СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.
судей Кореневой И.В.и Архаровой Л.В.
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 05 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 ноября 2014 года, которым
исковые требования Подоляцкой Г.Д. к администрации муниципального образования городского округа "Воркута", Министерству архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми - удовлетворены.
Признаны
действия администрации муниципального образования городского округа "Воркута" по переводу очереди на получение жилищной субсидии с умершего П. на Подоляцкую Г.Д. с сохранением даты постановки на учёт 08.12.1994 в категорию "пенсионеры" вместо категории "инвалиды" незаконными.
Обязана администрация муниципального образования городского округа "Воркута" включить Подоляцкую Г.Д. в очередь на получение жилищной субсидии с датой постановки на учет её умершего супруга П. 08.12.1994 в категории "инвалиды".
Обязано Министерство архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми предоставить Подоляцкой Г.Д. жилищную субсидию с датой постановки в очередь её умершего супруга, П., - 08.12.1994 в категории "инвалиды" в порядке очередности.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Подоляцкая Г.Д. обратилась с иском к администрации МО ГО "Воркута", Минархстрой по РК о признании решения администрации о сохранении за ней очереди с даты постановки 08.12.1994 по категории "пенсионеры" незаконным, обязании восстановить Подоляцкую Г.Д. в очереди умершего П. с датой постановки 08.12.1994 по категории "инвалиды", обязании выдать государственный жилищный сертификат.
Истец и её представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не приняли.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Минархстрой по РК просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение норм материального права, неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что П. стоял на учет для получения жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера по категории "инвалиды" с 08.12.1994 с составом семьи два человека, включая супругу Подоляцкую Г.Д.
Согласно поквартирной карточке на день смерти супруги были зарегистрированы по адресу: "Адрес обезличен"-Б, "Адрес обезличен". В настоящее время, согласно справке ЖЭК, истица продолжает быть зарегистрированной в этой квартире вместе с дочерью ФИО7, проживавшей по указанному адресу с 12.11.1982 по 22.08.1994 и с 04.09.2002 по настоящее время.
21 ноября 2010 года П. умер.
23 марта 2001 года Подоляцкая Г.Д. обратилась с заявлением в администрацию МО ГО "Воркута" с просьбой о переводе очереди на получение жилья за пределами г.Воркуты с умершего на неё.
Распоряжением от 06.04.2001 "Номер обезличен" утвержден протокол общественной жилищной комиссии администрации МО ГО "Воркута" "Номер обезличен" от 06.04.2001, согласно которому заявление Подоляцкой Г.Д. рекомендовано удовлетворить, очередь на получение жилья за пределами районов Крайнего Севера в связи со смертью П ... перевести на ФИО24. по категории "пенсионеры".
Указывая на наличие права стоять в очереди на получение жилищной субсидии в категории "инвалиды", ФИО1 обратилась в суд.
Разрешая спор, суд правильно применил нормы материального права.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" определены категории граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений.
В соответствии со ст. 4 названного Закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Федеральным законом от 17.07.2011 N 212-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" ст. 1 Федерального закона от 25.10.002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" изложена в новой редакции. В частности, в статье 1 появилась норма о том, что в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Федеральный закон от 17.07.2011 N 212-ФЗ вступил в действие с 1 января 2012 года (ст. 2 данного Закона).
До внесения указанных изменений Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на ее получение, прямо в ст. 1 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрена не была.
Вместе с тем прямого запрета на указанное правопреемство Федеральный закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержал.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям названных норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Учитывая вышеизложенное суд первой инстанции правильно исходил из того, что Подоляцкая Г.Д., как член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, но умершего до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, не может быть лишена права на получение жилищной субсидии исходя из факта смерти её супруга до 1 января 2012 года.
Доводы апелляционной жалобы Минархстрой по РК в подтверждение своей позиции по делу основаны на ошибочном толковании закона, поскольку право гражданина на получение жилищной субсидии, приобретенное им до вступления в силу новой редакции Федерального закона от 25 октября 2005 года N 125 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", не может быть ограничено принятыми в дальнейшем нормативными правовыми актами, т.к. придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, фактически означает утрату для этих лиц права на получение жилищной субсидии, приобретенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 10 ноября 2014 года оставить без изменения, жалобы Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.