Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Костиной Л.И.,
судей областного суда: Егоровой И.В., Лапшиной Л.Б.,
при секретаре: Х.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Костиной Л.И.
дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Астраханской области"
на решение Лиманского районного суда Астраханской области от "Дата"
по заявлению Кутепова А.В. о признании незаконным решения комиссии Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Астраханской области" об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛА:
Кутепов А.В. обратился в суд с заявлением, указав, что является сотрудником органов внутренних дел Астраханской области, имеет стаж работы в указанной системе более 14 лет. "Дата" комиссией Федерального казенного учреждения "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения УМВД России по Астраханской области" (далее ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области") принято решение об отказе в принятии его и членов его семьи на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Данный отказ мотивирован тем, что он намеренными действиями повлек ухудшение жилищных условий. Считает отказ неправомерным, поскольку домовладение, где он со своей семьей был зарегистрирован, принадлежало его отцу на праве собственности. Отец распорядился своим правом собственника, продав дом. Он правом собственности на спорный дом не обладал, членом семьи отца не являлся. Просит признать решение комиссии ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области" по предоставлению единовременной социальной выплаты незаконным в части отказа в принятии его на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 4-х человек и обязать ответчика поставить его с членами семьи на вышеуказанный учет со дня подачи заявления - с "Дата".
В судебном заседании представитель Кутепова А.В. по доверенности адвокат Слесаренко О.К. поддержала исковые требования.
Представитель ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области" Афанасьева Н.Г. с доводами заявления не согласилась.
Решением Лиманского районного суда Астраханской области от "Дата" заявление Кутепова А.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области" вопрос об отмене решения суда, считая отказ комиссии обоснованным.
Заслушав докладчика, объяснения представителя ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области" Афанасьевой Н.Г., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя Кутепова А.В. по доверенности адвоката Слесаренко О.К., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося по делу решения суда по указанным в ней доводам.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти, местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище и предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии с положениями части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу статьи 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Установлено и подтверждается материалами дела, что с "Дата" года Кутепов А.В. состоит на службе в МВД России, в настоящее время является специалистом отдела по обслуживанию и обеспечению бесперебойного функционирования систем, комплексов связи и автоматизации, организационной, вычислительной и копировально-множительной техники ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области". Стаж его службы в органах внутренних дел составляет более 14 лет в календарном исчислении.
"Дата" Кутепов А.В. обратился в адрес начальника ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области" с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Решением комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от "Дата" N заявителю отказано в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с семьей в составе 4 человек со ссылкой на пункт 9 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от "Дата" N - намеренное ухудшение заявителем жилищных условий.
Комиссия исходила из того, что с "Дата" по "Дата" Кутепов А.В. был зарегистрирован со своей семьей по адресу: "адрес". Данное домовладение, общей площадью 92 кв.м., принадлежало на праве собственности его отцу. С "Дата" заявитель с семьей зарегистрировались по домовладению, общей площадью 54,9 кв.м., принадлежащему родителям супруги по адресу: "адрес", тем самым намеренно ухудшив свои жилищные условия.
Признавая решение комиссии незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что Кутепов А.В. не являлся сособственником жилого помещения по "адрес". Таковыми не являлись и члены его семьи, а само по себе родство с собственником этого домовладения не определяет наличие семейных отношений между родителем и его совершеннолетним ребенком в рассматриваемых правоотношениях. Каких-либо прав на жилое помещение по данному адресу заявитель и его семья не имеют. В связи с чем законных оснований для признания намеренности ухудшения Кутеповым А.В. не имеется. Его отец, как собственник домовладения, распорядился своим правом, совершив сделку купли-продажи. Согласно рапорту участкового полиции Кутепов В.А. (отец заявителя) в данном домовладении не зарегистрирован и не проживает.
Однако даже и при наличии регистрации по "адрес", в домовладении общей площадью 92 кв.м. при количестве зарегистрированных 7 человек, на каждого приходилось менее учетной нормы, в связи с чем и в данном случае заявитель им бы право на постановку на учет.
Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" предусмотрено, что сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (части 1 и 5 статьи 4).
В силу пункта 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
Перечень документов, предоставление которых является необходимым для получения социальной гарантии, определен в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты.
Согласно пункту 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Как следует из материалов дела Кутепов А.В., его жена Кутепова Т.В., сын Кутепов С.А., " ... ", дочь Кутепова В.А., " ... ", зарегистрированы в домовладении, расположенном по адресу: "адрес", общей площадью - 54,9 кв.м. По данному адресу также зарегистрированы и проживают отец и мать супруги заявителя.
Каких-либо иных жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, Кутепов А.В. либо члены его семьи не имеют.
В соответствии со справками Астраханского филиала ФГУГТ "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" N и N от "Дата" за Кутеповым А.В., Кутеповой Т.В. зарегистрированных зданий, строений и сооружений по городу Астрахани и Астраханской области в период с "Дата" по настоящее время не значится.
Из уведомлений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области от "Дата" следует, что сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество в отношении Кутепова А.В. и членов его семьи отсутствуют.
Поскольку иных, кроме оспариваемого вывода об отказе в постановке на учет, решение комиссии ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области" от "Дата" не содержит, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных Кутеповым А.В. требований.
Вместе с тем, суд неверно возложил обязанность по постановке Кутепова А.В. с членами семьи на учет на комиссию по предоставлению единовременной социальной выплаты, созданную при УМВД России по Астраханской области. Оспариваемое заявителем решение принято комиссией ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области", следовательно, обязанность по постановке на учет должна быть возложена на этот орган.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Лиманского районного суда Астраханской области от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области" - без удовлетворения, уточнив резолютивную часть решения указанием о возложении обязанности по постановке на учет Кутепова А.В. и членов его семьи на комиссию ФКУ "ЦХ и СО УМВД России по Астраханской области".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.