СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ивановой Е.А.,
судей Ошманкевича Р.А. и Перминовой Н.А.,
при секретаре Калинкович И.С.,
рассмотрела в судебном заседании 26 января 2015 года дело по апелляционной жалобе Королевой О.М. на решение ... городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", которым:
Отказано в удовлетворении исковых требований Королевой О.М. к ООО "Евросеть-Ритейл" о возложении обязанности по безвозмездному устранению недостатков.
Заслушав доклад судьи Ивановой Е.А., объяснения представителя истца Коданева А.А., представителя ответчика Рудневой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Королева О.М. обратилась в суд с иском к ООО "Евросеть-Ритейл" о взыскании убытков в размере ... руб., указав на некачественное оказание ответчиком услуги по ремонту мобильного телефона ... (серийный номер ...
В ходе рассмотрения дела представитель истца изменил исковые требования, просил обязать ответчика безвозмездно устранить недостатки, возникшие вследствие некачественного оказания услуги.
Истец в судебное заседание не явилась, явку уполномоченного представителя не обеспечила, суд определил рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика с иском не согласилась, указывая на отсутствие правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
В апелляционной жалобе Королева О.М. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Королевой О.М., суд первой инстанции исходил из того, что стороной истца не представлено доказательств, с достоверностью подтверждающих доводы о том, что механические повреждения телефона возникли уже после его сдачи на диагностику, а судом таких доказательств не добыто.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми находит выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм права.
Как следует из материалов дела, "Дата обезличена" Королева О.М. приобрела в магазине ответчика сотовый телефон ... , стоимостью ... руб.
"Дата обезличена" Королева О.М. обратилась по месту заключения договора купли-продажи с заявлением о неисправности сотового телефона, после чего телефон был передан продавцу для проведения диагностики и направлен последним в авторизованный сервисный центр ...
Как следует из письма авторизованного сервисного центра ... от "Дата обезличена" г., в процессе проведенной диагностики телефона были обнаружены следы внешнего механического воздействия, повлекшие повреждения компонентов телефона, а именно: нарушение геометрии (деформации) передней панели в сборе, что привело к повреждению системной платы; обнаруженные повреждения свидетельствует о нарушении условий эксплуатации телефона.
В адрес истицы была направлена счет-квитанция с указанием стоимости деталей, необходимых к замене для восстановления работоспособности и косметического ремонта сотового телефона. Ввиду полученного от Королевой О.М. отказа от проведения ремонта телефон был возвращен авторизированным сервисным центром продавцу без замены деталей.
Отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также механизм реализации этих прав регулируются Законом РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 г. N2300-1.
В силу ст.4 указанного Закона РФ исполнитель обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Согласно п.1 ст.29 Закона потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги); соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги); безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы: возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.
На основании п.3. ч.5 ст.14 Закона вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
Как разъяснено в п.42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012г. N17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", при рассмотрении споров, связанных с осуществлением безвозмездного устранения недостатков (гарантийного ремонта), следует иметь в виду, что при принятии товара для проведения данного ремонта у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) возникает обязательство перед потребителем по безвозмездному хранению этого товара, к которому применяются правила гл. 47 ГК РФ о договоре хранения, если иное не предусмотрено Законом о защите прав потребителей (статья 906 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 900 ГК РФ вещь должна быть возвращена хранителем в том состоянии, в каком она была принята на хранение, с учетом ее естественного ухудшения, естественной убыли или иного изменения вследствие ее естественных свойств.
Как следует из материалов дела, в формуляре возврата телефона, оформленного в сервисном центре при приемки телефона на ремонт "Дата обезличена" года, указаны следующие неисправности: самопроизвольное отключение и включение телефона, кнопка 8 залипает, во время разговора после щелчка происходит отключение АПП, зависает, периодически не видит сеть, после включения показывает только заряд АКБ, АКБ вздутая, а также недостатки внешнего вида: незначительный износ кожи, в правом верхнем углу точечная вмятина.
В счете-квитанции от "Дата обезличена" года, выставленном истцу после проведения диагностики ООО ... " в недостатках внешнего вида указано: механическое воздействие в рамке корпуса в правом верхнем углу, загрязнение кожи, царапины на металлических частях телефона.
При получении истцом телефона в экземпляре формуляра возврата, принадлежащего ответчику, "Дата обезличена" года, была сделана надпись о несогласии клиента с внешним видом телефона.
После чего, "Дата обезличена" Королева О.М. обратилась к ответчику с претензией о безвозмездном устранении недостатков, возникших вследствие некачественного оказания услуги. В качестве основания своих требований было указано, что после сдачи сотового телефона на диагностику у него скошен правый верхний угол, сама рамка в этом месте имеет глубокие царапины, ощутимые при прикосновении, западает кнопка вызова (не в один уровень с рамкой аппарата).
В рамках настоящего дела судом первой инстанции назначалась экспертиза, проведение которой было поручено экспертам АНО ...
Из заключения эксперта "Номер обезличен" следует, что мобильный телефон имеет следующие механические повреждения: в правом верхнем углу имеется деформация (вмятина) на рамке с опосредованным смещением верхней части рамки наружу; кнопка включения и выключения смещена относительно двух плоскостей и имеет разные зазоры с рамкой; три участка с незначительными точечными повреждениями на металлическом корпусе лицевой панели; механические повреждения шлицевых головок винтов.
Экспертом сделан вывод о том, что деформация правой верхней части рамки с опосредованным смещением верхней части рамки наружу и изменением зазоров правой части кнопки с рамкой могли быть образованы в результате падения телефона о твердую поверхность. Множественные повреждения кнопки и ее корпуса, а также прилегающей к ней поверхности рамки, и шлицевых поверхностей головок винтов могли быть образованы в результате ремонтных воздействий. Повреждение в виде деформации в правой верхней части опосредованно повлекло за собой смещение верхней части рамки наружу и изменение зазоров кнопки с прилегающей поверхностью рамки.
В данном телефоне подлежит замене лицевая панель телефона, включая кнопку включения и выключения.
Оснований не доверять заключению эксперта не имеется, заключение соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, эксперт в исходе дела не заинтересован, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Таким образом, к появлению указанных истцом повреждений телефона, привели действия ответчика, которому был передан на ремонт и соответственно хранение сотовый телефон ... поскольку после возврата телефона появились новые повреждения, а именно: множественные повреждения кнопки и ее корпуса, а также прилегающей к ней поверхности рамки, и шлицевых поверхностей головок винтов, которые не были зафиксированы при возврате спорного мобильного телефона ООО "Евросеть-Ритейл" "Дата обезличена" года.
При этом статьей 901 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что хранитель отвечает за утрату, недостачу или повреждение вещей, принятых на хранение, по основаниям, предусмотренным статьей 401 настоящего Кодекса.
Следовательно, основания ответственности ООО "Евросеть-Ритейл" в данном случае определяются статьей 401 ГК РФ, согласно пункту 3 которой, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
По общим же правилам, установленным пунктами 1 и 2 этой статьи, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности; лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Однако в данном случае ответчиком не доказано причинение вреда вследствие обстоятельств непреодолимой силы, и более того, не имеется также оснований для вывода об отсутствии его вины в неисполнении обязательства по обеспечению надлежащего состояния переданного на ремонт сотового телефона.
Осуществление обслуживания и ремонта переданного имущества само по себе предполагает обязательство ответчика по обеспечению безопасности соответствующих работ и по предотвращению причинения вреда имуществу заказчика.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции надлежит отменить и вынести по делу новое решение.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение ... городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" отменить.
Вынести по делу новое решение.
Обязать ООО "Евросеть-Ритейл" заменить Королевой О.М. лицевую панель телефона ... включая кнопку включения и выключения телефона.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.