Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Осиповой Н.С.,
с участием прокурора Васильевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации города Абакана о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими отдельных положений Закона Республики Хакасия от 26 декабря 2013 года N 121-ЗРХ "О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях",
УСТАНОВИЛ:
Закон Республики Хакасия от 26 декабря 2014 года N 121-ЗРХ "О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" (далее - Закон РХ N 121-ЗРХ) опубликован 27 декабря 2013 года в официальном печатном издании "Вестник Хакасии" N 87. Действует в редакции Закона Республики Хакасия от 03 июля 2014 года N 61-ЗРХ.
Администрация города Абакана обратилась в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений указанного Закона.
В обоснование требований поясняет, что ч. 3 ст. 6 Закона РХ N 121-ЗРХ в части слов "в части участия их в процессе предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования", п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона РХ N 121-ЗРХ в части слов "работников дошкольных образовательных организаций, занимающихся присмотром и уходом за детьми (за исключением доли участия этих работников в процессе предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования), и", п. 10 ч. 6 ст. 6 Закона РХ N 121-ЗРХ противоречат федеральному законодательству об образовании, относящему к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). Полагает, что оспариваемые нормы, устанавливая коэффициент, учитывающий максимально допустимый объем образовательной нагрузки на детей в дошкольной образовательной организации в течение дня, ограничивают размер субвенций на оплаты труда работников в данной сфере.
В судебном заседании представитель администрации г. Абакана Миненкова Н.В. заявление поддержала по основаниям и доводам, изложенным в нем.
Представители Верховного Совета Республики Хакасия Новопашина Е.В., Космынина Л.А. представили письменные возражения на заявление, в которых указали, что оспариваемые республиканские законоположения не противоречат федеральному законодательству.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК РФ).
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (далее - Постановление Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48) разъяснено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
В силу ч. 1 ст. 66 Конституции Российской Федерации статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики.
Согласно ст. 7 Конституции Республики Хакасия (далее - Конституция РХ) государственная власть в Республике Хакасия осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Хакасия. Органы государственной власти Республики Хакасия в пределах своей компетенции самостоятельны.
Верховный Совет Республики Хакасия является постоянно действующим высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Хакасия (ст. 72 Конституции РХ).
Статья 73 (ч. 1) Конституции РХ закрепляет, что Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 50 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающими на территории Республики Хакасия, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет.
В соответствии со ст. 87 (ч.ч. 1-3) Конституции РХ закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования Главе Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия.
Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения.
На основании п. "б" ст. 96 Конституции РХ Глава Республики Хакасия - Председатель Правительства Республики Хакасия обнародует Конституцию Республики Хакасия и законы Республики Хакасия, удостоверяя их обнародование путем подписания и опубликования законов, либо отклоняет законы, принятые Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 14 календарных дней со дня их поступления в Правительство Республики Хакасия.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 N 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" официальным опубликованием законов Республики Хакасия, постановлений Верховного Совета Республики Хакасия считается публикация их полного текста в следующих официальных изданиях: в газете "Хакасия"; в газете "Хабар - Известия"; в бюллетене "Вестник Хакасии".
26 декабря 2013 года Верховным Советом Республики Хакасия был принят Закон Республики Хакасия N 121-ЗРХ "О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях". Закон подписан 26.12.2013 Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия и опубликован 27.12.2013 в официальном печатном издании "Вестник Хакасии" N 87.
03 июля 2014 года Верховным Советом Республики Хакасия был принят Закон Республики Хакасия N 61-ЗРХ "О внесении изменений в Закон Республики Хакасия "О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" (далее - Закон РХ N 61-ЗРХ). Закон подписан 03.07.2014 Главой Республики Хакасия - Председателем Правительства Республики Хакасия и опубликован 03.07.2014 в бюллетене "Вестник Хакасии" N 42, 12.07.2014 в газете "Хакасия" N 130.
Указанным Законом РХ N 61-ЗРХ внесены изменения в части 3, 4 статьи 6 Закона РХ N 121-ЗРХ: часть 3 после слов "учебно-вспомогательным" дополнена словами "работникам, в том числе работникам, осуществляющим присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях в части участия их в процессе предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования"; пункт 2 части 4 дополнен словами "(за исключением доли участия этих работников в процессе предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования), и работников, обеспечивающих создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми". Часть 6 статьи 6 Закона РХ N 121-ЗРХ дополнена пунктом 10 следующего содержания: "коэффициента, учитывающего максимально допустимый объем образовательной нагрузки на детей в дошкольной образовательной организации в течение дня.".
Из представленных представителем Верховного Совета Республики Хакасия выписок из протоколов сессий Верховного Совета Республики Хакасия следует, что Закон РХ N 121-ЗРХ и Закон РХ N 61-ЗРХ приняты правомочным законодательным органом Республики Хакасия при необходимом количестве голосов. Законы подписаны уполномоченным должностным лицом и опубликованы в установленные сроки в официальном печатном издании "Вестник Хакасии".
В силу частей 1, 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).
На основании ч. 3 ст. 6 Закона РХ N 121-ЗРХ (в ред. от 03.07.2014) в расходы на оплату труда включаются расходы на оплату труда педагогическим, научным, инженерно-техническим, административно-хозяйственным, производственным, учебно-вспомогательным работникам, в том числе работникам, осуществляющим присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях в части участия их в процессе предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования, медицинским и иным работникам, осуществляющим вспомогательные функции.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 6 Закона РХ N 121-ЗРХ (в ред. от 03.07.2014) не включаются в нормативы оплата труда работников дошкольных образовательных организаций, занимающихся присмотром и уходом за детьми (за исключением доли участия этих работников в процессе предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования), и работников, обеспечивающих создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми.
Согласно п. 10 ч. 6 ст. 6 Закона РХ N 121-ЗРХ (в ред. от 03.07.2014) расходы на оплату труда работников дошкольных образовательных организаций определяются на основе коэффициента, учитывающего максимально допустимый объем образовательной нагрузки на детей в дошкольной образовательной организации в течение дня.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования (далее - законодательство об образовании).
На основании ч. 4 ст. 4 Федерального закона N 273-ФЗ нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (п. 1 ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ).
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п.п. 1, 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ).
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 273-ФЗ).
Аналогичное нормативные положение закреплены в п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в подп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Частью 2 ст. 99 Федерального закона N 273-ФЗ установлено, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ (ч. 3 ст. 11 Федерального закона N 273-ФЗ).
В п. 6 ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ указано, что федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.11.2013 N 30384 утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт).
Пунктом 3.4.1 Стандарта предусмотрено, что реализация образовательной программы обеспечивается руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками организации. В реализации программы могут также участвовать научные работники организации. Иные работники организации, в том числе осуществляющие финансовую и хозяйственную деятельности, охрану жизни и здоровья детей, обеспечивают реализацию программы.
Методическими рекомендациями по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования, введенными Минобрнауки России (письмо от 01.10.2013 N 08-1408), отмечено, что за счет бюджета субъекта Российской Федерации должна быть обеспечена оплата труда следующих категорий работников, осуществляющих в соответствии со стандартом реализацию дошкольной образовательной программы: воспитатели, в том числе старшие воспитатели; прочие педагогические работники, с учетом требований примерных образовательных программ дошкольного образования, в том числе руководители, работники, инструкторы по физкультуре, концертмейстеры, педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы, социальные педагоги, педагоги-психологи, руководители физического воспитания, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, методисты и пр.; учебно-вспомогательный персонал, в том числе младшие воспитатели, помощники воспитателей и пр.; административно-управленческий и обслуживающий персонал, за исключением персонала, обеспечивающего создание условий для осуществления присмотра и ухода и оказание услуг по присмотру и уходу за детьми.
Таким образом, на федеральном уровне закреплено, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда учебно-воспитательного персонала (младших воспитателей, помощников воспитателей и т.д.) составляет предмет полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемых ими самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип самостоятельности бюджетов. К бюджетным полномочиям субъектов Российской Федерации относится установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации (абз. 5 ст. 8 БК РФ); к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования абз. 4 п. 1 ст. 9 БК РФ).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемые республиканские законоположения противоречат федеральному законодательству, так как позволяют органу государственной власти Республики Хакасия в сфере образования не в полной мере обеспечивать надлежащий объем финансирования указанной выше деятельности, тем самым снижая уровень государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного, бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных организациях и нарушая бюджетные права местного самоуправления.
При таких обстоятельствах заявление администрации г. Абакана о признании оспариваемых норм недействующими подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В пункте 28 (абз. 2) Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48 обращено внимание, что нормативный правовой акт или его часть могут быть признаны недействующими с того времени, когда они вошли в противоречие с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Оспариваемые администрацией г. Абакана нормы республиканского закона вошли в противоречие с федеральным законодательством об образовании с момента принятия Закона РХ от 03.07.2014 N 61-ЗРХ, которым внесены изменения в Закон РХ N 121-ЗРХ.
Суду не предоставлены сведения о том, что Закон РХ N 121-ЗРХ (в ред. от 03.07.2014) до вынесения настоящего решения применялся и на основании него были реализованы права граждан и юридических лиц, следовательно, оспариваемые законоположения признаются недействующими с 03 июля 2014 года.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 ГПК РФ, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт (ч. 3 ст. 253 ГПК РФ).
В пункте 30 (абз. 1) Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 N 48 указано, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено в соответствующее печатное издание с указанием в сопроводительном письме о том, подлежит ли публикации все решение или же лишь сообщение о нем.
Как указывалось выше, оспариваемый в части Закон РХ N 121-ЗРХ был опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии", в связи с чем суд считает необходимым обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере указанного издания.
Руководствуясь статьями 193-199, 253 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление администрации города Абакана удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству, недействующей с 03 июля 2014 года часть 3 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 26 декабря 2013 года N 121-ЗРХ (в ред. от 03.07.2014) "О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" в части слов "в части участия их в процессе предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования".
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим с 03 июля 2014 года пункт 2 части 4 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 26 декабря 2013 года N 121-ЗРХ (в ред. от 03.07.2014) "О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях" в части слов "работников дошкольных образовательных организаций, занимающихся присмотром и уходом за детьми (за исключением доли участия этих работников в процессе предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования), и".
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим с 03 июля 2014 года пункт 10 части 6 статьи 6 Закона Республики Хакасия от 26 декабря 2013 года N 121-ЗРХ (в ред. от 03.07.2014) "О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях".
Обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня "Вестник Хакасии".
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.П. Редько
В окончательной форме решение изготовлено 22 августа 2014 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.