Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Попиль И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление "данные изъяты" Г.Е.Э. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты" Г.Е.Э. 31 декабря 2014 г. обратилась в суд с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование заявления указала, что является арендатором указанного земельного участка на основании договора N от ДД.ММ.ГГГГ., по условиям которого арендная плата определяется, исходя из кадастровой стоимости переданного в аренду участка в размере "данные изъяты" руб. Указанная величина кадастровой стоимости также подлежит применению при расчете выкупной цены земельного участка. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость этого имущества составляет "данные изъяты" руб. Полагая, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, превышающем рыночную, затрагивает ее права как арендатора этого участка, также имеющего право на его выкуп, ссылаясь на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обратилась в суд с рассматриваемым требованием.
"данные изъяты" Г.Е.Э., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, просила о проведении судебного заседания в ее отсутствие.
Представитель заявителя М.К.А. на удовлетворении заявления настаивала.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ " "данные изъяты"" Цыварев П.С., возражая относительно заявленных требований, пояснил, что величина кадастровой стоимости переданного в аренду заявителю земельного участка определена по состоянию на 5 июня 2012 г. в ходе государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Архангельской области, результаты которой утверждены постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп. Полагал, что учреждение не должно отвечать по заявленным требованиям, поскольку не является лицом, нарушающим или оспаривающим права и законные интересы заявителя.
Заинтересованные лица министерство имущественных отношений "данные изъяты", мэрия г. Архангельска, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Выслушав объяснения представителя заявителя М.К.А., представителя заинтересованного лица ФГБУ " "данные изъяты"" Цыварева П.С., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (пункт 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 4 Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 190-пп, размер арендной платы рассчитывается как произведение общей площади земельного участка, удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и корректирующих коэффициентов (коэффициенты времени и инфляционных процессов).
Пункты 1 и 1.1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Порядок определения цены таких земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствие со статьей 2 закона Архангельской области от 28.05.2008 N 514-27-ОЗ "О цене земельных участков, находящихся в государственной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений" при приобретении земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, а также земельных участков на территории Архангельской области, государственная собственность на которые не разграничена, их цена определяется в процентах от величины кадастровой стоимости земельных участков.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" утверждены определенные по состоянию на 5 июня 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, включающие: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области и средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Архангельской области.
Как следует из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ. на кадастровый учет поставлен земельный участок из состава земель населенных пунктов общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес".
Сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере "данные изъяты" руб. внесены в государственный кадастр недвижимости 10 января 2013 г. на основании постановления правительства Архангельской области от 18.12.2012 г. N 595-пп.
На основании договора N аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. и соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. о внесении изменений в договор аренды, зарегистрированного в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ., указанный выше земельный участок передан в аренду "данные изъяты" Г.Е.Э. для эксплуатации здания котельной.
Представленные суду материалы также свидетельствуют о том, что на данном земельном участке расположен принадлежащий заявителю объект недвижимого имущества: здание котельной.
В поданном в суд заявлении "данные изъяты" Г.Е.Э. указывает на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости арендуемого земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, принимая во внимание порядок расчета арендной платы, а также выкупной цены земельных участков при наличии предусмотренного статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации права на приобретение данного имущества в собственность, является нарушение ее прав как арендатора этого земельного участка и собственника расположенных на нем объектов недвижимости.
Разрешая заявленное требование, суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
С учетом приведенных положений статей 36, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 2 закона Архангельской области от 28.05.2008 N 514-27-ОЗ "О цене земельных участков, находящихся в государственной собственности, при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений", пункта 4 Положения об арендной плате за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в государственной собственности Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 15.12.2009 N 190-пп, заявитель, как арендатор земельного участка, обязанный уплачивать арендные платежи, для определения размера которых используется величина кадастровой стоимости земельного участка, а также как собственник расположенных на нем объектов недвижимости, имеющий право на выкуп данного участка, вправе в установленном порядке оспорить результаты определения кадастровой стоимости этого земельного участка.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Согласно составленному ООО " "данные изъяты"" 22 июля 2014 г. отчету N рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 5 июня 2012 г. составляет "данные изъяты" руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный заявителем отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" требованиям. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом некоммерческого партнерства " "данные изъяты"", его ответственность застрахована в установленном порядке.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка, собственником которого является заявитель, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса также не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания представленного заявителем отчета об оценке недостоверным доказательством.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении земельного участка, переданного в аренду заявителю, установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права "данные изъяты" Г.Е.Э. как арендатора земельного участка, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Исходя из положений части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", принимая во внимание дату подачи "данные изъяты" Г.Е.Э. в суд заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости (31 декабря 2014 г.) и указанную в кадастровой справке о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 26 декабря 2014 г. дату внесения сведений об оспариваемой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (10 января 2013 г.), сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда по данному гражданскому делу, подлежат применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2014 г.
В силу статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Принимая во внимание, что заявленное "данные изъяты" Г.Е.Э. требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий органов государственной власти при реализации ими полномочий в сфере осуществления кадастрового учета, суд не усматривает оснований для распределения между участвующими в деле лицами судебных расходов в соответствии с положениями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-198, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление "данные изъяты" Г.Е.Э. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб.
Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости установленной судом рыночной стоимости земельного участка в размере "данные изъяты" руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес".
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 февраля 2015 г.
Судья Н.В. Лобанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.