Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Емельяновой Е.В., Чеботаревой Е.А.,
при секретаре Бетехтиной Е.С.,
рассмотрела в судебном заседании " ... " дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного образовательного учреждения "Девятирековская основная общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" на решение Омского районного суда Омской области от 11.11.2014, которым постановлено:
"Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Омской области удовлетворить частично.
Признать действия Муниципального казенного образовательного учреждения "Девятирековская основная общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение "Девятирековская основная общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до " ... " г., а именно: оборудовать здание школы системой хозяйственно-питьевого водоснабжения в части в части подачи и отвода воды в кабинеты начальных классов, в части подачи и отвода воды для работы туалетов; оборудовать в кабинетах начальных классов умывальные раковины с подводкой холодной и горячей воды; организовать в здании школы работу туалетов.
Обязать Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области осуществить финансирование для выполнения в срок до " ... " устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Муниципального казенного образовательного учреждения "Девятирековская основная общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области", расположенного по адресу: " ... " " ... ", д " ... " " ... "".
Заслушав доклад судьи Емельяновой Е.В., судебная коллегия Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному образовательному учреждению "Девятериковская основная общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" (далее МКОУ "Девятирековская ООШ"), Комитету по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области о признании незаконными действий по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности принять меры, направленные на устранение нарушений требований санитарного законодательства, указав, что " ... " при осуществлении внеплановой выездной проверки деятельности юридического лица Муниципальное казенное образовательное учреждение "Девятирековская основная общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" на основании распоряжения N N " ... " от " ... " было установлено: не выполнение п. 1,2,3 предписания N N " ... " от " ... ", а именно: оборудовать здание школы системой хозяйственно-питьевого водоснабжения, оборудовать в кабинетах начальных классов умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды, восстановить работу туалетов, оборудованных по проекту.
Просило признать действия МКОУ "Девятирековская ООШ" по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными; обязать МКОУ "Девятирековская ООШ" устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до " ... ": оборудовать здание школы системой хозяйственно-питьевого водоснабжения, оборудовать в кабинетах начальных классов умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды, организовать в здании школы работу туалетов; обязать Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области осуществить финансирование для выполнения в указанные сроки устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МКОУ "Девятирековская ООШ".
В судебном заседании представитель истца по доверенности Кирпота Е.К. исковые требования поддержала в полном объеме. Дополнительно пояснила, что ранее в школе скважина и выгребная яма функционировали, однако были запущены и система замерзла. Если централизованная канализация в самом населенном пункте не предусмотрена, то возможно ее организация в здании школы.
Представитель ответчика МКОУ "Девятирековская ООШ" Хусанова А.С., действующая на основании приказа о назначении на должность директора, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, суду пояснила, что школа оснащается привозной водой. Нет необходимости оборудовать раковинами кабинеты младших классов, так как в школе имеются другие раковины, где дети имеют возможность помыть руки. Вода к раковинам подведена из кухни и горячая и холодная. На протяжении долгого времени в школе туалеты не функционировали. Выгребная яма есть, слив в нее идет из кухни. Туалеты в школе надворные.
Представитель ответчиков Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области, МКОУ "Девятирековская ООШ" по доверенности Попов А.С. в судебном заседании исковые требования также не признал, суду пояснил, что в " ... " отсутствует централизованная система водоснабжения и канализация, в связи с чем требования Управления Роспотребнадзора по Омской области не выполнимы.
Представитель ответчика Администрации Омского муниципального района Омской области по доверенности Тодышев А.П. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время нет возможности организовать водоснабжение школы.
Представитель третьего лица Администрации Петровского СП ОМР Омской области в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого просит представитель МКОУ "Девятирековская ООШ" Попов А.С., ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что в соответствии с техническим паспортом на образовательное учреждение помещение "туалет" не предусмотрено, туалеты никогда ранее в школе не функционировали. Полагает, что решение, постановленное судом первой инстанции, неисполнимо, поскольку в " ... " отсутствует централизованная система подачи и отвода воды. Отмечает, что на проведение трубопровода от Петровского сельского поселения Омского муниципального района Омской области до д. Девятериковка ОМР Омской области ни МКОУ "Девятериковская ООШ", ни Комитет по образованию администрации Омского муниципального района Омской области полномочий не имеют. Считает, что при вынесении решения судом не был учтен принцип разумности. Отмечает, что в настоящее время для комфортного обучения детей созданы все возможные условия.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель истца Кирпота Е.К. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Выслушав представителей ответчиков, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя истца, согласившегося с решением суда, обсудив доводы жалобы и возражений не нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
В соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе
На основании постановления Правительства РФ от " ... " N " ... " "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека" Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В силу положений ст. 44 Федерального закона N 52-ФЗ государственный санитарно-эпидемиологический надзор включает в себя, в том числе, контроль за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от " ... " N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (состояние здоровья населения, обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности) обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона N 52-ФЗ в дошкольных и образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 28 Федерального закона от " ... " N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: - материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; - создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья; - создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: - создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 220 ГК РФ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, " ... " на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Омской области N N " ... " от " ... " была проведена внеплановая выездная проверка по надзору в отношении МКОУ "Девятериковская ООШ", расположенного по адресу: " ... "
В ходе проверки были выявлены следующие нарушения: здание школы не оборудовано системой хозяйственно-питьевого водоснабжения, в кабинетах начальных классов не оборудованы умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды, в здании не оборудованы раздельные для мальчиков и девочек туалеты в соответствии с гигиеническими требованиями.
В соответствии с требованиями п. 8.2 СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" при отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения в существующих зданиях общеобразовательных учреждений необходимо обеспечить беспрерывную подачу холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательном учреждении и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды.
Исходя из положений п. 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, установку которых следует предусматривать с учетом росто-возрастных особенностей обучающихся: на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для обучающихся 1 - 4 классов и на высоте 0,7 - 0,8 м от пола до борта раковины для обучающихся 5-11 классов. Около раковин устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги. Рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца, мыло. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно. Санитарно-техническое оборудование должно быть исправным, без сколов, трещин и других дефектов. Входы в санузлы не допускается располагать напротив входа в учебные помещения. Унитазы оборудуют сидениями, изготовленными из материалов, допускающих их обработку моющими и дезинфицирующими средствами.
На основании требований п. 4.25 СанПиН 2.4.2.2821-10 на каждом этаже должны размещаться туалеты для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями. Количество санитарных приборов определяется из расчета: 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек: 1 унитаз, 1 писсуар и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на одного обучающегося. Для персонала выделяется отдельный санузел из расчета 1 унитаз на 20 человек.
В ранее построенных зданиях общеобразовательных учреждений допускается количество санитарных узлов и санитарных приборов в соответствии с проектным решением.
Для обучающихся II и III ступеней образования во вновь строящихся и реконструируемых зданиях образовательных учреждений предусматривают комнаты личной гигиены из расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее " ... ". Их оборудуют биде или поддоном с гибким шлангом, унитазом и умывальной раковиной с подводкой холодной и горячей воды.
По результатам проведенной проверки был составлен акт и вынесено предписание N N " ... " от " ... " об устранении выявленных нарушений обязательных требований в срок до " ... "
В отношении учебного заведения в результате проверки был составлен протокол об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом N N " ... "
Более того, ранее, в " ... " неоднократно были проведены проверки в отношении МКОУ "Девятериковская основная общеобразовательная школа", по результатам которых были выявлены эти же нарушения санитарного законодательства РФ и выданы предписания для устранения указанных нарушений. В установленные сроки предписания ответчиками не исполнялись. За невыполнение в установленный срок предписаний должностного лица, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор юридическое лицо МКОУ "Девятериковская основная общеобразовательная школа" было привлечено постановлениями мирового судьи " ... " " ... " от " ... ", от " ... ", от " ... " к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Сведений об устранении вышеприведенных нарушений суду не представлено, соответственно по настоящее время в образовательном учреждении нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих школу, права и интересы несовершеннолетних граждан, проходящих обучение в данном образовательном учреждении.
Согласно п. 1.2. Устава МКОУ "Девятериковская ООШ" его учредителем является муниципальное образование Омский муниципальный район Омской области в лице Комитета по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области.
В соответствии с действующим законодательством финансирование образовательных учреждений является функцией органа местного самоуправления, кроме того, указанные функции и обязанности органа местного самоуправления содержатся и в Уставе МКОУ "Девятериковская ООШ".
С учетом установленных по делу обстоятельств, анализа вышеприведенных норм законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о возложении на МКОУ "Девятериковская основная общеобразовательная школа", Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области обязанности по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно в срок до " ... " оборудовать здание школы системой хозяйственно-питьевого водоснабжения в части подачи и отвода воды в кабинеты начальных классов, в части подачи и отвода воды для работы туалетов; оборудовать в кабинетах начальных классов умывальные раковины с подводкой холодной и горячей воды; организовать в здании школы работу туалетов.
Определенный судом срок совершения данных действий является достаточным, соответствует требованиям разумности, объему предстоящих работ и потребностям образовательного процесса.
Доводы ответчиков об отсутствии в населенном пункте - в д. Девятирековка системы центрального водоснабжения, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку действующими СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" предусмотрена беспрерывная подача холодной воды в помещения пищеблока, помещения медицинского назначения, туалеты, помещения интерната при общеобразовательном учреждении и дошкольного образования и устройства систем подогрева воды и при отсутствии в населенном пункте централизованного водоснабжения.
Также судебная коллегия учитывает, что ответчиками ранее была организована подача и отвод воды в помещение пищеблока путем закачивания привозной воды в емкость под воду и отведение отходов в выгребную яму, что свидетельствует о возможности организации подачи воды для работы туалетов и в начальные классы по такому же принципу.
Кроме того, надворные туалеты, которые имеются на территории общеобразовательного учреждения, не отвечают санитарным нормам, гигиеническим нормативам, в связи с чем учитывая, что в учреждении обучаются школьники младшего, среднего звена, неисполнение требований Управления Роспотребнадзора по Омской области может привести к наступлению негативных последствий.
При таком положении, учитывая отсутствие объективных факторов, препятствующих добровольному исполнению ответчиком предписания Роспотребнадзора, у суда имелись правовые основания для установления подобного объема и срока исполнения решения.
Те обстоятельства, на которые ссылается заявитель в обоснование своих доводов о невозможности исполнения судебного акта, не являются объективными факторами, препятствующими выполнению возложенных на них судом обязанностей.
Так судом установлено, что в здании образовательного учреждения имеются две умывальные раковины с подачей воды (одна из них имеет и горячую и холодную воду), что свидетельствует о наличии возможности установить в соответствии с требованиями СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" дополнительных раковин в начальных классах. Поскольку судом установлено, что в здании школы имеются нерабочие санитарные узлы и канализация представлена выгребом, то решение в части установки туалетов также является исполнимым.
Доводы авторов жалобы о том, что в школе обучается всего 28 учащихся, о том, что требования истца неисполнимы и в конечном итоге учебное заседание может прекратить свое существование, не влекут отмену правильно постановленного решения суда, поскольку к юридически значимым не относятся.
Ссылка апеллянта на отсутствие принципа разумности при постановке решения суда судебной коллегией отклоняется, поскольку решение суда принято в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, ссылка на которое подробно приведена в его мотивировочной части.
По мнению судебной коллегии, ответчиком не представлено надлежащих, бесспорных и убедительных доказательств наличия обстоятельств, носящих действительно исключительный характер, препятствующих совершению действий по судебному решению.
Судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую правовую оценку исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат.
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Председательствующий: Беспятова Н.Н. Дело N 33-794/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Резолютивная часть
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Емельяновой Е.В., Чеботаревой Е.А.,
при секретаре Бетехтиной Е.С.,
рассмотрела в судебном заседании " ... " дело по апелляционной жалобе Муниципального казенного образовательного учреждения "Девятирековская основная общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" на решение Омского районного суда Омской области от " ... ", которым постановлено:
"Исковые требования Управления Роспотребнадзора по Омской области удовлетворить частично.
Признать действия Муниципального казенного образовательного учреждения "Девятирековская основная общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" по осуществлению образовательной деятельности с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства незаконными.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение "Девятирековская основная общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области" устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до " ... " г., а именно: оборудовать здание школы системой хозяйственно-питьевого водоснабжения в части в части подачи и отвода воды в кабинеты начальных классов, в части подачи и отвода воды для работы туалетов; оборудовать в кабинетах начальных классов умывальные раковины с подводкой холодной и горячей воды; организовать в здании школы работу туалетов.
Обязать Комитет по образованию Администрации Омского муниципального района Омской области осуществить финансирование для выполнения в срок до " ... " устранения нарушений требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности Муниципального казенного образовательного учреждения "Девятирековская основная общеобразовательная школа Омского муниципального района Омской области", расположенного по адресу: " ... " " ... " " ... "".
Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Омского районного суда Омской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи областного суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.