Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей Будылка А.В., Усовой Е.И.,
при секретаре Кучуковой Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маликовой Э.И. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности по включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением, предоставлении жилого помещения по апелляционной жалобе Маликовой Э.И. на решение Центрального районного суда города Омска от " ... " об отказе в удовлетворении требований.
Заслушав доклад судьи Будылка А.В., объяснения истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Маликова Э.И., " ... " года рождения, обратилась с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, указывая на то, что её мать " ... " отказалась от неё " ... ", отец записан на основании заявления матери. Решением Исполнительного комитета " ... " совета народных депутатов N " ... " от " ... " Шаукарова Э.И. была определена в дом ребёнка. В период с " ... " по " ... " она находилась на воспитании в Доме ребёнка N " ... " на полном государственном обеспечении, откуда была переведена в Детский дом N " ... " города Омска, в котором воспитывалась в период с " ... " до " ... ". С " ... " по " ... " являлась воспитанницей Детского дома N " ... " города Омска, а с " ... " по " ... " - воспитанницей школы-интерната N " ... " для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Затем обучалась в " ... ". " ... " заключила брак с " ... "., в браке с которым в " ... " родила ребёнка. Ранее на учёте для предоставления жилья состоял её супруг, очередь которого была переведена на неё, в связи с предоставлением ему жилого помещения. " ... " истец обратилась в комиссию по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации города Омска с заявлением о рассмотрении вопроса о включении её во внеочередной список по категории "дети-сироты". Решением комиссии от " ... " в этом ей было отказано в связи с тем, что документы, подтверждающие льготу, предоставлены после достижения ею 23 лет. " ... " брак с " ... " на основании решения мирового судьи судебного участка N " ... " ЦАО города Омска от " ... " расторгнут. До настоящего времени органы местного самоуправления не предоставили ей жилое помещение, проживает временно вместе с несовершеннолетним сыном по адресу: " ... ". Жилья в собственности не имеет, право на внеочередное получение жилья по категории "дети-сироты" ею до настоящего времени не реализовано.
Просила признать за ней право состоять в списке лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, с " ... "; обязать Министерство образования Омской области включить её в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений; обязать Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда.
В судебном заседании Маликова Э.И. и её представитель поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указали на то, что бывший супруг истца состоял на очереди для получения жилья на семью из 3-х человек, включая истца и их совместного ребёнка, однако, супругу была предоставлена квартира только на него одного. Считали, что истец состояла на очереди для получения жилья с момента заключения брака, то есть с " ... ".
Представитель Министерства образования Омской области иск не признала. Поддержала доводы письменного отзыва, в котором указала, что истец обращалась в Администрацию " ... " АО города Омска только в " ... " году, достигнув возраста 27 лет, и была принята на учёт для улучшения жилищных условий по общему списку. Документы, подтверждающие обращение истца с целью постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения возраста 23 лет, отсутствуют.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области исковые требования не признала, также поддержав доводы письменного отзыва аналогичного содержания.
Дело рассмотрено в отсутствие Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Решением суда в удовлетворении исковых требований Маликовой Э.И. к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности по включению в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением, предоставлении жилого помещения отказано.
В апелляционной жалобе Маликова Э.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Полагает, что имеет право на обеспечение жилым помещением как ребёнок-сирота. Указывает на нуждаемость в жилье.
О слушании дела по апелляционной жалобе стороны извещены надлежаще. Для участия в судебном заседании явилась истец, поддержавшая доводы жалобы.
Выслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в нём доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия их на учёт. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвёртому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с указанными нормами закона носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-Ф) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По смыслу части 2 статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространён на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учёт для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Как следует из материалов дела, мать рождённой " ... " Маликовой (до заключения брака - Шаукаровой) Э.И. " ... ". " ... " отказалась от ребёнка. Её отец был указан в актовой записи о рождении на основании заявления матери.
До достижения 18 лет истец осталась без попечения родителей.
В период с " ... " по " ... " она находилась на воспитании в Доме ребёнка N " ... ", откуда была переведена в Детский дом N " ... " города Омска, в котором являлась воспитанницей в период с " ... " по " ... ". С " ... " по " ... " воспитывалась в Детском доме N " ... " города Омска, а с " ... " по " ... " - в школе-интернате N " ... " для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последующем обучалась в " ... ".
" ... " истец заключила брак с " ... " в браке с которым в " ... " году родила сына.
С " ... " Маликова Э.И. временно зарегистрирована по месту жительства в " ... ".
Её супруг " ... " на основании его заявления был поставлен на учёт для улучшения жилищных условий решением " ... " " ... ". При этом он учитывался как в очереди на предоставление жилья на общих основаниях, так и как ребёнок-сирота. В " ... " " ... " подал заявление об изменении его учётных данных в связи с заключением брака и рождением ребёнка. На основании распоряжения администрации от " ... " состав его семьи был изменён - с одного на три человека.
В " ... " году " ... " обратился в Центральный районный суд города Омска с иском о предоставлении ему жилого помещения вне очереди. Его иск " ... " был удовлетворён, администрация города Омска обязана предоставить ему, как лицу из категории детей-сирот, жилое помещение вне очереди.
В " ... " ему на условиях социального найма была предоставлена квартира общей площадью " ... " кв.м. и он решением комиссии по жилищным вопросам от " ... " был исключён из внеочередного списка на получение жилья.
В " ... " " ... " подал заявление о переводе его очереди на имя его жены Маликовой Э.И. на состав семьи два человека (с сыном " ... " его из очереди исключить.
" ... " данное решение комиссией по жилищным вопросам департамента жилищной политики Администрации города Омска было принято, с указанной даты в очереди на получение жилья значатся Маликова Э.И. с сыном " ... "
" ... " Маликова Э.И. обратилась в комиссию по жилищным вопросам с заявлением о переводе её во внеочередной список по категории дети-сироты, в удовлетворении которого ей было отказано, поскольку документы, подтверждающие льготу, были представлены с указанным заявлением.
" ... " брак " ... " и Маликовой Э.И. расторгнут на основании решения мирового судьи судебного участка N " ... " ЦАО города Омска от " ... ".
Жилых помещений в собственности истец не имеет, проживает в арендуемой квартире.
С соответствующим иском в суд Маликова Э.И. обратилась " ... ".
Исходя из указанных обстоятельств и в соответствии с приведёнными нормами права суд первой инстанции правильно отказал истцу в удовлетворении иска.
Доводы апелляционной жалобы к отмене решения суда не ведут.
Пункт 9 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ, согласно которому право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьёй, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, не отменяет необходимости встать на соответствующий учёт до 23 лет.
Для реализации ею права на обеспечение жилым помещением, как лица из категории детей сирот, по достижении возраста 23 лет, истец должна была заявить об этом праве до 23 лет. Указанные действия она осуществила в 2011 году - по достижении 27 лет, в суд обратилась по достижении 30 лет.
Между тем, в материалы дела истцом представлена памятка, полученная ею по окончании школы-интерната N " ... " для детей-сирот " ... ". В памятке до сведения выпускника доводилось, что всем воспитанникам детских домов и школ-интернатов для сирот согласно статье 8 Закона РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не имеющих закреплённого жилья, жилье предоставляется вне очереди органами исполнительной власти. При отсутствии необходимого жилого фонда таким лицам предоставляется право встать на льготную очередь на получение жилья. Указано, что все вопросы, связанные с постановкой на льготную очередь для получения жилья, необходимо решить до 23 лет. Кроме того, в памятке указаны перечень необходимых документов, на то, куда необходимо обратиться выпускнику по вопросам, связанным с получением жилья, а также для получения консультации по всем вопросам, связанным с жильём.
Таким образом, получив памятку, уже с 17 лет Маликова И.Э. знала о наличии у неё, как у лица, оставшегося без попечения родителей, права до достижения 23 лет обратиться в компетентные органы для постановки на учёт для обеспечения её жилым помещением.
Из приведённого выше следует, что о праве на предоставление ей жилья, как лицу из категории детей-сирот, истец знала и постольку, поскольку на данном учёте с " ... " года состоял её супруг " ... "., который в " ... " году обращался в суд с соответствующим иском.
Однако истец с " ... " по " ... " с вопросом о постановке на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения как лицо из числа детей-сирот не обращалась. Данных о наличии у истца каких-либо препятствий для обращения по указанному вопросу в деле не имеется.
Суждение о том, что они оба (супруг и она) с " ... " учитывались для предоставления жилья по категории лиц из числа детей-сирот, противоречит приведённым выше доказательствам.
На основании изложенного выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований являются правомерными.
При разрешении спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, не нарушил нормы материального и процессуального права. Оснований для отмены решения суда нет.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 15 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.