Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Масленкиной С.Ю.,
судей Емельяновой Е.А., Зубовой Е.А.,
при секретаре Асланян Л.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании
28 января 2015 года
дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Куйбышевского районного суда города Омска от 12 ноября 2014 года, которым постановлено:
"Исковые требования Христолюбова " ... " удовлетворить.
Обязать Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Христолюбову " ... " путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год в соответствии с рекомендуемым профилем, местом и сезоном лечения".
Заслушав доклад судьи областного суда Масленкиной С.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" ... " обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение по профильному заболеванию. В обоснование требований указал, что является инвалидом " ... " группы. В силу закона имеет право на предоставление мер социальной поддержки, в том числе на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. Вместе с тем, путевка на санаторно-курортное лечение по профильному заболеванию за 2013 год ему не была предоставлена и до настоящего времени путевкой на санаторно-курортное лечение он не обеспечен. Просил обязать Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ предоставить путевку за 2013 года на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании Христолюбов А.Т. исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Паршаков В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что Христолюбов А.Т. отказался от получения путевки за 2013 год.
Третьи лица Министерство труда и социального развития Омской области, Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску, Министерство финансов РФ по Омской области, Министерства здравоохранения Омской области, УФК по Омской области, Правительство Омской области надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства, представителей в суд не направили, о причинах неявки не сообщили.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагает, что надлежащим ответчиком является лицо, не исполнившее обязательство, а именно Министерство труда и социального развития Омской области, на которое в силу закона в 2013 году была возложена обязанность предоставлять путевки на санаторно-курортное лечение. Отделению Фонда не передавались документы, связанные с обеспечением граждан санаторно-курортным лечением. Предоставление социальных услуг является правом федерального законодательства, которое находится в прямой зависимости от финансовых возможностей бюджета.
В возражениях на апелляционную жалобу Христолюбов А.Т. указал, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Правительства Омской области Коловатова А.В. указала, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, так как предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение является полномочием Российской Федерации, путевки на санаторно-курортное лечение предоставляются за счет средств федерального бюджета. Полномочия по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение не осуществлялись и не осуществляются на счет средств бюджета Омской области. С " ... " организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ за счет средств федерального бюджета.
Проверив материалы гражданского дела, заслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Хараджи С.А., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, истца Христолюбова А.Т., представителя Правительства Омской области Коловатовой А.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, доводы апелляционной жалобы не состоятельными, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения решения суда.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Христолюбов А.Т. является инвалидом второй группы вследствие общего заболевания. Указанное обстоятельство подтверждается справкой МСЭ N " ... ". В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции ответчик не оспаривал факт обращения Христолюбова А.Т. в 2013 году с полным пакетом документов, необходимых для предоставления путевки на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям, и не предоставления истцу путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 год.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, части 1 и 2), и гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
В соответствии с подпунктом ж пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Пунктом 2 ст. 26.3 Федерального закона установлен исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации; этим перечнем не предусмотрено оказание государственной социальной помощи в виде обеспечение граждан путевками на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 10 ст. 4 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно ст. 10 указанного Федерального закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2005 года N 2347-р, предусматривает наряду с другими мероприятиями и санаторно-курортное лечение.
С учётом вышеперечисленных положений законодательства судебная коллегия считает, что обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета.
Статьей 26.8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.
27 декабря 2010 года N 2424-р распоряжением Правительства РФ утверждено Соглашение, заключенное между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Омской области, в соответствии с которым органам власти Омской области были переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В соответствии со ст. 5 Соглашения исполнение преданных полномочий осуществляется Правительством Омской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в форме субвенций. Во исполнение этого Соглашения Постановлением Правительства Омской области 27 декабря 2010 года N 277-п были установлены порядок оказания государственной социальной помощи и ответственные за это органы исполнительной власти - Министерство труда и социального развития Омской области и его органы на местах. Указанное соглашение действовало на территории Омской области с 01 января 2011 года по 31 декабря 2013 года.
Распоряжением Правительства РФ от 20 декабря 2013 года N 2452-р утверждено новое Соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, вступившее в силу с 01 января 2014 года. Указанным Соглашением не предусмотрена передача органам исполнительной власти Омской области полномочий по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Также с 01 января 2014 года на основании Постановления Правительства Омской области от 24 декабря 2013 года N 353-п утратило силу Постановление Правительства Омской области 27 декабря 2010 года N 277-п.
Таким образом, на момент подачи и рассмотрения искового заявления Христолюбова А.Т. полномочия по оказанию данной меры государственной социальной помощи не были отнесены ни законом, ни соглашением к компетенции органов исполнительной власти Омской области, и Министерство труда и социального развития Омской области не обладало полномочиями по оказанию социальной помощи в виде предоставления лицам из числа инвалидов путевок на санаторно-курортное лечение и не было наделено необходимыми для этого средствами.
В соответствии со ст. ст. 6 и 8 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года N 101, исполнение указанных полномочий возложено на Фонд социального страхования РФ.
Соглашение от 20 декабря 2013 года N 2452-р в указанной части названному Постановлению Правительства РФ не противоречит.
В силу закона соответствующие обязательства с 01 января 2014 г. перешли к Фонду социального страхования РФ в лице Омского регионального отделения, которое согласно п. 28 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе.
Как установлено судом, Христолюбов А.Т. подавал заявление о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение с приложением всех необходимых документов, в том числе действительную в течение шести месяцев справку медицинского учреждения о наличии медицинских показаний, однако путевка ему предоставлена не была.
Получение ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации сведений о состоящих на учете граждан, имеющих право в соответствии с медицинскими показаниями на получение путевки на санаторно-курортное лечение и не получивших путевки в 2013 году, в числе которых был и Христолюбов А.Т., было установлено судом первой инстанции и не оспаривалось представителем ответчика Харанджой С.С. в суде апелляционной инстанции.
Перечень оснований для отказа в предоставлении гражданину путевки на санаторно-курортное лечение закреплен Административным регламентом предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда к месту лечения и обратно (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 года N 271н). Согласно данному документу к таким основаниям относится отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредставление необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, и отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги (пункты 10.1 и 19).
Если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной, и он сохраняет за собой право на ее предоставление.
При таких обстоятельствах судом было принято правильное решение о возложении обязанности по предоставлению Христолюбову А.Т. путевки на санаторно-курортное лечение на Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В связи с вышеназванной нормой судебная коллегия считает необходимым дополнить решение суда первой инстанции указанием о том, что путевка на санаторно-курортное лечение Христолюбову А.Т. должна быть предоставлена Государственным учреждением - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы о том, что выделяемого на 2014 год финансирования недостаточно на исполнение решения, и исполнение обязательств за 2013 год должно быть возложено на Министерство труда и социального развития Омской области, как не основанными на законе.
Как было правильно указано судом первой инстанции, с 01 января 2014 года полномочия по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение переданы Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Органы власти Омской области несут ответственность за исполнение переданных им полномочий Российской Федерации только в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий, что обусловлено положениями п. 3 ст. 26.20 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ, а также нормами Бюджетного кодекса РФ.
В частности, в соответствии со ст. ст. 30 и 31 Бюджетного кодекса РФ принципами бюджетной системы являются разграничение доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельность бюджетов, что заключается в закреплении в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, в праве органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Согласно абз. 6 п. 1 и п. 4 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета. В силу п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
С учетом того, что Министерство труда и социального развития Омской области в силу Соглашения с 1 января 2014 года не имеет полномочий по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение лицам, в них нуждающимся, соответственно не получает денежные средства на их предоставление, а не использованные денежные средства возвращены в федеральный бюджет, соответственно исполнение обязательств за 2013 год Министерством невозможно.
Отсутствие в бюджете Фонда социального страхования РФ достаточных средств для исполнения такой обязанности не исключает перехода обязанности от предыдущего должника, которому также не было обеспечено достаточное финансирование. Кроме того, следует отметить, что передача прав по исполнению обязательств, имеющих социальную направленность в силу закона от одного уполномоченного субъекта к другому, не может влечь нарушение конституционных прав лиц, имеющих право на получение государственного социального обеспечения.
Исходя из положений Постановления Правительства РФ от 29 декабря 2004 года N 864 (ред. от 26.12.2013) "О порядке финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не лишено возможности исполнения обязательств, возложенных на него в силу закона.
Довод апелляционной жалобы о том, что предоставление социальных услуг не носит гарантийного характера, является дополнительной формой социального обеспечения и является правом федерального законодателя, так как находится в прямой зависимости от возможностей федерального бюджета, основан на неправильном толковании правовых норм, противоречит нормам Конституции Российской Федерации, гарантирующим социальное обеспечении, поскольку, установив федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
Ссылка в жалобе на то, что федеральный законодатель не устанавливал право на ежегодное получение путевок, а лица, обращающиеся в суд с указанными исками, злоупотребляют своими правами и нарушают права других нуждающихся лиц, также подлежит отклонению.
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно ст. 6.2 приведенного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, обстоятельства по делу определены верно, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено. Оснований для отмены судебного постановления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда города Омска от 12 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Исковые требования Христолюбова " ... " удовлетворить.
Обязать Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Христолюбову " ... " путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 год в соответствии с рекомендуемым профилем, местом и сезоном лечения за счет средств федерального бюджета".
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.