Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи - Джарулаева А.К.
судей - Хираева Ш.М., Ашурова А.И.
при секретаре - Азизовой Д.М.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. гражданское дело по апелляционной жалобе муниципального образования "сельсовет Костекский" Хасавюртовского района РД (далее МО "сельсовет Костекский") на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 29 декабря 2014 года по делу по заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО "сельсовет Костекский" о признании бездействия незаконным, понуждения к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест,
УСТАНОВИЛА:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ре6спублике Дагестан в лице Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РД в г. Хасавюрт (далее по тексту ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Хасавюрт) обратилось в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО "сельсовет Костекский" о признании бездействия незаконным, понуждения к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест.
В обоснование исковых требований указано, что ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Хасавюрт проведена проверка соблюдения исполнения законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест на территории МО "сельсовет Костекский". При этом установлено, что в нарушение требований статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 8 и 13 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьи 7 Федерального закона РФ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", СанПин 42-128-4690-8 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", утвержденными Минздравом СССР 05.08.1998 года, на указанной территории: не организована уборка территории от твердых бытовых отходов и мусора; не разработан порядок сбора и вывоза отходов потребления и мусора, предусматривающих их разделение на виды; стихийно организованные на окраине и недалеко от с. Костек свалки бытовых отходов; отсутствует договор на утилизацию мусора полученного от жителей и потребителей услуг в с. Костек с организацией оказывающей данные услуги.
11.03.2014 года главе МО "сельсовет Костекский" выдано предписание об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Однако требования санитарно-эпидемиологического законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест администрацией МО "сельсовет Костекский" не выполнены в полном объеме.
Решением судьи Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 29 декабря 2014 года исковые требования ТО Управления Роспотребнадзор по РД в г. Хасавюрт удовлетворены в полном объеме.
На указанное решение суда подана апелляционная жалоба, в которой выражается несогласие МО "сельсовет Костекский" с выводами судьи районного суда, полагают, что решение вынесено без учета того, что у муниципального образования отсутствуют достаточные финансовые средства для устранения недостатков, изложенных в заявлении.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных, но неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле (ст. 167 ГПК РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии со статьёй 46 ГПК РФ Роспотребнадзор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу эко-логическим правонарушением.
На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должны отвечать санитарным правилам.
Требования по сбору, временному хранению, вывозу твердых и жидких бытовых отходов и уборке населенных пунктов установлены СанПиН 42-128-4690-88, утвержденными главным государственным санитарным врачом СССР 05 августа 1988 г.
В силу п. 1.2 указанных СанПиН система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 1.1 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора и временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест".
Исходя из анализа вышеприведенных норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что организовать сбор и вывоз отходов, образующихся на территории МО "сельсовет Костекский", обязана администрация МО "сельсовет Костекский", обеспечив наличие на территории поселения мест сбора и временного хранения отходов, а также своевременный вывоз отходов с обозначением мест обслуживающей организацией.
В нарушение указанных требований закона на территории МО "сельсовет Костекский": не организована уборка территории от твердых бытовых отходов и мусора; не разработан порядок сбора и вывоза отходов потребления и мусора, предусматривающих их разделение на виды; на окраине и недалеко от с. Костек имеются стихийно организованные свалки бытовых отходов; отсутствует договор на утилизацию мусора полученного от жителей и потребителей услуг в с. Костек с организацией оказывающей данные услуги.
Имеющиеся в материалах дела доказательства оценены судом полно, всесторонне и объективно, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что несоблюдение установленных законодательством требований, может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, при которых жизнь и здоровье граждан будут поставлены под угрозу.
Довод ответчика об отсутствии у МО "сельсовет Костекский" достаточных денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность на орган местного самоуправления возложена Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами.
В соответствии с положениями ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка и решают иные вопросы местного значения. Поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.
На основании изложенного Судебная коллегия приходит к выводу, что правовых оснований к отмене постановленного судом решения не имеется, оно соответствует нормам материального и процессуального права, а доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании закона.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 29 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального образования "сельсовет Костекский" Хасавюртовского района Республики Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.