СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 22 января 2015 года дело по апелляционной жалобе Минархстрой Республики Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 10 ноября 2014 года, которым в иске Ефимову В.Н. к Министерству архитектуры и коммунального хозяйства Республики Коми (Минархстрой Республики Коми) и администрации МОГО "Инта" о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по категории " ... " с датой постановки на учет "Дата обезличена" отказано. За Ефимовым В.Н. признано право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера по категории " ... " с датой постановки на учет "Дата обезличена".
Заслушав доклад судьи Захваткина И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ефимова Н.П. обратилась в суд на основании доверенности в интересах Ефимова В.Н. с иском к Минархстрой Республики Коми и администрации МОГО "Инта" о признании права и включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, с датой постановки на учет "Дата обезличена".
Третьими лицами по делу привлечены члены семьи истца Ворончихин В.Е. и Ворончихина Т.В.
Суд постановил приведенное выше решение, на которое ответчиком Минархстрой Республики Коми подана апелляционная жалоба с требованиями о его отмене как постановленного с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились. В связи с надлежащим извещением, принято решение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Ефимов В.Н. "Дата обезличена" рождения, является инвалидом с детства. Инвалидность установлена бессрочно.
Мать Ефимова В.Н. - Ефимова Н.П. включена в списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера "Дата обезличена".
В общереспубликанские списки граждан, сформированные по состоянию на "Дата обезличена", Ефимова Н.П. включена с составом семьи ... человека (с учетом истца) по категории " ... " с датой первоначальной постановки на учет "Дата обезличена".
В связи с переводом очереди на истца, в общереспубликанские списки граждан, сформированные по состоянию на "Дата обезличена" каждого года с "Дата обезличена" по "Дата обезличена", включен Ефимов В.Н. с составом семьи ... человека по категории "инвалиды" с датой постановки на учет "Дата обезличена".
Письмом Минархстрой Республики Коми от "Дата обезличена" Ефимову В.Н. отказано в праве на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера с датой постановки на учет "Дата обезличена", в связи с тем, что на указанную дату истец не прожил в указанных районах 15 лет (имел ... ).
Удовлетворяя исковые требования, суд правильно применил нормы материального права и пришел к следующим выводам.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилых помещений гражданам РФ, выезжающим из РКС и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 01 января 1992 года, регулируются Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ.
Данным Законом установлено, что право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений имеют инвалиды с детства, родившиеся в РКС и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись РКС и приравненные к ним местности) и прожившие в РКС и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлен постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года N 879 "Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно пункту 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.
Из анализа изложенных правовых норм следует, что сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности.
В силу статьи 5 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ при определении норматива предоставления жилищных субсидий инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), за стаж работы принимается время их проживания в указанных районах и местностях со дня рождения.
Согласно статье 1 Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" с 01 августа 1998 года - минимальные требования к соответствующему стажу (времени проживания для инвалидов с детства) были установлены продолжительностью 15 лет (за исключением граждан, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели такое право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет).
Разрешая настоящий спор с учетом того, что предоставление жилищной субсидии инвалидам с детства гарантировано государством и обусловлено только их рождением и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет, пришел к правильному выводу, что Ефимов В.Н. имеет право на получение жилищной субсидии с "Дата обезличена", когда его время проживания в РКС составило 15 лет.
Доводы апелляционной жалобы, что суд вышел за пределы заявленных требований и без заявления истца определил право истца на получение жилищной субсидии с иной даты, подлежат отклонению.
Предметом иска является требование истца о предоставление жилищной субсидии. При этом, дата постановки на учет, с момента которой истец исчислял течение своего предполагаемого права на получение субсидии, не является самостоятельным предметом иска, а является обстоятельством, которое суд вправе определить, исходя из момента возникновения соответствующего права.
Учитывая, что Ефимов В.Н. достиг 15-летнего возраста на "Дата обезличена", перевод на него очереди с матери Ефимовой Н.П., которая состояла на учете для получения жилищной субсидии с учетом истца, не противоречит нормам материального права.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил правильное по существу решение, оснований для отмены или изменения которого по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Интинского городского суда Республики Коми от 10 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Минархстрой Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.