Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Вороновой М.Н.,
при секретаре Портнове Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 февраля 2015 г. апелляционную жалобу Фурсы Юрия Ильича на решение Одинцовского городского суда Московской области от 01 декабря 2014 г. по делу по заявлению Фурсы Юрия Ильича о признании незаконными действий администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, об обязании не допускать нарушения закона,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения Фурсы Ю.И., представителя администрации г.п. Одинцово - Сусановой Е.В.,
УСТАНОВИЛА:
Фурса Ю.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, связанные с созданием препятствий в проведении публичного мероприятия 07 ноября 2014 г. у памятника В.И. Ленину на площади у здания администрации, а также об обязании администрации впредь не допускать подобных нарушений.
В обоснование заявленных требований Фурса Ю.И. указал, что 24 октября 2014 г. он, как организатор публичного мероприятия, обратился с уведомлением в адрес администрации г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области о проведении 07 ноября 2014 г. с 13:00 до 14:00 в г. Одинцово у памятника В.И. Ленину на площади у здания районной администрации публичного мероприятия митинга, посвященного 97-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции, с числом участников - до 100 человек. В ответном письме администрацией г.п. Одинцово предложено изменить место проведения митинга, указанного в уведомлении. Заявитель не согласился с данной позицией администрации и проинформировал администрацию о непринятии ее предложения об изменении места проведения митинга и вновь высказал просьбу о согласовании проведения митинга в месте, указанном в уведомлении. В ответ Фурса Ю.И. получил письмо, которым подтверждается отказ в проведении митинга на месте, указанном в уведомлении, причем в нем не было никакой аргументации отказа. С данными действиями администрации г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области заявитель не согласен, считает их незаконными, в связи с чем был вынужден обратиться в суд.
В судебном заседании в суде первой инстанции заявитель Фурса Ю.И. заявленные требования поддержал.
Представитель администрации г.п. Одинцово против удовлетворения заявления возражал.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 01 декабря 2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Фурса Ю.И. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание Фурса Ю.И. явился, доводы жалобы поддержал.
Представитель администрации г.п. Одинцово - Сусановой Е.В., против удовлетворения апелляционной жалобы возражала.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Фурсы Ю.И., представителя администрации г.п. Одинцово - Сусановой Е.В. , обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
В статье 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
В целях обеспечения реализации указанного права граждан Российской Федерации принят Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Статьей 7 этого Федерального закона предусмотрено, что уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 24 октября 2014 г. Фурса Ю.И., как организатор публичного мероприятия, обратился в администрацию г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области с уведомлением о проведении 07 ноября 2014 г. с 13:00 до 14:00 в г. Одинцово у памятника В.И. Ленину на площади у здания районной администрации публичного мероприятия - митинга, посвященного 97-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции, с числом участников - до 100 человек.
24 октября 2014 г. администрацией г.п. Одинцово в лице и.о. руководителя заявителю дан ответ с предложением изменить место проведения митинга и провести его на городском стадионе по адресу: г. Одинцово, бульвар Л. Новоселовой, стр. 17, - в месте, которое согласно сложившейся практике является местом проведения подобных публичных мероприятий общественными, политическими и другими объединениями граждан, и наиболее отвечающим требованиям обеспечения безопасности при проведении таких мероприятий.
В ответ на это сообщение администрации Фурса Ю.И. направил главе г.п. Одинцово письмо о непринятии предложения об изменении места проведения митинга, полагая, что оно не соответствует статье 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которой определено, что отказ в согласовании места проведения публичного мероприятия возможен только при наличии оснований, указанных в части 3 статьи 12 этого Федерального закона. Таких оснований, по мнению заявителя, не имелось, в связи с чем он вновь просил согласовать место проведения митинга в месте, указанном в уведомлении.
29 октября 2014 г. и.о. руководителя администрации г.п. Одинцово сообщил заявителю, что проведение публичного мероприятия в форме митинга 07 ноября 2014 г. с 13:00 до 14:00 у памятника В.И. Ленину, на площади у здания администрации Одинцовского муниципального района будет считаться несанкционированным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что органом местного самоуправления в соответствии с имеющимися у него полномочиями и в установленном порядке рассмотрено уведомление Фурсы Ю.И. о проведении публичного мероприятия, права и интересы заявителя при этом не были нарушены. По результатам рассмотрения уведомления в адрес Фурсы Ю.И. направлялось письмо с предложением об изменении места проведения публичного мероприятия в связи тем, что иное место (городской стадион) в наибольшей степени отвечает требованиям обеспечения безопасности при проведении подобных мероприятий. Проведение публичного мероприятия 07 ноября 2014 г. в месте, указанном Фурса Ю.И., было невозможно в связи с проведением в непосредственной близости от этого места (по адресу: г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, около домов 26-28) в период с 31 октября 2014 г. по 09 ноября 2014 г праздничного мероприятия - ярмарки "Дары осени", которая организована ГУП МО "Мособлкачество". Кроме того, предложенное для изменения место проведения публичного мероприятия (г. Одинцово бул. Любы Новоселовой, стр. 17) располагалось на незначительном удалении от памятника В.И. Ленину на площади у администрации Одинцовского района, и никоим образом не ограничивало право участников митинга на свободу выражения своего мнения во время публичного мероприятия, посвященного годовщине Великой Октябрьской социалистической революции.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
В силу положений части 1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
По смыслу вышеприведенной нормы, закон не содержит исчерпывающего перечня мест, в которых невозможно проведение публичного мероприятия; компетентному органу при получении уведомления о проведении публичного мероприятия надлежит оценить безопасность его проведения в заявленных местах в каждом конкретном случае.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, которая неоднократно высказывалась им в решениях, предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами; в данном решении должны быть приведены веские доводы в обоснование того, что проведение публичного мероприятия не просто нежелательно, а невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, оно не может быть обусловлено лишь причинами организационного или иного подобного характера; предложенный вариант проведения публичного мероприятия должен учитывать возможность достижения правомерных целей этого мероприятия (свободное формирование и выражение мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и внешней политики) и соответствовать его социально-политическому значению (определение от 02 апреля 2009 г. N 484-О-П, постановление от 15 января 1998 г. N 2-П, постановление от 18 февраля 2000 г. N 3-П, определение от 01 июня 2010 г. N 705-О-О).
Указанные администрацией г.п. Одинцово причины изменения места проведения публичного мероприятия, а именно: предложение провести публичное мероприятие в месте, которое согласно сложившейся практике является местом проведения подобных публичных мероприятий общественными, политическими и другими объединениями граждан, и наиболее отвечающим требованиям обеспечения безопасности при проведении таких мероприятий (сообщение на л.д.8), а также невозможность проведения на испрашиваемом месте в связи с проведением ярмарки "Дары осени" вблизи данного места (отзыв на л.д. 15-18), носят организационный характер.
Однако такого рода причины организационного характера в силу закона не могут служить основанием для ограничения прав заявителя, гарантированных статьей 31 Конституции Российской Федерации.
Более того, в отзыве администрация г.п. Одинцово указала на проведение в период с 31 октября по 09 ноября 2014 г. ярмарки "Дары осени" по адресу: центральная площадь г. Одинцово, ул. Маршала Жукова, вблизи домов 26 и 28. Вместе с тем, материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства относительно проведения указанной ярмарки, а также доказательства того факта, что проведение указанной ярмарки создает реальные препятствия для публичного мероприятия.
Утверждения в суде апелляционной инстанции представителя администрации г.п. Одинцово о необходимости проведения публичных мероприятий лишь в специально организованных местах не согласуются с вышеприведенными положениями Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" о допустимости проведения публичного мероприятия в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Проведение публичного мероприятия в специально отведенных местах носит рекомендательный характер. Такие места определяются по представлению органов местного самоуправления муниципальных образований, с учетом мнения органов внутренних дел о возможности обеспечения в указанных местах правопорядка и общественной безопасности. В связи с этим отнесение какого-либо места к числу специально отведенных мест предполагает возможность соответствующих органов обеспечить в этом месте правопорядок и общественную безопасность при проведении публичного мероприятия с численностью участников, не превышающей установленную.
Иных (кроме организационных) причин невозможности проведения публичного мероприятия, посвященного 97 годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции, у памятника В.И. Ленину на площади у здания районной администрации 07 ноября 2014 г. в указанное заявителем время (с 13:00 до 14:00) администрацией г.п. Одинцово не названо.
С учетом изложенных обстоятельств, в том числе специфики предполагаемого публичного мероприятия, даты проведения мероприятия и временного интервала, судебная коллегия полагает немотивированным и несоответствующим закону направленное заявителю Фурсе Ю.И. администрацией г.п. Одинцово предложение об изменении предполагаемого места проведения публичного мероприятия (у памятника В.И. Ленину на центральной площади) на специально отведенное место (городской стадион), а соответствующие действия администрации г.п. Одинцово - неправомерными.
В связи с этим решение суда, которым отказано в удовлетворении заявленных Фурсой Ю.И. требований о признании незаконными действий администрации г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, подлежит отмене с вынесением в этой части нового решения об удовлетворении этих требований.
Вместе с тем судебная коллегия полагает правомерным отказ в удовлетворении требований Фурсы Ю.И. об обязании администрации г.п. Одинцово впредь не допускать подобных нарушений. Такие требования сводятся, по сути, к принятию судебного решения в отношении будущих событий, в то время как на момент обращения в суд права заявителя в отношении будущих событий не нарушены, в связи с чем в соответствии со статьей 3 ГПК РФ такие права не подлежат защите в судебном порядке. В части данных требований решение Одинцовского городского суда Московской области от 01 декабря 2014 г. подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 01 декабря 2014 г. отменить в части отказа в признании незаконными действий администрации г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области. Принять в этой части новое решение, которым признать незаконными действия администрации г.п. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, препятствующие проведению публичного мероприятия 07 ноября 2014 г. у памятника В.И.Ленину на площади у здания районной администрации.
В остальной части решение Одинцовского городского суда Московской области от 01 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Фурсы Юрия Ильича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.