Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Коченковой Л.Д.,
судей Панасенко Г.В. и Шихановой О.Г.,
при секретаре Сангаджиеве В.В.,
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Элисты в интересах К.И.И. к Администрации г. Элисты о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Элисты Батаевой Б.В. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 декабря 2014 года.
Заслушав доклад председательствующего об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Батаевой Б.В., поддержавшей доводы жалобы, возражения законного представителя К.И.И. - К.И.Б., заключение прокурора Имкеновой Д.А. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Элисты в интересах К.И.И. обратился в суд с указанным иском, мотивируя тем, что с 10 февраля 2000 г. истица состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Постановлением Администрации г. Элисты от 19 ноября 2014 г. N " ... " она признана малоимущей. Являясь инвалидом 2 группы, страдая тяжелой формой хронического заболевания, указанного в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, при котором невозможно ее совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, К.И.И. имеет право на внеочередное получение жилья. Прокурор просил обязать Администрацию г. Элисты предоставить К.И.И. вне очереди жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма общей площадью 33 кв.м., с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании прокурор Очирова М.А. и законный представитель истицы К.И.Б. поддержали заявленные требования.
Представитель ответчика Батаева Б.В. исковые требования не признала.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 декабря 2014 года исковые требования прокурора г. Элисты удовлетворены. На Администрацию г. Элисты возложена обязанность предоставить К.И.И. вне очереди жилое помещение из муниципального жилищного фонда по договору социального найма, общей площадью не менее 33 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Батаева Б.В. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Суд при вынесении решения не учел, что администрация г Элисты в установленном законом порядке не наделена государственными полномочиями по обеспечению жильем инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний. Указала, что в Республике Калмыкия отсутствует надлежащее правовое регулирование порядка предоставления жилья указанной категории граждан.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд, руководствуясь положениями статьи 57 ЖК РФ, исходил из того, что К.И.И. является инвалидом 2 группы с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, при котором невозможно ее совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, с 10 февраля 2000 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, признана малоимущей, в связи с чем в силу положений действующего жилищного законодательства имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Данные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Вместе с тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
При этом Жилищный кодекс РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, и иное толкование закона противоречит прямо установленному указанной нормой (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) исключению из общего порядка очередности предоставления жилья соответствующим лицам.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилья по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне заболеваний, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817.
Как видно из материалов дела, К.И.И. признана инвалидом 2 группы с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания и состоит на учете у врача психиатра по заболеванию " ... ", которое значится в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, а также входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817. Из информации Администрации г. Элисты следует, что К.И.И. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма вне очереди с 10 февраля 2000 года. Постановлением Администрации г. Элисты от 19 ноября 2014 г. N " ... " она признана малоимущей.
В соответствии с ч 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г., в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 17 Федерального закона).
При этом обеспечение жильем указанных категорий граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке статьи 28.2 Федерального закона в случае, если они встали на учет до 1 января 2005 года.
Согласно статье 28.2 Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Таким образом, учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что на Администрации г. Элисты, как органе местного самоуправления, не лежит обязанность по обеспечению жилыми помещениями вне очереди той категории граждан, к которым относится К.И.И., так как соответствующие государственные полномочия и финансирование ей не передавались, является несостоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании закона.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (пункт 1 части 1 статьи 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.
Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1563-О-О).
В согласовании с изложенными нормами находится и часть 2 статьи 49 ЖК РФ, предусматривающая, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.
В соответствии со статьей 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
При этом согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в абзаце 2 пункта 2.2 Определения от 17 декабря 2009 года N 1563-О-О, содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Из изложенного следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся, является в силу совокупности условий, содержащихся в Конституции Российской Федерации (статья 12, 40, 130 (часть 1), 132 (часть 1)), Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации (включая статьи 2, 14, 16, 50), Жилищном кодексе Российской Федерации (статьи 14, 19, 49, 51, 57), полномочием органа местного самоуправления.
Иной порядок обеспечения малоимущих граждан, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также иные источники финансирования соответствующих мероприятий действующим законодательством не определены.
Таким образом, учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма из муниципального жилищного фонда во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истица имеет право на предоставление ей во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв.м. с учетом дополнительной жилой площади, и возложил на ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения закона.
По вышеприведенным основаниям нельзя согласиться с доводом жалобы об отмене решения суда по тем основаниям, что администрация г Элисты в установленном законом порядке не наделена государственными полномочиями по обеспечению жильем инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и в Республике Калмыкия отсутствует надлежащее правовое регулирование порядка предоставления жилья указанной категории граждан.
Кроме того, с учетом положений части второй статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" об обеспечении жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, за счет средств федерального бюджета, а также статьи 28.2 того же Федерального закона, которыми предусмотрена возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 18 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Батаевой Б.В. - оставить без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Коченкова
Судьи Г.В.Панасенко
О.Г.Шиханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.