СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Костенко Е.Л., Ушаковой Л.В.,
при секретаре Красавцевой Т.Л.,
рассмотрела в судебном заседании 26 января 2015 года дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 ноября 2014 года, по которому:
признано за Андреевым В.В. право на обеспечение жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемым по договору найма специализированных жилых помещений.
Возложена на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность включить Андреева В.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений с 22 ноября 2013 года.
Возложить на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность предоставить Андрееву В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г. Сыктывкаре на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 человек, размером не менее 13,5 кв.м. общей площади.
В удовлетворении остальной части исковых требований Андрееву В.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Ушаковой Л.В., объяснения представителя ответчика Парфеновой И.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Андреев В.В. обратился в суд с иском к администрации МО ГО "Сыктывкар" о восстановлении в статусе лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признании права на получение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение для постоянного проживания.
Ответчик в письменном отзыве с исковыми требованиями не согласился.
Представитель третьего лица ГБУ Республики Коми "Республиканский Эжвинский психоневрологический интернат" исковые требования поддержал.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Сыктывкар" не согласна с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие истца и представителя третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Андреев В.В., "Дата обезличена" года рождения, уроженец ... , является инвалидом с детства, инвалидность ... группы установлена повторно "Дата обезличена" бессрочно.
Родители истца - Андреева Н.В. и Андреев В.В. лишены родительских прав в отношении сына Андреева В.В. решением ... от "Дата обезличена". Ребенок был передан на воспитание в детское государственное учреждение. С 1991 года обучался в Пажгинской вспомогательной школе-интернате, откуда 17.10.2000г. выбыл в ГБУ Республики Коми "Республиканский Ухтинский психоневрологический интернат" на основании путевки "Номер обезличен" от 20.09.2000г.
03.12.2002 истец выбыл из ГБУ Республики Коми "Республиканский Ухтинский психоневрологический интернат" в Летский психоневрологический интернат, а 28.05.2003 вновь поступил в ГБУ Республики Коми "Республиканский Ухтинский психоневрологический интернат" на основании путевки N 97 от 19.05.2003, и проживал там до 27.11.2009, после чего на основании путевки от 27.11.2009 "Номер обезличен" был 10.12.2009 переведен на стационарное обслуживание в ГБУ Республики Коми "Республиканский Эжвинский психоневрологический интернат", где проживает до настоящего времени.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена". Андреев В.В. был признан недееспособным, а решением Ухтинского городского суда Республики Коми от "Дата обезличена". Андреев В.В. был признан дееспособным.
Из представленной копии трудовой книжки установлено, что истец с 01.10.2007г. осуществляет трудовую деятельность, в том числе в городе Сыктывкаре, с 13.05.2013г. по настоящее время работает ...
После лишения родителей Андреева В.В. родительских прав за ним решением ... от "Дата обезличена" "Номер обезличен" было закреплено жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен". Как следует из ответа Администрации МО ГО "Ухта" от 22.10.2014, жилой дом по адресу: "Адрес обезличен", ранее закрепленный за Андреевым, с 1990 года находится в разрушенном состоянии, фактически снесен, в связи с чем матери Андреева В.В. - Андреевой Н.В., 24.10.1992 было предоставлено для проживания на состав семьи 1 человек жилое помещение по адресу: "Адрес обезличен". В настоящее время жилой дом по адресу: "Адрес обезличен" признан аварийным и включен в муниципальную программу "Переселение граждан, проживающих на территории МО ГО "Ухта" из аварийного жилищного фонда с 2013 года по 01.09.2017".
Как следует из материалов дела, Андрееву В.В. не принадлежит на праве собственности, а также на ином праве, какое-либо жилое помещение для постоянного проживания на территории г. Ухты и на территории г. Сыктывкара.
22.11.2013 г. Андреев В.В. обратился в администрацию МО ГО "Сыктывкар" с заявлением о включении его в льготные списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилья с приложением подтверждающих документов.
Администрацией МО ГО "Сыктывкар" 05.12.2013 г. сообщено истцу о том, что решить вопрос о включении его в льготные списки для получения жилья не представляется возможным в связи с отсутствием оснований для получения жилья в г. Сыктывкаре, а также с тем, что до достижения возраста 23 лет он с заявлением о предоставлении жилья не обращался.
Установив указанные обстоятельства дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что Андреев В.В., может быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений и предоставление жилого помещения.
Апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, опровергающих указанный вывод суда. Доводы жалобы о том, что истец до достижения возраста 23 лет не обращался в администрацию с запросом о включении его в Список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилым помещением, на момент обращения достиг возраста 30 лет, в связи, с чем утратил право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, повторяют позицию ответчика при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Материалами дела установлено, что истец является инвалидом с детства, с 2009 года установлена инвалидность ... группы бессрочно, был признан недееспособным, дееспособность истца восстановлена после достижения им 23-летнего возраста, до настоящего времени истец продолжает проживать в психоневрологическом интернате, социальные учреждения, в которых Андреев В.В. проживал, не обращались в его интересах с заявлениями о предоставлении истцу жилья как сироте.
Как правильно указал суд первой инстанции истец по объективным причинам не имел возможности до достижения им 23-летнего возраста самостоятельно обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о постановке его на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Разрешая требования о возложении на ответчика обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, суд первой инстанции правильно исходил из вывода о том, что истец имеет право на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей и не имеющее жилья, однако данное право им не реализовано.
При этом суд, верно, руководствовался положениями жилищного законодательства и Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который является базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, и определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Законом Республики Коми "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 7 декабря 2012 года N 104-РЗ, вступившим в силу с 1 января 2013 года, государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, наделены органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) Республики Коми.
На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что истец относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, жилым помещением не обеспечен, судебная коллегия соглашается с выводом суда о возложении обязанности на администрацию предоставить истцу жилое помещение.
Вместе с тем, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Республики Коми, изложенной в Постановлении от 11.07.2011 года, а также принципа правовой определенности, в целях обеспечения реализации социальных гарантий граждан, при определении размера площади предоставляемого жилья необходимо руководствоваться положениями Закона Республики Коми от 04 июля 2006 года N 54-РЗ (в редакции, действовавшей до 01 января 2011 года), в соответствии с которыми жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Коми предоставлялось указанной категории граждан общей площадью 33 кв.м., как одиноким гражданам.
Принимая во внимание, что судом на ответчика возложена обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, на состав семьи 1 человек, размером не менее 13,5 кв.м. общей площади, судебная коллегия полагает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда, указав, на предоставление жилого помещения размером не менее 33 кв.м.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда, по делу не установлено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 20 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения суда, изложив третий абзац следующим образом:
"Возложить на администрацию МО ГО "Сыктывкар" обязанность предоставить Андрееву В.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в г. Сыктывкаре на условиях договора найма специализированного жилого помещения, на состав семьи 1 человек, размером не менее 33 кв.м. общей площади".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.