Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Лавровой С.Е.,
судей областного суда: Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,
при секретаре: Ковалевой А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной О.А. дело по апелляционной жалобе Сулиманова Сахаудина Сайпудиновича на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 10 ноября 2014 года по заявлению Сулиманова Сахаудина Сайпудиновича к УМВД России по Астраханской области о признании решения об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Сулиманов С.С. обратился в суд с иском к Управлению внутренних дел России по Астраханской области, Министерству внутренних дел России о признании незаконным решения об отказе во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" в 2011 году, обязании включить его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, обязав Министерство внутренних дел России предоставить Сулиманову С.С. жилищный сертификат во исполнение подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2015 году. Иск мотивирован тем, что он проходил службу в органах МВД России в Чеченской Республике и с ДД.ММ.ГГГГ включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы. С ДД.ММ.ГГГГ он уволен из органов МВД России по достижению предельного возраста, а впоследствии переехал на постоянное место жительства в город Астрахань. Он обратился в УМВД России по Астраханской области с заявлением о включении его в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". Решением от ДД.ММ.ГГГГ он включен в список на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Впоследствии, он обратился в УМВД России по Астраханской области с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, однако решением от ДД.ММ.ГГГГ ему в этом отказано. Полагает, что очередность в списке на получение государственного жилищного сертификата невозможна без постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Считает, что в результате неправомерных действий ответчиков ему отказано в реализации права на получение государственного жилищного сертификата. Нарушенное право подлежит восстановлению путем признания незаконным решения об отказе во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" в 2011 году, обязания включить его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признания за ним право на получение государственного жилищного сертификата, с обязанием Министерства внутренних дел России предоставить ему жилищный сертификат во исполнение подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2015 году.
В судебном заседании Сулиманов С.С., его представитель по доверенности Пряхин В.В. поддержали исковые требования в полном объеме.
Представитель Управления внутренних дел России по Астраханской области по доверенности Дусалиев А.А. возражал против удовлетворения иска.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 10 ноября 2014 года Сулиманову С.С. отказано в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе Сулиманов С.С. ставит вопрос об отмене решения суда в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также нарушением норм материального права. Сулиманов С.С. указывает, что право на получение государственного жилищного сертификата гарантировано законом, следовательно, оно не может быть утрачено при выборе постоянного места жительства после увольнения на пенсию. Суд, разрешая заявление, не учел, что препятствий Сулиманова С.С. к участию в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" не имеется. Он является сотрудником органов внутренних дел, уволенным со службы по достижению предельного возраста, общая продолжительность службы в календарном исчислении составляет более 25-и лет, жилья не имеет и в установленном порядке признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Также суд первой инстанции проигнорировал позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012 года N 21-П. Сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым. Как следствие, он влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" форм по его выбору. Такая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, по мнению Сулиманова С.С., применима к рассматриваемому делу по аналогии права.
Заслушав докладчика, выслушав объяснения Сулиманова С.С., его представителя по доверенности Пряхина В.В., поддержавших доводы жалобы, представителя УМВД России по Астраханской области по доверенности Дусалиева А.А., возражавшего против удовлетворения доводов жалобы, допросив свидетеля Русанову И.А., проверив материалы дела, исследовав учетное дело Сулиманова С.С. и копию учетного дела Сулиманова С.С., представленную представителем истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
Как следует из материалов дела, что Сулиманов С.С. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах МВД России по Чеченской Республике. В период службы решением жилищно-бытовой комиссии МВД России по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГГГ Сулиманов С.С. с составом семьи из пяти человек принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Приказом МВД России по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГГГ N Сулиманов С.С. уволен из органов внутренних дел "данные изъяты" - по достижению предельного возраста. После увольнения Сулиманов С.С. выехал на постоянное место жительства в город Астрахань и 11 октября 2007 года обратился в УВД России по Астраханской области с заявлением о включении его в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы. Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ Сулиманов С.С. обратился в УМВД России по Астраханской области с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решением центральной жилищно-бытовой комиссии УМВД России по Астраханской области от 6 марта 2013 года Сулиманову С.С. отказано во включении в список сотрудников (пенсионеров МВД России) УВМД России по Астраханской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием оснований, предусмотренных Приказом МВД России от 24 мая 2003 года N 345.
Сулиманов С.С., полагая, что нарушено его право на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, обратился в суд с настоящим иском. В иске он просит признать незаконным решение об отказе во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" в 2011 году, обязать включить его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, обязать Министерство внутренних дел России предоставить ему жилищный сертификат во исполнение подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2015 году. Первоначально заявленные требования истцом и его представителем не изменялись, не дополнялись, они поддержаны в судебном заседании.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает и разрешает дело в пределах заявленных истцом требований, которые определяются по предмету иска, субъектному составу и основаниям иска.
В иске Сулиманов С.С. просит признать решение УМВД России по Астраханской области об отказе во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" в 2011 году, незаконным.
В тоже время, судом установлено, что ответчиком не принималось в отношении Сулиманова С.С. решения об отказе во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" в 2011 году. Данный факт подтверждается материалами дела, учетного дела в отношении Сулиманова С.С., копией учетного дела, представленной представителем истца, исследованными в суде апелляционной инстанции. Этот факт также не отрицался на заседании суда апелляционной инстанции и самим Сулимановым С.С., его представителем.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом выбор способа защиты права принадлежит субъекту права, который вправе воспользоваться как одним из них, так и несколькими способами. По смыслу статей 11, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов их защиты. Судебной защите подлежит только нарушенное или оспариваемое право.
Факт отсутствия принятого ответчиком в отношении Сулиманова С.С. решения об отказе во включении в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" в 2011 году, свидетельствует о том, что права истца этим решением не нарушены. Соответственно, оснований для признания такого решения незаконным, не имеется.
Также Сулимановым С.С. в иске заявлено о возложении на ответчиков обязанности по включению его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Районный суд, разрешая требования о включении Сулиманова С.С. в список сотрудников (пенсионеров МВД России) УМВД России по Астраханской области, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, пришел к правильному выводу о том, что у Сулиманова С.С. отсутствует право на включение в указанный список.
Согласно статье 28 Жилищного кодекса РСФСР (действующего на момент возникновения спорных правоотношений, период службы Сулиманова С.С.) граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса РСФСР, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Частью 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В силу пункта 4 части 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете. В соответствии с частью 3 этой же статьи снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел РФ регламентируется Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации N 169 от 18 марта 2003 года и Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД N 345 от 24 мая 2003 года.
Согласно пункту 2 Положения N 345 от 24 мая 2003 года постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
В силу пункта 3 данного Положения учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов РФ (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, на территориях которых расположены данные подразделения.
Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В соответствии с пунктами 7 и 12 Инструкции N 169 от 18 марта 2003 года принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и улучшение жилищных условий сотрудников (работников) и членов их семей производится с учетом всех имеющихся в пользовании у сотрудников (работников) и членов их семей жилых помещений, в том числе, принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями.
Учет сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются сотрудники (работники), имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья.
Согласно пункту 16 Инструкции N 169 от 18 марта 2003 года право состоять на учете сохраняется за сотрудниками (работниками) до получения жилого помещения, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящего пункта. Сотрудники (работники) снимаются с учета в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с Министерством, если они состоят на учете по месту службы (работы) и никто из членов их семей не проходит службу (работает) в центральном аппарате и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Сулиманов С.С. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в органах МВД России по Чеченской Республике. По месту службы он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (решение жилищно-бытовой комиссии МВД России по Чеченской Республике от ДД.ММ.ГГГГ). Затем, он уволен из органов внутренних дел по достижению предельного возраста в связи с выходом на пенсию. Следовательно, основания для снятия его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы - в МВД по Чеченской Республике, отсутствуют, так как он уволен из органов внутренних дел в связи с выходом на пенсию.
При таких обстоятельствах, требования Сулиманова С.С. о возложении на ответчиков обязанности по включению его в список лиц УМВД России по Астраханской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворению не подлежат.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Сулимановым С.С. в иске заявлено требование о включении его в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признании за ним право на получение государственного жилищного сертификата, путем предоставления ему жилищного сертификата во исполнение подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2015 году. Исходя из заявленных Сулимановым С.С. в иске требований, истец полагает, что он подлежит включению в список участников данной подпрограммы и в рамках этой подпрограммы ему подлежит предоставлению государственный жилищный сертификат.
Правительство Российской Федерации в целях комплексного решения проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающих доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем, своим Постановлением от 17 декабря 2010 года N 1050 утвердило федеральную целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в которую включена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты".
В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2010-2015 года приняло Постановление N 153, которым утвердило Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
В соответствие с подпунктом "а" пункта 5, пунктом 19 названных Правил одним из условий, определяющих право гражданина участвовать в подпрограмме, является подача гражданином заявления (рапорта) об участии в подпрограмме в федеральные органы исполнительной власти, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В силу пункта 6 Правил участвовать в подпрограмме могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 Правил, и изъявившие такое желание. Аналогичное требование предусмотрено в пункте 6 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153.
На основании пункта 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Поскольку правоотношения носят заявительный характер, для реализации своего права на участие в подпрограмме на 2011-2015 годы, гражданин в соответствии с пунктом 24 Правил должен предоставить в уполномоченный орган, заявление об участии в подпрограмме и о выделении сертификата в планируемом году.
Сулиманов С.С. с заявлением в уполномоченный орган об участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", не обращался. Данный факт подтверждается материалами дела, учетного дела Сулиманова С.С., копией учетного дела, представленной представителем истца, исследованными в судебном заседании. Данный факт не опровергается и Сулимановым С.С., его представителем.
Истец и его представитель ссылаются на принятие УМВД России по Астраханской области 15 сентября 2007 года в отношении Сулиманова С.С. решения о включении его в список на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы.
В тоже время, в материалах дела и учетного дела в отношении Сулейманова С.С. данное решение отсутствует. Показания свидетеля ФИО8, допрошенной в качестве свидетеля в суде апелляционной инстанции, данный факт не подтверждают. Свидетель сообщила, что Сулиманов С.С. обращался в жилищную комиссию в 2007 году по вопросу предоставления государственного жилищного сертификата, однако решения по данному вопросу не принято.
Представленная истцом и его представителем в суд апелляционной инстанции копия решения от ДД.ММ.ГГГГ не отвечает в силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признакам допустимости и достоверности. Копия решения не содержит подписи лиц, его принявших, не заверена надлежащим образом.
Согласно части 5 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учетом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят из органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.
В силу частей 6,7 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменения содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приема выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа.
Совокупность приведенных процессуальных норм свидетельствует о том, что суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, а установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств невозможно. В данном случае применению подлежит специальный случай оценки копии письменного доказательства, содержащийся в части 7 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающий запрет на признание доказанными обстоятельств, которые подтверждены лишь копией документа.
Более того, принятие УМВД России по Астраханской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сулиманова С.С. решения о включении его в список на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, на которое ссылается истец и его представитель, для разрешения данного спора правового значения не имеет. Требований о признании за ним права на участие в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, истцом не заявлено.
По доводам, изложенным выше, требования истца об обязании включить его в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата, обязав Министерство внутренних дел России предоставить жилищный сертификат во исполнение подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы в числе лиц, претендующих на получение государственных жилищных сертификатов в 2015 году, удовлетворению не подлежат. Участие в подпрограмме, с последующим предоставлением государственного жилищного сертификата в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, носят заявительный характер, а истец с заявлением в уполномоченный орган об участии в указанной подпрограмме не обращался.
Исходя из совокупности статей 11, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право на участие истца в подпрограмме, с последующим предоставлением государственного жилищного сертификата в рамках реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, в настоящее время не нарушено. Соответственно, судебной защите не подлежит.
Обоснованность принятия Сулиманова С.С. либо отказа в принятии на учет в качестве участника подпрограммы на получение государственного жилищного сертификата в течение года с момента его выхода на пенсию (2007-2008 годы), как того требует пункт 9 Правил подпрограммы, не являлась предметом рассмотрения по данному делу. Такие требования в ходе судебного разбирательства Сулимановым С.С., его представителем не заявлялись, следовательно, не являлись предметом судебного исследования и проверки, так как в соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение только в рамках заявленных истцом требований.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 10 ноября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сулейманова Сахаудина Сайпудиновича - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.