судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.,
судей Орловой О.А. и Поддымова А.В.,
при секретаре Фроловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области на решение Усманского районного суда Липецкой области от 08 декабря 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Жуликова В.Ф. удовлетворить:
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области включить Жуликову В.Ф. в стаж работы, дающий право на назначение государственной пенсии по старости в соответствии с п.п.7 п.1 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", период прохождения службы в ОВД по Усманскому району с 26.04.1986 г. по 24.11.1993 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области назначить Жуликову В.Ф. государственную пенсию по старости в соответствии с п.п.7 п.1 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" с 08.09.2014 года".
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Жуликов В.Ф. обратился в суд с иском к УПФР в Усманском районе о назначении государственной пенсии по старости, ссылаясь на то, что не согласен с решением ответчика от 29.08.2014 г., которым ему было отказано в назначении пенсии по старости в соответствии с п.п.7 п.1 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в связи с отсутствием необходимого для этого стажа работы на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
Истец считает, что ответчик необоснованно не включил в стаж работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом период прохождения им службы в органах внутренних дел с 26.04.1986 г. по 24.11.1993 г., который в случае его включения в стаж дает истцу право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на 3 года. Просил решение УПФР в Усманском районе от 29.08.2014 г. признать незаконным, включить ему в стаж работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом вышеуказанный период и обязать ответчика назначить ему государственную пенсию по старости с 08.09.2014 г.
В судебном заседании Жуликов В.Ф. поддержал исковые требования, ссылаясь на те же доводы.
Представитель ответчика УПФР в Усманском районе Коробкина Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, объяснив, что включение периода прохождения службы в органах внутренних дел в стаж работы на территории зоны радиоактивного загрязнения не предусмотрено ни Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ни Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик УПФР в Усманском районе просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и постановить новое решение, которым истцу в иске отказать.
Выслушав истца Жуликова В.Ф., возражавшего против жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного решения в соответствии с требованиями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.
Согласно подпункту 7 пункта 1, пунктам 2 и 5 статьи 10 указанного Закона право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5-10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как следует из части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8), военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 12).
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Исходя из примечания к ст.ст. 32-35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Из материалов дела следует, что Жуликову В.Ф. "данные изъяты" лет исполнилось 08.09.2014 года. 30.05.2014 года Жуликов В.Ф. обратился в УПФР в Усманском районе с заявлением о назначении государственной пенсии по старости в соответствии с п.8 ч.1 ст. 13 Закона РФ N 1244-1 от 15.09.1991 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" как проживающий (работающий) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (л.д. N).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. N 1582 "Об утверждении перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" г. Усмань находится в зоне радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с присвоением статуса - зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно справке ОМВД России по Усманскому району за 2014 год ОВД по Усманскому району относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом к территории радиоактивного загрязнения (л.д. N). Ответчиком данный факт не оспаривался.
Из представленных документов установлено, что в период с 24.05.1985 г. по 24.11.1993 г. Жуликов В.Ф. проходил службу в ОВД по Усманскому району, при этом период его службы в органах внутренних дел с 26.04.1986 г. по 24.11.1993 г.приходится на время максимального радиационного риска, сопряженного с психоэмоциональной нагрузкой, обусловленной Чернобыльской катастрофой, как верно отметил суд.
Установлено, что Жуликов В.Ф. не приобрел право на пенсионное обеспечение, предусмотренное Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и какой-либо пенсии по линии МВД РФ он не получает в связи с непродолжительным периодом службы в органах внутренних дел, о чем в апелляционную инстанции истцом дополнительно представлена справка, подтверждающая данный факт.
Решением УПФР в Усманском районе от 29.08.2014 г. Жуликову В.Ф. в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием права на пенсию по п.п. 7 п. 1 статьи 10 Закона РФ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" N 166-ФЗ от 15.12.2001 года из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом на момент обращения, при этом указано, что в стаж работы для снижения пенсионного возраста не может быть засчитан период с 24.05.1985 года по 24.11.1993 года - служба в органах внутренних дел.
Указано, что на день обращения стаж работы в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом составляет "данные изъяты" (л.д. N).
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении исковых требований Жуликова В.Ф., суд тщательно проанализировал вышеуказанное законодательство с учетом норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, о чем подробно указано в решении. Судебная коллегия с таким выводом суда согласна, находя его законным и обоснованным.
Статья 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривала виды работ, включаемых в общий трудовой стаж. Согласно статье 90 Служба ... в органах внутренних дел ... включалась в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 и части 2 статьи 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.
Как следует из трудовой книжки истца, он выполнял трудовую деятельность, подлежащую включению в трудовой стаж, как до службы в органах внутренних дел, так и после увольнения со службы.
В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, ... органах внутренних дел Российской Федерации ...
Таким образом, период службы в органах внутренних дел включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица.
Как верно указал суд, Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1, 3 и 13).
Коль скоро, службу в органах внутренних дел в спорный период истец проходил в зоне с льготных социально-экономическим статусом, то есть на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, наряду с лицами, проживающими (работающими) на указанной территории, суд верно признал за истцом право на возмещение вреда и меры социальной поддержки за риск вследствие прохождения этой службы, указав, что отказ в назначении пенсии на льготных условиях в сложившейся ситуации свидетельствовал бы о нарушении конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающей из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, что при установленных обстоятельствах недопустимо.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Жуликов В.Ф., как проходивший службу в ОВД по Усманскому району Липецкой области с 26.04.1986 года по 24.11.1993 года, то есть на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанных в п. 12 ч. 1 статьи 13 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года "О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и не подпадает под регулирование пенсионного обеспечения граждан, предусмотренных статьями 30-37 названного Закона, направлены на иное толкование правовых норм, но не опровергают выводы суда, в которых подробно проанализировано законодательство, регулирующее спорные правоотношения, и дана надлежащая правовая оценка представленным доказательствам, с которыми судебная коллегия согласна.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.
Исходя из изложенного, суд обоснованно возложил на УПФР в Усманском районе обязанность включить в стаж, дающий право на государственную пенсию по старости в соответствии с п.п.7 п.1 ст.10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", период службы истца в ОВД по Усманскому району с 26.04.1986 г. по 24.11.1993 г. ( "данные изъяты"), указав, что стаж работы истца на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, с учетом спорного периода, составляет "данные изъяты", что дает ему право на снижение пенсионного возраста на 3 года; и обязал назначить государственную пенсию по старости с 08.09.2014 года.
Судебная коллегия считает, что выводы суда подробно мотивированы, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено, соответственно оснований для отмены судебного решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Усманского районного суда Липецкой области от 08 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в Усманском районе Липецкой области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
5
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.