Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Безгиновой Л.А.
судей краевого суда: Калоевой З.А., Мекеровой С.Р.
при секретаре: Богдановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 февраля 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК по доверенности Лобанович А.В.
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 16 сентября 2014 года
по гражданскому делу по иску прокурора Предгорного района Ставропольского края в интересах Комисаренко В.А. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, заслушав доклад судьи Безгиновой Л.А.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Предгорного района Ставропольского края обратился в суд с иском в интересах Комисаренко В.А. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК о предоставлении Комисаренко В. А., "" года рождения, благоустроенного жилого помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка обращения Комисаренко В.А., оставшейся без попечения родителей, о защите права на жилище в государственном жилищном фонде, в ходе которой установлено следующее.
Комисаренко В.А. является лицом, из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Ее одинокая мать- Голаева Н.И., умерла "" года.
Постановлением администрации муниципального образования Яснополянского сельсовета Предгорного района СК от "" года N"" Комисаренко В.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
дело N "
С "" года по "" года Комисаренко В.А. обучалась в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования "Железноводский художественно строительный техникум" п.Иноземцево (диплом от "" года регистрационный номер "").
Министерством образования Ставропольского края на основании материалов, предоставленных органом опеки и попечительства администрации Предгорного муниципального района Комисаренко В.А. включена в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма.
Обращение Комисаренко В. А. в министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края зарегистрировано в журнале регистрации заявлений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа ""г. N"".
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданами, имеющим право на его внеочередное получение, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права- права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди.
В нарушение федерального законодательства Комисаренко В.А. жилым помещением не обеспечена.
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя от 16 сентября 2014 года исковые требования прокурора Предгорного района Ставропольского края в интересах Комисаренко В.А. к Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворены в полном объеме.
Суд обязал Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Комисаренко В.А., "" года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Не согласившись с решением суда, представитель ответчика Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК по доверенности Лобанович А.В. подала апелляционную жалобу, считая решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 16 сентября 2014 года незаконным, необоснованным.
В целях исполнения норм, предусмотренных Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", а также в соответствии с нормами Закона Ставропольского края N 7-кз разработан Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 20 июня 2013г. N 240-п (далее - Порядок).
Данный порядок является непосредственно тем документом, который регламентирует предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края в настоящее время.
Пунктом 3 Порядка предусмотрено, что основанием для принятия решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно действующему порядку, жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно в порядке очередности регистрации их заявлений в журнале регистрации заявлений при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края (пункт 6 Порядка).
Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до Комисаренко В.А.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Ответчик в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствии.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора Дремовой М.Д., полагавшую обжалуемое решение суда законным и обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения, судебная коллегия проверила законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; существенные нарушения норм процессуального права и неправильное применение норм материального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из материалов дела следует, а также установлено в судебном заседании судебной коллегии, что постановлением администрации Предгорного района от ""г. N"" в отношении несовершеннолетней Комисаренко В.А. установлено попечительство.
Комисаренко В.А. "" года рождения является сиротой и имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. Ее мать - Голаева Н.И. умерла "" года.
Она была включена в сводный список детей-сирот оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, который был сформирован Министерством образования и ""г. направлен в Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства СК для заключения договора найма жилого помещения с Комисаренко В.А.
В настоящее время Комисаренко В.А. временно проживает по адресу: Ставропольский край, Предгорный район, п."". Своего собственного жилья Комисаренко В.А. не имеет.
"" года Комисаренко В. А. обратилась в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства СК с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения, однако до настоящего времени специализированное жилое помещение ей не предоставлено.
Данное обстоятельство ответчиком не оспаривалось, как и ее право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного, принимая во внимание требования закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении иска, обязав Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края предоставить Комисаренко В. А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Вывод суда подтверждается имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку суда в порядке ст. 67 ГПК РФ, и соответствует установленным обстоятельствам дела и приведенным нормам материального права.
Доводы апелляционной жалобы несостоятельны, так как само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, без совершения действий по предоставлению жилья не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении возложенных на ответчика - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края функций.
Включение Комисаренко В.А. в список очередности для получения благоустроенного жилого помещения и будущая реализация ее права, также не свидетельствует о выполнении возложенных на Министерство обязанностей.
Решение суда законно, обоснованно, выводы суда основаны на нормах материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда независимо от доводов апелляционной жалобы, судом при рассмотрении спора не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 16 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.