Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Булгаковой М.В.,
судей областного суда Имамовой Р.А, Коваленко А.И.
при секретаре Циунель Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорошенко В.И. к Законодательному Собранию Оренбургской области, к аппарату Законодательного собрания Оренбургской области о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания и его отмене
по апелляционной жалобе Дорошенко В.И.
на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 сентября 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований Дорошенко В.И. отказано.
Заслушав доклад судьи Булгаковой М.В., объяснения Дорошенко В.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей Законодательного собрания Оренбургской области Кабардиной Л.В., Ефремовой О.Ю., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дорошенко В.И. обратился в суд с иском к аппарату Законодательного Собрания Оренбургской области о признании необоснованным и незаконным приказа руководителя аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области от (дата) N "О применении дисциплинарного взыскания" в части применения к Дорошенко В.И., начальнику отдела по обеспечению деятельности фракции "Справедливая Россия" в Законодательном Собрании управления по обеспечению деятельности фракций в Законодательном Собрании аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области, дисциплинарного взыскания в виде *** как дискриминирующего в области труда; о возложении на ответчика обязанности отменить приказ от (дата) N в указанной части.
В ходе производства по делу к участию в деле в качестве ответчика привлечено Законодательное Собрание Оренбургской области.
Истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дополнил исковые требования и просил суд признать незаконным положение абзаца 1 пункта 1 раздела 2 Положения об организации проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области, утвержденного приказом руководителя аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО20 от 17.05.2013 года N 94-пс, в части: "При необходимости в состав комиссии могут включаться гражданские служащие, обладающие необходимой квалификацией, знаниями и опытом", признать необоснованным и незаконным приказ руководителя аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.05.2014 N 38-пл "О применении дисциплинарного взыскания" в части применения к Дорошенко В.И. дисциплинарного взыскания; обязать представителя работодателя Законодательного Собрания Оренбургской области отменить приказ от 21.05.2014 N 38-пл в указанной части.
Суд определением, занесенным в протокол судебного заседания от 29.09.2014 года, отказал в принятии дополнения исковых требований в части признания частично незаконным положения абзаца 1 пункта 1 раздела 2 Положения об организации проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области, утвержденного приказом руководителя аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области от 17.05.2013 года N 94-пс.
В судебном заседании истец Дорошенко В.И. исковые требования поддержал.
Представители ответчиков Законодательного собрания Оренбургской области и аппарата Законодательного собрания Оренбургской области Кабардина Л.В. и Должницкая Л.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился истец Дорошенко В.И., в апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 56 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей в силу части 1 статьи 57 названного закона является дисциплинарным проступком, за совершение которого представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами "а" - "г" пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 53 Закона Оренбургской области от 30.12.2005 года N 2893/518-111-ОЗ "О государственной гражданской службе Оренбургской области".
Статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания, предусматривающий, что до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения.
При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Из материалов дела следует, что Дорошенко В.И с (дата) работал в должности начальника отдела по обеспечению деятельности фракции "Справедливая Россия" в Законодательном Собрании управления по обеспечению деятельности фракций аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области, которая относится к должностям государственной службы Оренбургской области.
Приказом руководителя аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области от 21.05.2014 года N 38-пл "О применении дисциплинарного взыскания" ФИО20 к Дорошенко В.И. применено дисциплинарное взыскание в виде *** за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, несвоевременную подготовку и подписание организационно-распорядительных документов по проведению депутатских слушаний на тему "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств".
С данным приказом Дорошенко В.И. ознакомлен 21.05.2014 года.
Разрешая спор и проверяя правомерность применения к истцу дисциплинарного взыскания, суд установил следующее.
ФИО10, руководитель фракции "Справедливая Россия", 9 и 15 апреля 2014 года обратился к председателю Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО11 с предложением о проведении депутатских слушаний по проекту Закона Оренбургской области "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата задержанных транспортных средств" и просил возложить организацию проведения депутатских слушаний по обозначенной теме на фракцию "Справедливая Россия" в Законодательном Собрании Оренбургской области.
Фракцией "Справедливая Россия" были подготовлены проект распоряжения о возложении организации проведения депутатских слушаний, в котором указаны дата и время их проведения - 30.04.2014 в 11.00 часов, и план организационно-технических мероприятий по подготовке и проведению депутатских слушаний.
Указанные документы не были подписаны председателем Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО11 и возвращены 21.04.2014 года с резолюцией на имя ФИО12 (первого заместителя председателя Законодательного Собрания), ФИО10 (руководителя фракции "Справедливая Россия"), ФИО20 (руководителя аппарата Законодательного Собрания) с указанием о необходимости подготовки для согласования списка участников и лиц, приглашенных на депутатские слушания и порядка проведения депутатских слушаний. Данное распоряжение председателя Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО20 21.04.2014 года передал на исполнение Дорошенко В.И. и ФИО14 (помощнику первого заместителя председателя Законодательного Собрания), с которым Дорошенко В.И. ознакомлен 22.04.2014 г. ( т. 1 л.д.116-119)
30.04.2014 года ФИО10 обратился к председателю Законодательного Собрания Оренбургской области и в обращении указал о невозможности провести депутатские слушания по заявленной теме 30.04.2014 года в 11.00 часов в связи с тем, что не принято решение о проведении указанных слушаний. ( т.1 л.д. 86)
Со служебной запиской к руководителю аппарата Законодательного Собрания ФИО20 06.05.2014 года обратился его заместитель ФИО13 и сообщил, что в качестве организатора депутатских слушаний, которые состоялись 30.04.2014 года, выступала фракция "Справедливая Россия", руководитель которой не проконтролировал своевременную подготовку и подписание соответствующих организационно-распорядительных документов, явка на депутатские слушания была низкой, из 7 докладчиков и выступающих, указанных в проекте программы слушаний, присутствовали только двое. ( т.1 л.д. 45)
Приказом руководителя аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области ФИО20 от 08.05.2014 г. N 224-п в отношении Дорошенко В.И. организовано проведение служебной проверки по факту бесконтрольности своевременной подготовки и подписания организационно-распорядительных документов, для проведения служебной проверки создана комиссия и указан ее состав, которой предписано представить письменное заключение по результатам проверки не позднее 19.05.2014 г. (т.1 л.д. 90-91).
По результатам проведения служебной проверки было составлено заключение от 15.05.2014 г. (т.1 л.д. 110-112), с которым истец ознакомлен 21.05.2014 г.
Из заключения следует, что при подготовке и проведении депутатских слушаний на упомянутую выше тему не были подписаны организационно-распорядительные документы (проект распоряжения, проект плана организационно-технических мероприятий, проект списка участников и лиц, приглашенных на слушания). У ФИО14 и Дорошенко В.И. имели место несогласованные действия при подготовке и подписании данных документов. В результате слушания были проведены без подписанных документов.
По результатам проверки комиссией сделано заключение, что ФИО14 и Дорошенко В.И. ненадлежащим образом исполнили должностные обязанности, установленные положением об аппарате Законодательного Собрания области, служебными контрактами, должностным регламентом, но, учитывая отсутствие вреда, отсутствие умысла, большой опыт работы на государственной гражданской службе и отсутствие дисциплинарных взысканий, комиссией рекомендовано не применять к ФИО14 и Дорошенко В.И. мер дисциплинарной ответственности.
Постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 22.12.2007 N 1865 утвержден Регламент Законодательного Собрания Оренбургской области, в силу статьи 97 которого по отдельным законопроектам и важнейшим вопросам общественной жизни Законодательное Собрание, а также комитеты, комиссии, депутатские объединения Законодательного Собрания проводят депутатские слушания.
Депутатские слушания проводятся по инициативе председателя Законодательного Собрания, комитетов и комиссий Законодательного Собрания, депутатских объединений. (статья 98 Регламента).
Положениями статьи 99 указанного Регламента установлена процедура организации депутатских слушаний, в соответствии с которой председатель Законодательного Собрания возлагает организацию проведения депутатских слушаний на соответствующий комитет (комиссию), депутатское объединение. Указанное решение оформляется распоряжением председателя Законодательного Собрания. Состав лиц, приглашенных на депутатские слушания, количество участников и продолжительность депутатских слушаний определяются инициатором их проведения по согласованию с председателем Законодательного Собрания.
Согласно п. 7.2.1 Инструкции по организации работы с документами в Законодательном Собрании Оренбургской области, утвержденной распоряжением председателем Законодательного Собрания Оренбургской области от 28.05.2008 N 117-рс, подготовка депутатских слушаний осуществляется соответствующим комитетом, комиссией, а также работниками аппарата Законодательного Собрания. ( т.1 л.д. 68).
В соответствии с параграфом V Положения об отделе по обеспечению деятельности фракций "Справедливая Россия" в Законодательном Собрании Управления по обеспечению деятельности фракций в Законодательном Собрании аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области отдел возглавляет начальник, который осуществляет повседневное оперативное руководство его деятельностью и несет ответственность за результаты его деятельности перед руководителем фракции и руководителем аппарата Законодательного собрания (л.д. 151-154).
Согласно должностному регламенту начальника отдела по обеспечению деятельности фракции "Справедливая Россия" в Законодательном Собрании управления по обеспечению деятельности фракций в Законодательном Собрании аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области начальник отдела подчиняется непосредственно руководителю аппарата, выполняет поручения руководителя аппарата Законодательного Собрания и руководителя фракции "Справедливая Россия; осуществляет контроль за исполнением поручений председателя Законодательного Собрания, руководителя Законодательного Собрания и руководителя фракции "Справедливая Россия", прохождением документов в отделе (т.1 л.д. 142-146).
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд пришел к выводу о том, что Дорошенко В.И. совершил дисциплинарный проступок, установленный законом порядок применения дисциплинарного взыскания ответчиком не нарушен.
При этом суд исходил из того, что Дорошенко В.И., которому в соответствии с его должностными обязанностями поручено было подготовить организационно-распорядительные документы для проведения депутатских слушаний, ненадлежащим образом исполнил данные обязанности, связанные с подготовкой и подписанием указанных документов, состав комиссии, проводившей служебную проверку, утвержден приказом и соответствует Положению о ней, оснований для признания лиц, участвовавших в проведении проверки, заинтересованными в ее результатах, не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на обстоятельствах, установленных судом, и законе, подлежащем применению к правоотношениям сторон.
Изложенные в письменном объяснении Дорошенко В.И., поступившим в суд апелляционной инстанции, доводы о том, что представленные им в материалы дела и представленные ответчиком пояснения ФИО14 имеют расхождения, в связи с чем, просил учесть факт представления ответчиком фальсифицированного доказательства, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку несоответствие в пояснениях ФИО14, имеющихся в материалах дела, не опровергает выводы суда о том, что Дорошенко В.И. ненадлежащим образом исполнил свои должностные обязанности. Ссылка Дорошенко В.И. на то, что ФИО14 в своих пояснениях подтверждает наличие подписанного распоряжения, несостоятельна, т.к. опровергается материалами дела, в том числе и вышеизложенными доказательствами, из которых следует, что организационно-распорядительные документы, необходимые для подготовки и проведения депутатских слушаний 30.04.2014 года, не были подписаны.
Доводы Дорошенко В.И. о том, что нормативно-правовыми актами Оренбургской области и локальными актами Законодательного Собрания не установлены сроки подготовки и подписания документов для организации проведения депутатских слушаний, также не могут быть признаны обоснованными, поскольку на день проведения депутатских слушаний 30.04.2014 года организационно - распорядительные документы не были подписаны.
Доводы Дорошенко В.И. о том, что суд необоснованно отказал в принятии к рассмотрению заявленных им дополнительных требований о признании незаконным положения абзаца 1 пункта 1 раздела 2 Положения об организации проведения служебных проверок в отношении государственных гражданских служащих аппарата Законодательного Собрания Оренбургской области, не могут являться основаниями для отмены решения суда, поскольку при оценке доводов истца о незаконности состава комиссии, проводившей служебную проверку, суд обоснованно не усмотрел нарушений требований статьи 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Иные доводы письменных объяснений Дорошенко В.И. были предметом оценки судом первой инстанции и обоснованно отклонены.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо фактических данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 29 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дорошенко В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.