Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Лисовского В.Ю.
судей областного суда: Зубовой Е.А., Емельяновой Е.В.
при секретаре Асланян Л.Н.
рассмотрела в судебном заседании 11 февраля 2015 года
дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Куйбышевского районного суда города Омска от " ... ", которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Советского АО г. Омска в интересах Дочилова В. С. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Дочилову В. С., " ... " года рождения, путевки на санаторно-курортное лечение за " ... ", " ... " г.г. за счет средств федерального бюджета.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи областного суда Зубовой Е.А., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского административного округа города Омска обратился в интересах Дочилова В.С. с иском к Государственному учреждению - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Министерству труда и социальной защиты РФ об обязанности предоставить путевки на санаторно-курортное лечение.
В обоснование указал, что Дочилов В.С. является инвалидом " ... " группы по общему заболеванию, в связи с чем имеет право на получение государственной социальной помощи, в том числе на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение. " ... " Дочилов В.С. обратился в БУ ОО "КЦСОН "Любава" с заявлением о предоставлении путевки и был поставлен на соответствующий учет. " ... ", " ... ", " ... " и " ... " им были получены справки установленной формы, необходимые для получения путевки на санаторно-курортное лечение. Однако до настоящего времени истец путевкой за " ... " и за " ... " года обеспечен не был.
С учетом уточнений просил обязать ответчиков предоставить Дочилову В.С. путевки на санаторно-курортное лечение за " ... " и " ... " года вне существующей очереди в санаторий " " ... "", а также обязать Министерство труда и социальной защиты РФ обеспечить приобретение путевок за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании помощник прокурора САО города Омска Чаплина А.С. и истец Дочилов В.С. заявленные требования с учетом уточнений поддержали.
Представитель ответчика ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Хараджа С.С. иск не признал, указав, что в период с " ... " до " ... " отделение не имело полномочий по обеспечению граждан льготной категории путевками на санаторно-курортное лечение. Истец обратился в Фонд с заявлением о предоставлении путевки " ... ", после чего в период с " ... " по " ... " прошел санаторно-курортное лечение в санатории " " ... "" по путевке, выданной отделением. Таким образом, отделение Фонда исполнило обязательства, предусмотренные законодательством в полном объеме. Требования Дочилова В.С. о повторном прохождении санаторно-курортного лечения в течение года следует считать необоснованными.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты РФ, в письменных возражениях на иск полагавшего себя ненадлежащим ответчиком по делу ввиду возложения указанных функций на территориальные органы ФСС РФ, а также в отсутствие представителей третьих лиц.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать. Полагает, что отделение Фонда не может отвечать за неисполнение Министерством труда и социального развития Омской области обязанностей по обеспечению санаторно-курортным лечением Дочилова В.С. в период с " ... " по " ... " года, поскольку на отделение Фонда такие обязанности в указанный период возложены не были, в связи с чем отделение Фонда не могло нарушить прав истца и не может являться ответчиком по делу. Момент возникновения у отделения Фонда обязательств по обеспечению данной услугой возникает с даты подачи заявления гражданином, начиная с " ... ", и с этой же даты осуществляется финансирование ее исполнения за счет средств федерального бюджета. Использование выделенных на " ... " год федеральных средств для исполнения обязательств прошлых лет будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств. Министерством труда не представлены доказательства невозможности обеспечения истца путевкой в " ... " году, а также отсутствия для этого финансирования. При этом суд в резолютивной части решения не указал за счет бюджета какого года необходимо приобрести путевку истцу. Считает, что требования по неисполненным обязательствам должны предъявляться к лицу, не исполнившему эти обязательства. Личные дела граждан, подлежавших обеспечению путевками, вопреки выводам суда, отделению Фонда Министерством не передавались.
Также указывает, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, введение этого понятия не связано с правом гражданина на ежегодное получение путевки. Попытки отдельных категорий льготников ежегодно получать путевки на основании судебных решений нарушают законные права других лиц, а понуждение Фонда предоставить путевки за счет граждан, обратившихся с заявлениями в " ... " году, по неисполненным заявкам предыдущих лет влечет нарушение прав последних.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор САО города Омска Бондаренко В.А. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом ( " ... ").
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в нем доказательства, выслушав объяснения представителя третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области Христолюбовой Ю.В., прокурора отдела прокуратуры Омской области Биенко Н.В., полагавших решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения не находит.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Дочилов В.С. является инвалидом " ... " группы по " ... ", инвалидность установлена бессрочно.
Из представленных в дело справок для получения путевки формы N " ... " от " ... ", " ... ", " ... " и " ... ", выданных МУЗ "Городская больница N " ... " Поликлиника N " ... "", усматривается, что Дочилову В.С. рекомендовано санаторно-курортное лечение. Истец в установленном законом порядке " ... " обратился с соответствующим заявлением с приложением необходимых документов в БУ "КЦСОН "Любава" и был поставлен в очередь на получение путевки.
В течение " ... " года, а также в течение " ... " года и на момент принятия судом решения санаторно-курортное лечение Дочилову В.С. предоставлено не было.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам и пришел к верному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части предоставления Дочилову В.С. санаторно-курортных путевок за указанные года.
В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случае инвалидности.
Согласно положениям части 8 статьи 6.1, пункта 1.1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
При этом в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год; порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (абзац 5 части 2, часть 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ).
Во исполнение указанного положения Федерального закона Министерством здравоохранения и социального развития РФ издан Приказ от 29.12.2004 года N 328, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
В соответствии с пунктом 3.3 названного Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования РФ и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта РФ на осуществление части полномочий РФ по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и высшими органами исполнительной власти субъектов РФ.
Отбор и направление на санаторно-курортное лечение граждан, медицинские показания и противопоказания для санаторно-курортного лечения, оказание санаторно-курортной помощи осуществляются в установленном порядке (пункт 3.4 Порядка).
Таким образом, правоотношения, связанные с оказанием государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, урегулированы федеральным законодательством, которое гарантирует инвалидам предоставление при наличии медицинских показаний санаторно-курортного лечения в течение календарного года.
Довод жалобы о том, что Федеральный закон от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" не гарантирует ежегодное бесплатное обеспечение путевками, является в данной связи необоснованным.
Принимая во внимание, что Дочилов В.С. обратился с соответствующим заявлением, приложив предусмотренные законом документы, в том числе подтверждающие его нуждаемость в санаторно-курортном лечении, ему не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, поскольку, установив Федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 10 статьи 4 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Согласно статье 10 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. При этом федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 года N 2347-р, предусматривает наряду с другими мероприятиями и санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Статьей 26.8 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 года N 184-ФЗ предусмотрена возможность передачи федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органам власти субъекта Российской Федерации по соглашениям между ними, при этом указано, что в соглашениях должен быть предусмотрен порядок финансирования осуществления этих полномочий.
Соглашением, заключенным между Минздравсоцразвития РФ и Правительством Омской области, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 27.12.2010 года N 2424-р, органам власти Омской области были переданы полномочия Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
В соответствии со статьей 5 Соглашения исполнение переданных полномочий осуществляется Правительством Омской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в форме субвенций. Во исполнение этого Соглашения Постановлением Правительства Омской области 27.12.2010 года N 277-п были установлены порядок оказания государственной социальной помощи и ответственные за это органы исполнительной власти - Министерство труда и социального развития Омской области и его органы на местах.
Данное соглашение действовало с 01.01.2011 года по 31.12.2013 года.
Распоряжением Правительства РФ от 20.12.2013 года N 2452-р утверждено новое Соглашение между Министерством труда и социальной защиты РФ и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, вступившее в силу с 01.01.2014 года, которым не предусматривается передача органам исполнительной власти Омской области полномочий по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Также с 01.01.2014 года на основании Постановления Правительства Омской области от 24.12.2013 года N 353-п утратило силу Постановление Правительства Омской области 27.12.2010 года N 277-п.
Таким образом, на момент рассмотрения искового заявления полномочия по оказанию данной меры государственной социальной помощи не были отнесены ни законом, ни Соглашением к компетенции органов исполнительной власти Омской области.
В соответствии со статьями 6 и 8 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 года N 101, исполнение указанных полномочий возложено на Фонд социального страхования РФ, который исполняет их за счет собственных средств.
Согласно пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 02.12.2013 года N 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" ФСС РФ в 2014 году осуществляет расходы по оплате стоимости путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории РФ, а также стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных организациях.
Аналогичные положения содержатся в пункте 4 статьи 5 Федерального закона от 01.12.2014 года N 386-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Согласно представленным суду апелляционной инстанции в порядке ст. 327.1 ГПК РФ доказательствам следует, что " ... " в соответствии с актом приема-передачи Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ получило от Минтрудсоцразвития Омской области сведения о состоящих на учете гражданах, подавших заявления о предоставлении санаторно-курортных путевок, и о выданных путевках.
Из полученных Министерством за " ... " год субвенций " ... " израсходовано на санаторно-курортное лечение " ... " и на бесплатный проезд " ... "; остаток неизрасходованных средств в сумме " ... " в соответствии с пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ был возвращен в федеральный бюджет платежным поручением N " ... " от " ... ".
Доказательств нецелевого расходования Министерством труда и социального развития Омской области средств, предоставленных в виде субвенций, не имеется.
Органы власти Омской области несут ответственность за исполнение переданных им полномочий Российской Федерации только в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий, что обусловлено положениями пункта 3 статьи 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ, а также нормами Бюджетного кодекса РФ.
Согласно абзаца 6 пункта 1 и пункту 4 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации, возникшие в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.
Поскольку на момент разрешения искового заявления ни в силу закона, ни в силу соглашения между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Омской области Минтрудсоцразвития Омской области не обладало полномочиями по оказанию социальной помощи в виде предоставления лицам из числа инвалидов путевок на санаторно-курортное лечение и не было наделено необходимыми для этого средствами, а также, поскольку в силу закона соответствующие обязательства с " ... " перешли к Фонду социального страхования РФ в лице Омского регионального отделения, которое в силу пункта 28 Положения о Фонде социального страхования РФ осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе, вывод суда первой инстанции о необходимости возложить обязанность по предоставлению путевок истцу на Омское регионального отделение ФСС РФ, вопреки доводам жалобы, является правильным.
Отсутствие в бюджете последнего достаточных средств для исполнения такой обязанности на правильность решения суда не влияет и повлечь его отмену не может.
Указание на то, что в период с " ... " по " ... " отделение Фонда не имело полномочий по обеспечению граждан льготной категории путевками на санаторно-курортное лечение, в связи с чем не может являться ответчиком по иску о предоставлении путевки за указанный период Дочилова В.С., судебной коллегией отклоняется, поскольку указанные полномочия были возвращены Фонду социального страхования РФ, а сведения о гражданах, обратившихся с заявлениями об обеспечении санаторно-курортным лечением за указанный период, вопреки доводам жалобы, были переданы Фонду согласно акту приема-передачи сведений от " ... ".
Судебная коллегия считает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение за прошлые годы по причине передачи полномочий от одного государственного органа другому.
Указанный в апелляционной жалобе довод о том, что предоставление Дочилову В.С. путевок на санаторно-курортное лечение ущемляет права других граждан, имеющих такое же право на государственную социальную помощь и обратившихся с заявлениями в " ... " году, не является основанием для отмены решения суда, так как действующим законодательством не предусмотрена очередность предоставления гражданам данной категории санаторно-курортного лечения.
Право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в качестве средства реабилитации не ставится в зависимость от наличия или отсутствия в соответствующем регионе иных лиц, нуждающихся в таком лечении. Санаторно-курортное лечение как средство реабилитации инвалида при наличии медицинских показаний должно предоставляться в рамках календарного года без каких-либо условий.
На основании всего вышеизложенного, поскольку Дочилов В.С. имеет право на получение санаторно-курортного лечения, его нуждаемость в нем и обращение в соответствующий орган подтверждены материалами дела, а также поскольку доказательств предоставления ему путевок за " ... " и " ... " года либо его отказа от набора социальных услуг за данный период не представлено, суд пришел к верному выводу об удовлетворении исковых требований, возложив при этом обязанность по предоставлению путевок на ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ за счет средств федерального бюджета.
При этом ссылки в жалобе о том, что судом в резолютивной части не указано за счет бюджета какого года необходимо приобрести путевки, коллегией отклоняются ввиду их необоснованности. Определение судом в данном случае финансового года обязательным не является.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется, в связи с чем предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ оснований для его проверки в апелляционном порядке в полном объеме коллегия не усматривает.
Доводы, изложенные представителем ответчика в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, которые не были исследованы судом и нуждаются в дополнительной проверке, правильности выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену или изменение постановленного судебного акта.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, были определены судом правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены либо изменения решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Куйбышевского районного суда города Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.