СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Машкиной И.М. и Пунегова П.Ф.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании 16 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе Наумова О.Р. на решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 10 ноября 2014 года, которым исковые требования прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Наумов О. Р. о запрещении перевозки пассажиров удовлетворены.
Запрещена индивидуальному предпринимателю Наумов О. Р. перевозка пассажиров на межмуниципальном автобусном маршруте "Сосногорск - Ухта" без заключения с Дорожным агентством Республики Коми договора, утвержденного Дорожным агентством Республики Коми паспорта маршрута и согласованного с Дорожным агентством Республики Коми расписания.
Исковые требования прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к Бебякин С.И., Федишин В. И. о запрещении перевозки пассажиров оставлены без удовлетворения.
Взыскана с индивидуального предпринимателя Наумов О. Р. в доход бюджета муниципального образования муниципального района "Сосногорск" государственная пошлина в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., пояснения прокурора Чершкуте Я.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Сосногорска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к индивидуальному предпринимателю Наумову О.Р., Мурзакову А.В., Бебякину С.И., Федишину В.И. о запрете перевозки пассажиров на межмуниципальном автобусном маршруте "Сосногорск - Ухта" без заключения с Дорожным агентством Республики Коми договора, утвержденного Дорожным агентством Республики Коми паспорта маршрута и согласованного с Дорожным агентством Республики Коми расписания. Заявленные требования мотивированы тем, что данная деятельность осуществляется ответчиками в нарушение требований федерального законодательства, Постановления Правительства Республики Коми от 16.04.2007 N63 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении", угрожает безопасности и может причинить вред охраняемым интересам граждан.
Определением суда от 13.10.2014 производство по делу в части исковых требований к Мурзакову А.В. прекращено.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.
Индивидуальный предприниматель Наумов О.Р. (далее - ИП Наумов О.Р.), Бебякин С.И., Федишин В.И., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились.
Представитель ИП Наумова О.Р. - Домрачева О.Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица ООО "Сосногорское автотранспортное предприятие" в судебном заседании поддержала иск прокурора.
Третье лицо Дорожное агентство Республики Коми, извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, в представленном отзыве не возражало против удовлетворения требований к ИП Наумову О.Р. и частичного удовлетворения исковых требований к Бебякину С.И., Федишину В.И.
Судом в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене решения суда в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права. Указывает, что в нарушение части 3 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд не отразил в своем решении основания отклонения возражений ответчика по поводу того, что сам по себе факт отсутствия договора с Дорожным агентством Республики Коми не свидетельствует о неизбежности причинения вреда пассажирам от производственной деятельности, осуществляемой ответчиками, в связи с чем положения статьи 1065 Гражданского кодекса РФ, указанные как основания заявленных требований, не применимы. При этом доказательств, свидетельствующих о том, что ответчики предоставляют услуги по перевозке пассажиров опасные для их жизни и здоровья суду не представлено. Кроме того, согласно позиции Конституционного суда Республики Коми в Постановлении от 04.02.2010, отсутствие у автоперевозчика договора с уполномоченным органом на пассажирские перевозки по определенному маршруту не препятствует имеющему соответствующую лицензию лицу реализации права на осуществление этих перевозок посредством оформления договора в порядке, предусмотренном главой 40 Гражданского кодекса РФ. Также, ссылаясь на статью 45 Гражданского процессуального кодекса РФ и пункт 1.3 Приказа Генпрокуратуры РФ от 31.03.2008 N53 полагает, что у прокурора отсутствует право на предъявление иска, во-первых, в интересах юридического лица ООО "Сосногорское АТП", а во-вторых, о прекращении деятельности субъекта предпринимательства в сфере перевозок.
Проверив законность решения суда в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ по доводам апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения доводов и отмены правильного решения суда.
Согласно части 1 статьи24 Федерального закона от 10.12.1995 N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно руководствовался подпунктом12 пункта2 статьи26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которому решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Согласно статье1 Закона Республики Коми от 27.12.2006 N146-РЗ "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении" организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении осуществляется Правительством Республики Коми или уполномоченным им органом исполнительной власти Республики Коми.
В целях организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и в соответствии с Законом Республики Коми от 27.12.2006 N146-РЗ Постановлением Правительства Республики Коми от 16.04.2007 N63 "Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении" утверждено Положение об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (за исключением легкового такси) в межмуниципальном и пригородном сообщении (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 3, 4, 5, 6 Положения организация транспортного обслуживания населения осуществляется Дорожным агентством Республики Коми, в целях которой Дорожное агентство Республики Коми осуществляет: формирование и реализацию государственной политики в сфере транспортного обслуживания населения; формирование и ведение реестра межмуниципальных регулярных автобусных маршрутов; ведение реестра перевозчиков, осуществляющих транспортное обслуживание населения, по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам, включенным в реестр маршрутов; утверждение паспортов маршрутов; организацию проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам; заключение с перевозчиками договоров на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам; контроль за соблюдением условий договоров и за организацией транспортного обслуживания населения. Организация перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам осуществляется путем проведения конкурсов на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам. Конкурс проводится в целях обеспечения добросовестной конкуренции, отбора конкурентоспособных перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров и багажа.
В силу пункта15 Положения перевозчики, осуществляющие транспортное обслуживание населения, кроме прочего обязаны иметь договор, заключаемый по результатам конкурса или договор на осуществление временных перевозок; оформить в установленном порядке паспорт маршрута, осуществлять перевозки пассажиров и багажа в соответствии с законодательством и условиями заключенного договора, соблюдать согласованное в установленном порядке расписание.
Перевозчики, осуществляющие перевозку пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам, не вправе выполнять перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам без договора, в том числе без договора на осуществление временных перевозок и без оформленного в установленном порядке паспорта маршрута и согласованного расписания (пункт 16 Положения).
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Дорожного агентства Республики Коми от 18.10.2013 N472 утвержден с 01.01.2014 реестр межмуниципальных регулярных автобусных маршрутов, в числе которых - маршрут N108 "Сосногорск-Ухта".
По результатам проведенного Дорожным агентством Республики Коми конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам, 31.12.2013 Дорожным агентством Республики Коми и ООО "Сосногорское автотранспортное предприятие" заключен договор "Номер обезличен" на осуществление перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальному регулярному автобусному маршруту N 108 "Сосногорск-Ухта". Договором определен перечень используемых ООО "Сосногорское автотранспортное предприятие" для пассажирских перевозок по указанному маршруту транспортных средств. Срок действия договора сторонами определен с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Дорожным агентством Республики Коми 17.02.2014 утвержден паспорт автобусного маршрута N 108 "Сосногорск-Ухта", ООО "Сосногорское автотранспортное предприятие" согласовано расписание движения автобусов по указанному межмуниципальному автобусному маршруту на 2014 год.
ООО "Сосногорское автотранспортное предприятие" осуществляет транспортное обслуживание населения по межмуниципальному регулярному автобусному маршруту N108 "Сосногорск-Ухта".
ИП Наумов О.Р., имеющий лицензию "Номер обезличен" (срок действия с 22.07.2010 по 21.07.2015), выданную Управлением государственного автодорожного надзора по Республике Коми Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, осуществляет перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному регулярному автобусному маршруту N108 "Сосногорск-Ухта", используя для перевозки принадлежащие ему транспортные средства, для управления которыми привлекались Мурзаков А.В., а также неявляющиеся индивидуальными предпринимателями Бебякин С.И. и Федишин В.И.
Прокуратура города Сосногорска установив в ходе проведенных по обращению ООО "Сосногорское АТП" проверок в сфере безопасности дорожного движения при осуществлении перевозки пассажиров по межмуниципальному автобусному маршруту N108 "Сосногорск-Ухта" в период с 04.03.2014 по 30.03.2014, 10.07.2014, что ИП Наумов О.Р. в нарушение установленного нормами действующего законодательства порядка осуществляет перевозку пассажиров по указанному маршруту при отсутствии заключенного с уполномоченным органом договора, заключаемого на конкурсной основе в целях отбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие и безопасные условия перевозки пассажиров и багажа, оформленного в установленном порядке паспорта и согласованного расписания, что угрожает безопасности и может причинить вред лицам, пользующимися этими услугами, обратилась в суд в порядке статьи 1065 Гражданского кодекса РФ о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с положениями статьи12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется в числе иного путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со статьей1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Установив, что выявленные прокуратурой нарушения ИП Наумовым О.Р. установленного вышеприведенными нормами порядка перевозки пассажиров нашли подтверждение в судебном заседании и являются прямым нарушением требований безопасности дорожного движения, создают угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований к ИП Наумову О.Р. о запрете перевозки пассажиров на межмуниципальном автобусном маршруте "Сосногорск - Ухта" без заключения с Дорожным агентством Республики Коми договора, утвержденного Дорожным агентством Республики Коми паспорта маршрута и согласованного с Дорожным агентством Республики Коми расписания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на доказательствах, содержащихся в материалах дела, которым, в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ дана надлежащая оценка, и правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у прокурора права на обращение в суд с иском в интересах юридического лица ООО "Сосногорское АТП", в том числе о прекращении деятельности субъекта предпринимательства в сфере перевозок, что является вмешательством в экономическую деятельность индивидуального предпринимателя, а также о незаконности удовлетворения требований о прекращении деятельности в связи с недоказанностью того, что деятельность ИП Наумова О.Р. по перевозке пассажиров по указанному маршруту при отсутствии договора с Дорожным агентством Республики Коми неизбежно повлечет причинение вреда, не являются основаниями для отмены правильного решения суда по следующим основаниям.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, целью регулирования вышеприведенных нормативно правовых актов является обеспечение безопасности в сфере транспортного обслуживания населения.
Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством заключения Дорожным агентством Республики Коми с перевозчиками договоров на основании проведения конкурса на право осуществления перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам, который проводится в целях обеспечения добросовестной конкуренции, отбора конкурентоспособных перевозчиков, обеспечивающих безопасные и лучшие условия перевозки пассажиров и багажа. Таким образом, установление факта перевозки пассажиров без заключения договора по конкурсу является в силу изложенного нарушением обеспечения безопасности дорожного движения и тем самым создает опасность причинения вреда неопределенному кругу лиц, что свидетельствует об обращении прокурора в суд в соответствии с положениями статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах своих полномочий и подтверждает обоснованность о запрещении деятельности в связи с угрозой причинения вреда в будущем в соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса РФ. При этом указанный надзор со стороны прокуратуры в силу положений Приказа Генпрокуратуры РФ от 31.03.2008 N53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности" не является вмешательством в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов, поскольку осуществлен с целью проверки за исполнением законов, которые хозяйствующие субъекты должны соблюдать и вести свою деятельность не нарушая прав и законных интересов других предпринимателей, граждан, общества и государства.
Согласно пункту 5 Постановления Конституционного суда Республики Коми от 04.02.2010 на основании пункта 7 Положения об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Республики Коми предметом конкурса является право заключить договор на осуществление перевозок пассажиров и багажа по межмуниципальным регулярным автобусным маршрутам. Все заинтересованные субъекты имеют равную возможность участия в конкурсе и оспаривания результатов конкурса в суде. Неучастие в конкурсе, либо отрицательный результат торгов, и отсутствие в связи с этим у автоперевозчика договора с уполномоченным органом на пассажирские перевозки по определенному маршруту не препятствует имеющему соответствующую лицензию лицу реализации права на осуществление этих перевозок посредством оформления договора в порядке, предусмотренном главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это возможно при выполнении маршрутов, не входящих в соответствующий реестр, а также при организации самими автоперевозчиками новых межмуниципальных автобусных маршрутов и при выполнении разовых и специальных перевозок пассажиров.
На основании изложенного, ссылки в апелляционной жалобе заявителя на данный пункт вышеприведенного Постановления, не опровергают правильных выводов суда об отсутствии у ИП Наумова О.Р. права на осуществление деятельности по перевозки пассажиров и багажа без наличия соответствующего договора, заключенного на конкурсной основе, по маршруту N108 "Сосногорск-Ухта", входящему в реестр межмуниципальных регулярных автобусных маршрутов с 01.01.2014, утвержденный приказом Дорожного агентства Республики Коми от 18.10.2013 N472.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного, оснований для отмены или изменения решения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сосногорского городского суда Республики Коми от 10 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Наумова О.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.