Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Харюшевой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление "данные изъяты" З. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
"данные изъяты" З. 23 декабря 2014 г. обратилась в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, просила установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб.
В обоснование заявления указала, что является собственником этого имущества. В целях определения налоговой базы по земельному налогу применяется величина кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость земельного участка составляет "данные изъяты" руб. Полагая, что установление кадастровой стоимости земельного участка в размере, превышающем рыночную, затрагивает ее права как плательщика земельного налога, ссылаясь на статью 66 Земельного кодекса Российской Федерации и положения Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обратилась в суд с рассматриваемым требованием.
В судебном заседании "данные изъяты" З. на удовлетворении заявления настаивала по изложенным основаниям.
Представитель заинтересованного лица ФГБУ " "данные изъяты"" Матых К.В., возражая относительно заявленных требований, пояснила, что принадлежащий заявителю земельный участок поставлен на кадастровый учет 22.04.2013 г., 27.10.2014 г. в государственный кадастр недвижимости внесены сведения об изменении вида разрешенного использования данного земельного участка. Реализуя предоставленные учреждению полномочия по определению кадастровой стоимости при изменении вида разрешенного использования земельного участка, ФГБУ " "данные изъяты"" расчетным путем с использованием значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 г. N 595-пп (в редакции постановления правительства Архангельской области от 08.04.2014 г. N 146-пп), определило величину кадастровой стоимости указанного объекта недвижимого имущества. Полагала, что учреждение не должно отвечать по заявленным требованиям, поскольку не является лицом, нарушающим или оспаривающим права и законные интересы заявителя.
Заинтересованные лица Управление "данные изъяты" по Архангельской области, администрация муниципального образования " П.", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили.
Заслушав заявителя "данные изъяты" З., представителя заинтересованного лица ФГБУ " "данные изъяты"" Матых К.В., изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории муниципального образования " П." земельный налог введен решением Совета депутатов муниципального образования " П." от ДД.ММ.ГГГГ N.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области" утверждены определенные по состоянию на 5 июня 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, включающие: результаты определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области; средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области и средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель населенных пунктов в разрезе муниципальных районов (городских округов) Архангельской области.
Вместе с тем, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
Как следует из представленных материалов, З. является собственником земельного участка из земель населенных пунктов общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес". Право собственности З. на указанное имущество зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением "данные изъяты" муниципального образования " П." от 20 июня 2014 г. N вид разрешенного использования участка изменен на категорию "для содержания и эксплуатации торгового комплекса".
Составленным филиалом ФГБУ " "данные изъяты"" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 27 октября 2014 г. N величина кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости определена в размере "данные изъяты" руб. "данные изъяты" коп. расчетным путем как произведение его площади и значения удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующего вида разрешенного использования кадастрового квартала "данные изъяты", утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп (в редакции постановления правительства Архангельской области от 08.04.2014 N 146-пп).
Сведения о кадастровой стоимости этого земельного участка, определенной в порядке, установленном пунктом 2.3.2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222, внесены в государственный кадастр недвижимого имущества ДД.ММ.ГГГГ.В силу части 4 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Данный федеральный закон прямо не называет ту дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости.
Вместе с тем, определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в государственный кадастр недвижимости качестве кадастровой стоимости направлено, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
Исходя из положений главы III.1 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в совокупности с подзаконными актами, регулирующими порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости объекта недвижимости показателей и данных (ценообразующих факторов), существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим его кадастровую стоимость, заявитель, обращающийся с требованием о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с его рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости).
На эту же дату необходимо определять и рыночную стоимость тех объектов недвижимости, сведения о которых не были внесены в кадастр на момент формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих кадастровой оценке, в частности, вновь образуемых земельных участков, а также земельных участков, кадастровая стоимость которых уточнялась в связи с изменением их технических характеристик (в том числе, вида разрешенного использования), поскольку при определении кадастровой стоимости вновь образуемого земельного участка либо при изменении его характеристик в рассматриваемом случае применяется среднее для муниципального района (городского округа, а при его отсутствии - субъекта Российской Федерации) значение удельного показателя кадастровой стоимости земель соответствующей категории, рассчитанное в соответствии с теми данными, которые получены в ходе проведения государственной кадастровой оценки земель до формирования нового земельного участка.
В связи с тем, что, как следует из постановления правительства Архангельской области от 18.12.2012 N 595-пп, государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов на территории Архангельской области проведена по состоянию на 5 июня 2012 г., рыночная стоимость принадлежащего заявителю земельного участка также подлежит определению на указанную дату.
Изменения, внесенные в указанный нормативный правовой акт постановлением правительства Архангельской области от 08.04.2014 N 146-пп, связаны с устранением в рамках гарантийных обязательств по государственному контракту от 15.08.2012 г. N отдельных ошибок в отчете об определении кадастровой стоимости, в связи с чем его принятие не может служить основанием для изменения даты, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость земель населенных пунктов.
Положения части 2 статьи 24.19 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" определяют лишь дату, начиная с которой определенная в предусмотренном этой нормой порядке величина кадастровой стоимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, но не дату установления кадастровой стоимости.
Оценивая обоснованность заявленных требований, суд исходит из следующего.
Согласно отчету ООО " "данные изъяты"" от 7 декабря 2014 г. N по состоянию на 5 июня 2012 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" составляет "данные изъяты" руб.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный заявителем отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" требованиям. Составившие этот отчет лица имеют необходимые образование и квалификацию, являются членами некоммерческого партнерства " "данные изъяты"", их ответственность застрахована в установленном порядке.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка, собственником которого является заявитель, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса также не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанного заключения недостоверным доказательством.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении земельного участка, собственником которого является заявитель, установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права "данные изъяты" З. как плательщика земельного налога, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Установленная решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с правилами части 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с учетом даты подачи рассматриваемого заявления в суд - 23 декабря 2014 г.
Исходя из того, что заявленное "данные изъяты" З. требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий органов государственной власти при реализации ими полномочий в сфере осуществления кадастрового учета, суд не усматривает оснований для распределения между участвующими в деле лицами судебных расходов в соответствии с положениями части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 194-198, 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление "данные изъяты" З. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб.
Вступившее в законную силу решение суда по данному гражданскому делу является основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости установленной судом рыночной стоимости земельного участка в размере "данные изъяты" руб. в качестве кадастровой стоимости земельного участка общей площадью "данные изъяты" кв.м. с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" руб.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 20 февраля 2015 г.
Судья Н.В. Лобанова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.