Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.,
судей областного суда Поповой Э.Н., Усовой Е.И.,
при секретаре Фогель И.В.,
рассмотрела в судебном заседании 04 февраля 2015 года
дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Омска Филимоновой О.П. на решение Центрального районного суда города Омска от " ... ", которым постановлено:
"Признать незаконным бездействие Администрации города Омска по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, расположенных на площадке несанкционированного складирования отходов на склоне водоохраной зоны в " ... " метрах от береговой линии р. Омь, в " ... " метрах от жилого " ... ", общей площадью " ... " кв.м.
Обязать Администрацию города Омска принять меры по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, расположенных на площадке несанкционированного складирования отходов на склоне водоохраной зоны в " ... " метрах от береговой линии р. Омь, в " ... " метрах от жилого " ... ", общей площадью " ... " кв.м.
Принять отказ представителя Управления Росприроднадзора по Омской области в части исковых требований о принятии мер по организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов на склоне водосборной площади на расстоянии " ... " метрах от береговой линии р. Омь, в " ... " метрах от жилого " ... " за металлическими гаражами, площадка несанкционированного складирования отходов на почве площадью " ... " кв.м.; в овраге на расстоянии " ... " метров от береговой линии, в " ... " метрах западнее жилого " ... " по ул. " ... ", площадка несанкционированного складирования отходов площадью " ... " кв.м.; площадка несанкционированного складирования отходов на склоне водоохраной зоны в " ... " метрах от береговой линии р. Омь, в " ... " метрах между жилых домов " ... " по " ... " спуск, общей площадью " ... " кв.м., в указанной части производство по делу прекратить.
В удовлетворении требований о возложении обязанности на Администрацию города Омска принять меры по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов, расположенных на склоне водоохраной зоны на расстоянии " ... " метров от береговой линии р. Омь, в " ... " метрах от жилого " ... " по ул. " ... ", площадка несанкционированного складирования отходов на почве площадью " ... " кв.м. отказать".
Заслушав доклад судьи Омского областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Росприроднадзора по Омской области обратилось в суд с иском к Администрации г.Омска о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить нарушения.
В обоснование заявленных требований указало, что в рамках проведенной в период с " ... " по " ... " рейдовой проверки в границах Центрального административного округа города Омска установлен ряд нарушений, а именно выявлены факты несанкционированного сброса отходов потребления на пяти земельных участках округа.
Отметило, что аналогичные нарушения были установлены в рамках проведения рейдовой проверки в период с " ... " по " ... ", что подтверждается актом N " ... " от " ... ". Указанное свидетельствует о бездействии Администрации города Омска по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов.
Просило признать бездействие ответчика незаконным, обязать устранить выявленные нарушения.
В рамках судебного разбирательства требования истцом неоднократно изменялись.
В судебном заседании представитель Управления Саввина О.В. просила признать незаконным бездействие Администрации г.Омска по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов и устранить выявленные нарушения на следующих площадках
- на склоне водоохраной зоны в " ... " метрах от береговой линии р. Омь, в " ... " метрах от жилого " ... ", общей площадью " ... " кв.м.;
- на склоне водоохранной зоны на расстоянии " ... " метров от береговой линии р. Омь, в " ... " метрах от жилого " ... " по ул " ... ", площадка несанкционированного складирования отходов на почве площадью " ... " кв.м.
Просила принять отказ от требования в части принятия мер по организации сбора, вывоза бытовых и промышленных отходов
- на склоне водосборной площади на расстоянии " ... " метров от береговой линии р. Омь, в " ... " метрах от жилого " ... " за металлическими гаражами, площадке несанкционированного складирования отходов на почве площадью " ... " кв.м.;
- в овраге на расстоянии " ... " метров от береговой линии, в " ... " метрах западнее жилого " ... " по ул. " ... ", площадке несанкционированного складирования отходов площадью " ... " кв.м.;
- площадке несанкционированного складирования отходов на склоне водоохраной зоны в 70 метрах от береговой линии " ... ", в " ... " метрах между жилых домов " ... " по " ... " спуск, общей площадью " ... " кв.м.,
в связи с добровольным исполнением ответчиком указанных требований, производство по делу в указанной части прекратить.
Представитель Администрации города Омска Филимонова О.П. требования не признала, полагая, что бездействия допущено не было. Структурными подразделениями ответчика организован сбор и вывоз твердых бытовых отходов, графики вывоза мусора соблюдаются, территории проверяются. Полагала, что в отношении площадок, расположенных на берегах реки Омь, применению подлежат нормы водного законодательства. В указанной части Администрация г.Омска является ненадлежащим ответчиком, поскольку река Омь и водоохранная зона являются федеральной собственностью.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Омской области в судебном заседании участия не принимал, представил отзыв, в котором требования Управления Росприроднадзора поддержал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации города Омска Филимонова О.П. полагала решение подлежащим отмене, как постановленное с нарушениями норм материального права. Отметила, что суду были представлены доказательства вывоза твердых бытовых отходов с исследуемых площадок структурными подразделениями Администрации, в частности, путевые листы. Также указала, что обязанность совершения действий по содержанию в надлежащем состоянии водоохранной зоны реки Омь, являющейся федеральной собственностью, на Администрацию не возложена. Несанкционированные свалки частично устранены силами БУ г.Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" в рамках осеннего субботника. Данные по участку в районе жилого " ... " судом приняты не были по причине технической ошибки, допущенной в указании номера дома, при том, что свидетельскими показаниями данные обстоятельства установлены.
Руководителем Управления Росприроднадзора по Омской области Щербаковым А.Ф. и заместителем министра Министерства природных ресурсов и экологии Омской области Ярцевым Ю.В. на апелляционную жалобу поданы возражения, в которых заявители указывают на необоснованность ее доводов.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
Статьями 41, 42 Конституции РФ и 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Из преамбулы к указанному Федеральному закону следует, что указанный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Одним из принципов хозяйственной и иной деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность их участия в деятельности по охране окружающей среды (статья 3 Закона).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В силу части второй статьи 21 и части первой статьи 22 указанного Закона содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом положений части 1 статьи 22 указанного Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В силу части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон запрещается, в том числе, размещение объектов размещения отходов производства и потребления,
По смыслу указанной нормы водоохранная зона - это территория, примыкающая к береговой линии поверхностных водных объектов и включающая в себя защитную береговую полосу "у самой воды".
В соответствии с подпунктом 2 частью 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается размещение, в частности, размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", определяющего правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе при осуществлении хозяйственной деятельности, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации..
Пунктом 2 статьи 51 данного Закона запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что к вопросам местного значения относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения и находится непосредственно в компетенции администрации как органа местного самоуправления муниципального образования.
Материалами дела установлено, что в рамках рейдовой проверки соблюдения законодательства РФ об охране окружающей среды в период с " ... " по " ... " в границах Центрального АО г.Омска Управлением Росприроднадзора по Омской области выявлены нарушения норм действующего законодательства, а именно установлены факты несанкционированного сброса отходов потребления на земельных участках на склонах водоохранной зоны реки Омь в границах улиц " ... ", " ... ", " ... ", а также в овраге на расстоянии " ... " метров от береговой линии.
Выявленные площадки складирования отходов заполнены пластмассовыми и стеклянными банками, бутылками, бумагой, полиэтиленом, пластмассой, пищевыми отходами, порубочными и растительными остатками.
Выявленные нарушения зафиксированы актом N " ... ".от " ... ".
В ходе судебного разбирательства ответчиком представлены доказательства устранения выявленных нарушений в части, путем организации своими силами в рамках субботника сбора и вывоза отходов потребления на участках:
- акт от " ... " и " ... " о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в водоохранной зоне реки Омь в " ... " метрах от береговой линии и в " ... " метрах от домов " ... " по " ... " спуск;
- акт от " ... " о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в водоохранной зоне реки Омь в " ... " метрах от береговой линии и в " ... " метрах от " ... " " ... ";
- акты от " ... " и " ... " о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в водоохранной зоне реки Омь в " ... " метрах от береговой линии и в " ... " метрах от " ... ";
- акт от " ... " о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в водоохранной зоне реки Омь в " ... " метрах от береговой линии и в " ... " метрах от " ... " по ул. " ... ";
- акт от " ... " о ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в водоохранной зоне реки Омь в " ... " метрах от береговой линии и в " ... " метрах от " ... ".
В связи с указанным истцом требования уточнены, заявлено об отказе от требований в части возложения обязанности организовать сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов на склонах водосборной площадки в районе " ... " по ул. " ... ", домов " ... " по ул. " ... ".
Производство по делу в указанной части судом первой инстанции прекращено в соответствии с положениями статей 173 и 220 Гражданского процессуального кодекса РФ, предусматривающими право истца отказаться от требования полностью или в части. Порядок и последствия прекращения производства по делу сторонам судом разъяснены.
На удовлетворении требований в оставшейся части относительно несанкционированных свалок на склонах водосборной площадки в районе " ... " и " ... " по ул. " ... " истец настаивал.
Оценивая спорные правоотношения, суд первой инстанции верно установил значимые обстоятельства по делу, правильно применил нормы действующего законодательства.
Согласно пункту 24 статьи 9 Устава г.Омска, утвержденного Решением городского Совета от 20 сентября 1995 года N 9, к вопросам местного значения муниципального образования г. Омск относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах г. Омска, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Удовлетворяя исковые требования, суд пришел к правильному выводу о неправомерном бездействии органа местного самоуправления, поскольку на протяжении длительного периода времени на обозначенных территориях расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов; исчерпывающие меры по недопущению (предупреждению) возникновения несанкционированных свалок отходов (путем выделения специальных площадок для контейнеров с соблюдением установленных санитарных и иных правил размещения этих площадок в местах возникновения несанкционированных свалок или прилегающих территориях, путем регулирования графика движения специального автотранспорта, осуществляющего сбор и вывоз отходов от населения, либо путем принятия других организационных мер) Администрацией г.Омска не принимались.
В части второй статьи 78 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрена возможность возмещения вреда окружающей среде посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей Администрацией г. Омска по очистке территории муниципального образования от отходов приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования и создает угрозу причинения вреда окружающей среде, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан РФ, в связи с чем на указанных ответчиков должна быть возложена обязанность по ликвидации свалки.
Доводы апелляционной жалобы представителя Администрации г.Омска о том, что данный орган не является надлежащим ответчиком по делу, не могут быть приняты во внимание и повлечь отмену решения суда.
В структуре органов местного самоуправления муниципального образования г.Омск Администрация города (как исполнительный орган) занимает главенствующее место. Входящие в структуру Администрации г.Омска ее структурные подразделения формально обозначены самостоятельными юридическими лицами, однако по сути таковыми не являются, будучи субординационно и финансово подотчетными и подконтрольными Администрации г.Омска.
Учитывая то обстоятельство, что обязанность организовать сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов отнесена к безусловной компетенции муниципального образования, при этом выбор способа осуществления данной обязанности (делегирование полномочий, создание специализированного юридического лица) является правом муниципального образования, в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) законодательно предусмотренной обязанности по организации сбора, вывоза бытовых отходов и мусора ответственность несет именно орган местного самоуправления.
Не может повлечь отмену решения суда и ссылка в апелляционной жалобе Администрации г. Омска на нарушение судом части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, выразившемся в отсутствии указания в решении на конкретные факты, свидетельствующие о бездействии Администрации г. Омска, поскольку из материалов дела следует, что объем территорий, занимаемых отходами, систематический характер их возникновения, количество и природа отходов, выявленных в ходе проведенной проверки, в достаточной степени свидетельствуют об отсутствии скоординированной работы муниципального образования в лице соответствующих структурных подразделений по устранению несанкционированно размещенных твердых бытовых отходов.
Норм водного законодательства к спорным правоотношениям применены быть не могут, поскольку регулируются иными нормами права.
Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности Российской Федерации, к коим относится река Омь, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий.
Вопросы организации мероприятий по охране окружающей среды в границах города, а также сбор, вывоз, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов относятся к вопросам местного значения.
Организация данной работы и ответственность за ее надлежащее выполнение возложена на орган местного самоуправления, Администрацию города Омска.
Также необходимо принять во внимание положения Решения Омского городского совета от 24.10.2007 N 61 "О правилах использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, для личных и бытовых нужд", в которой указано на недопущение уничтожения или повреждения почвенного покрова и объектов растительного мира на берегах водных объектов общего пользования при их использовании, а также указано на запрет загрязнения и засорения водных объектов общего пользования, организацию свалок и складирование бытовых отходов.
Указание в жалобе на необоснованный отказ суда принять в качестве подтверждения факта устранения нарушений норм действующего законодательства в области охраны окружающей среды акта от " ... " о ликвидации свалки в районе " ... " спуск основанием для отмены правильного по существу решения не является.
Указанный документ содержит разночтения в установочной части и тексте акта, что не позволяет достоверно идентифицировать участок, на котором проводились работы.
Кроме того, данный вопрос может быть разрешен в рамках исполнительного производства, путем предоставления ответчику и судебному приставу-исполнителю надлежащим образом оформленного документа.
Доводы, изложенные заявителем в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к несогласия с произведенной судом оценкой доказательств, не опровергают правильности выводов суда и не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений.
Юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно. Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от 30 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации города Омска Филимоновой О.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.