.ММ.ГГГГ администрация Уссурийского городского округа уведомила Орлову О.С. об отказе в выдаче справки о пройденной перерегистрации, указав, что членами её семьи были совершены действия по отчуждению жилых помещений (доли в праве), которые привели жилищные условия в состояние, требующее участие со стороны органов местного самоуправления в решении вопроса обеспечения другим жильем, не подтверждена нуждаемость в жилом помещении, а именно: Строчков Д.Н. (муж Орловой О.С.) ДД.ММ.ГГГГ произвел отчуждение 1/3 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: "адрес", общей площадью - 66,4 кв.м., Строчкова Г.М. (мать мужа Орловой О.С.) ДД.ММ.ГГГГ наследовала по завещанию жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью - 41,5 кв. м. Обеспеченность на одного члена семьи Строчкова Д.Н. до ДД.ММ.ГГГГ составляла - 35,96 кв.м. С июня 2012 года обеспеченность семьи Строчкова Д.Н., зарегистрированного по адресу: "адрес", составляла 6,63 кв. м. Иными членами семьи, проживающими по адресу: "адрес" совершены сделки по отчуждению прав собственности на жилые помещения: ДД.ММ.ГГГГ 1/5 доли в праве на квартиру по адресу: "адрес", площадью -61,5 кв. м, ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: "адрес", площадью 33,1 кв.м.
Разрешая требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности того, что перечисленные в оспариваемом решении сделки, за исключением сделки по отчуждению мужем заявительницы доли в праве на квартиру, совершены лицами, являющимися членами семьи Орловой О.С. При этом суд установил, что подарив ДД.ММ.ГГГГ 1/3 долю в праве на трехкомнатную квартиру по адресу: "адрес", супруг заявительницы Строчков Д.Н. намеренно ухудшил свои жилищные условия, что является безусловным основанием к отказу в сохранении за семьей заявительницы прав состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Признавая законным решение администрации Уссурийского городского округа суд первой инстанции оставил без внимания то, что обстоятельства, на которые ссылается администрация Уссурийского городского округа подлежали проверке с учетом требований предусмотренных статьями 51-53, 56 Жилищного кодекса РФ. При этом отчуждение в 2010 году мужем заявительницы доли в праве на жилое помещение само по себе бесспорно не может свидетельствовать о совершении заявителем умышленных действий с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его и его семьи другим жильем.
Так, согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Из материалов дела следует, что заявительница, её муж - Строчков Д.Н. и их дочь Строчкова ... на ДД.ММ.ГГГГ (дату принятия решения о признании их нуждающимися в жилом помещении) были зарегистрированы доме площадью 59,7 кв. м. по адресу: "адрес". Кроме них в доме было зарегистрировано еще шесть человек: Кемалова Р.В., Федоров Д.С., Орлова О.С., Орлов С.С., Орлова Н.Г., Федорова А.Д. (л.д.39).
Строчков Д.Н. с 2001 года на основании договора приватизации являлся собственником 1/3 доли в квартире "адрес", общей площадью 66,4 кв. м, которую подарил по договору от ДД.ММ.ГГГГ Указанный договор был зарегистрирован в ЕГРП ДД.ММ.ГГГГ. В указанной квартире истец сохранял постоянную регистрацию по месту жительства до ДД.ММ.ГГГГ.
В суде апелляционной инстанции Строчков Д.Н. пояснил, что после заключения брака с Орловой О.С. фактически проживал с супругой по адресу: "адрес" с 2006 года.
Юридически значимыми для настоящего дела обстоятельствами является установление состава всех необходимых условий для признания права семьи заявительницы состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, в том числе: состав семьи заявительницы, обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи, как на момент постановки на учет, так и в настоящее время; наличие у заявительницы и членов её семьи жилых помещений, подлежащих учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения; повлияло ли отчуждение членами семьи заявительницы жилых помещений (доли в праве) на нуждаемость семьи в жилье.
Отказывая Орловой О.С. в перерегистрации, администрации Уссурийского городского округа следовало установить изложенные выше обстоятельства, а суду проверить обоснованность решения, в том числе на предмет умышленности действий Строчкова Д. Н. при отчуждении им в 2010 году принадлежащей доли в праве на квартиру по адресу: "адрес", а также их последствий, поскольку из оспариваемого решения не следует, что на момент постановки Орловой О.С. на учет её семья была обеспечена жилой площадью более 12 кв. м общей площади жилого помещения, являющейся учетной нормой, согласно решению Думы Уссурийского городского округа от 13 мая 2005 года N 234, в том числе с учетом квадратных метров, составляющих долю Строчкова Д.Н. на квартиру "адрес".
Названные обстоятельства подлежали судебной оценке в совокупности только после всестороннего исследования их уполномоченным органом, которое в рассмотренном случае не проводилось.
По данной категории дел обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) согласно части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса РФ и с учетом положений пункта 20 Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Из оспариваемого решения не следует, а администрацией Уссурийского городского округа суду не представлено достаточных доказательств, подтверждающих наличие безусловных оснований для отказа Орловой О.С. в перерегистрации в очереди граждан, нуждающихся в жилом помещении.
Учитывая изложенное, отказ администрации Уссурийского городского округа в выдаче справке о пройденной перерегистрации нельзя признать обоснованным, следовательно, решение суда о его законности подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Уссурийского районного суда Приморского края от 6 ноября 2014 года - отменить.
Принять по делу новое решение, которым решение администрации Уссурийского городского округа об отказе в выдаче справки о пройденной перерегистрации, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ N признать незаконным.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.