Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Салчак А.А.,
судей, Болат-оол А.В. и Канзая А.А.
при секретаре Донгак Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Салчак А.А. гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Кызыла об устранении нарушений требований безопасности дорожного движения по апелляционной жалобе представителя мэрии г. Кызыла Р. действующего на основании доверенности, на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 октября 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора г. Кызыла обратился в суд с исками в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Кызыла, МУП " *" об устранении нарушений требований безопасности дорожного движения путем проведения мероприятий по установлению: 1) пешеходных дорожек справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с * ) в северном и западном направлениях (дело N); 2) пешеходных дорожек справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с *) в восточном и западном направлениях (дело N); 3) пешеходных дорожек справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с *) в северном и западном направлениях (дело N) в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, указывая на то, что прокуратурой г. Кызыла совместно с государственным инспектором ОГИБДД Управления МВД РФ по г. Кызылу обследована улично-дорожная сеть *, установлено, что мэрией г. Кызыла в нарушение законодательства ненадлежащим образом исполняется обязанность по оборудованию пешеходных переходов пешеходными ограждениями и обустройству пешеходных дорожек, организации наружного освещения по городу Кызылу. Согласно акту выявленных недостатков улично-дорожной сети г. Кызыла от 09 июня 2014 года, составленного старшим государственным инспектором по БДД ОГИБДД Управления МВД РФ по г. Кызылу К. в присутствии старшего помощника г. Кызыла Р. инженера МУП " *" И. преподавателя специальных дисциплин строительного отделения ГБПОУ РТ " *" К. государственного инспектора Ч. установлено отсутствие пешеходных дорожек справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с * ) в северном и западном направлениях, пешеходных дорожек справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с *) в восточном и западном направлениях, пешеходных дорожек справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с *) в северном и западном направлениях, что является нарушением обязательных требований, может повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивает вероятность аварийной ситуации, угрожает жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, детей. Просил суд обязать мэрию г. Кызыла и МУП " *" провести мероприятия по обустройству пешеходных дорожек справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с * ) в северном и западном направлениях, пешеходных дорожек справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с *) в восточном и западном направлениях, пешеходных дорожек справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с *) в северном и западном направлениях в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 июля 2014 года соединены в одно производство гражданские дела N по искам заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Кызыла, МУП " *" об устранении нарушений требований безопасности дорожного движения, соединенному гражданскому делу присвоен N
Определением Кызылского городского суда Республики Тыва от 15 июля 2014 года по гражданскому делу по искам заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Кызыла, МУП " *" об устранении нарушений требований безопасности дорожного движения привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент городского хозяйства мэрии г. Кызыла.
В ходе производства по делу заместитель прокурора г. Кызыла уточнил исковые требования, указав на то, что просит суд обязать мэрию г. Кызыла в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения организовать проведение работ по обустройству пешеходных дорожек на дорогах с твердым покрытием в соответствии с условиями технической возможности: пешеходные дорожки вдоль дороги с твердым покрытием справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с * ) в северном и западном направлениях, пешеходные дорожки вдоль дороги с твердым покрытием справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с *) в восточном и западном направлениях, пешеходные дорожки вдоль дороги с твердым покрытием справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с *) в северном и западном направлениях.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 октября 2014 года иск заместителя прокурора города Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Кызыла об устранении нарушений требований безопасности дорожного движения удовлетворен. Суд обязал мэрию города Кызыла в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения в области безопасности дорожного движения путем организации работ по обустройству пешеходных дорожек на дорогах с твердым покрытием в соответствии с условиями технической возможности: вдоль автомобильной дороги справа и слева по * от перекрестка с * вдоль автомобильной дороги справа и слева по * от перекрестка с *, вдоль автомобильной дороги справа и слева по * от перекрестка с улиц * до перекрестка улиц *
Не согласившись с решением суда, представитель мэрии г. Кызыла Р. действующий на основании доверенности, подал апелляционную жалобу, указывая на то, что при рассмотрении дела судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права. Прокурор не представил суду доказательств, свидетельствующих о нарушении правил, стандартов, технических норм, установленных в соответствии с ГОСТ. Согласно с нормами ГОСТ тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 человек в сутки. Из этого следует, что необходимо выяснять, имеются ли на указанных в актах улицах дороги с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о повторном комиссионном обследовании данных участков. Просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В судебное заседание представители мэрии г. Кызыла и третьего лица - ОГИБДД Управления МВД Российской Федерации по городу Кызылу, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции, не явились, о причинах неявки суд не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в соответствии с правилами ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ).
Представитель третьего лица Департамента городского хозяйства мэрии г. Кызыла Р. действующая на основании доверенности, поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заместителя прокурора.
Прокурор Р. возражая против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения: программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Ст. 6 вышеуказанного Федерального закона N 196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п.п. 5, 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов).
Согласно ст. 58 Устава городского округа " *", принятого решением Хурала представителей г. Кызыла от 05.05.2005 года N 50, мэрия г. Кызыла выступает заказчиком, организует и обеспечивает финансирование строительства, реконструкцию и ремонт муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства, социальной и производственной инфраструктуры, дорог за счет собственных или привлеченных средств, кредитов банка, местных займов.
Постановлением мэрии г. Кызыла от 30 декабря 2008 года N 1950 определена перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, автомобильных дорог необщего пользования местного значения городского округа " *", согласно которому вышеуказанные улицы включены в данный перечень.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно актам выявленных недостатков улично-дорожной сети г. Кызыла от 09 июня 2014 года установлено отсутствие пешеходных дорожек справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с * ) в северном и западном направлениях, пешеходных дорожек справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с *) в восточном и западном направлениях, пешеходных дорожек справа и слева по * (от перекрестка с * до перекрестка с *) в северном и западном направлениях, что является нарушением обязательных требований, установленных п.4.5.1 ГОСТ Р 52766.
Рассмотрев дело, суд первой инстанции с учетом вышеизложенных правовых норм пришел к выводу о том, что обязанность по обустройству пешеходных дорожек в соответствии с условиями технической возможности должна быть возложена на мэрию г. Кызыла, в чью компетенцию входит организация проведения работ в силу осуществляемых ею функций и задач.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку мэрия г. Кызыла в силу возложенных на нее задач и осуществляемых функций организует проведение работ по обустройству пешеходных дорожек.
Не влекут отмену решения суда доводы жалобы о том, что прокурор не представил суду доказательств, свидетельствующих о нарушении правил, стандартов, технических норм, установленных в соответствии с ГОСтом, поскольку в соответствии с действующим законодательством обязанность по обеспечению соответствия дорог при их содержании установленным требованиям, стандартам, техническим нормам возложена на орган местного самоуправления. Непринятие мер по обеспечению безопасности дорожного движения создает угрозу охраны жизни и здоровья неопределенного круга лиц, защиту законных прав и интересов.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, изложенными в решении, и не содержат правовых оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 31 октября 2014 года оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 февраля 2015 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.