Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А.К.,
судей Ашурова А.И., Хираева Ш.М.,
при секретаре Магомедове А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Алиева В.А. о признании незаконным бездействие должностных лиц Дагестанской таможни Северо-Кавказского таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее Дагестанская таможня), выразившееся в невыдаче паспорта технического средства на автомашину, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение, по апелляционной жалобе Алиева В.А. на решение Ленинского районного суда г.Махачкала от 31 октября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ашурова А.И., выслушав объяснения заявителя Алиева В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего ее удовлетворить, объяснения представителя Дагестанской таможни Т.Ш.., полагавшей решение суда законным, обоснованным, просившей отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Алиев В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие должностных лиц Дагестанской таможни, выразившееся в невыдаче паспорта технического средства на автомашину "NISSAN LIBERTI" "дата" года выпуска, идентификационный номер (VIN) - N, кузов N, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение.
В обоснование заявления указал, что в октябре 2013 года ввез на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан указанную выше автомашину, которую снял с учета при переезде в Российскую Федерацию. 3 октября 2013 года он обратился в Махачкалинский таможенный пост Дагестанской таможни с заявлением о выдаче паспорта транспортного средства на указанную автомашину, уплатил по их требованию утилизационный сбор в размере " ... " рублей. Однако ПТС ему не выдали.
06 марта 2014 года он обжаловал отказ в Дагестанскую таможню. Решением руководителя Дагестанской таможни от 3 апреля 2014 года N его жалоба оставлена без удовлетворения, обосновав тем, что в соответствии с действующим законодательством для выдачи ПТС необходимо, чтобы был подтвержден факт выпуска транспортного средства в свободное обращение в Республике Казахстан и чтобы транспортное средство соответствовало экологическому стандарту класса 5.
Считает указанное решение незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Оформление ПТС таможенными органами осуществляется в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств. (Совместный приказ МВД РФ, Минпромторга РФ, ФТС РФ N496/192/134).
Согласно данному положению, решение о выдаче либо об отказе в выдаче паспорта, должно быть принято в день поступления заявления. При необходимости направления запросов для проверки сведений, указанных в заявлении, срок продлевается на 30 суток. Из решения начальника Дагестанской таможни следует, что срок принятия решения был продлен. Однако в последующем, таможенным органом какие-либо действия, направленные на получение необходимых для выдачи ему ПТС сведений, не предпринимались. По состоянию на 3 апреля 2014 года (момент принятия решения), то есть на протяжении 6 месяцев, кроме направленного первоначально запроса, таможенный орган никаких действий не предпринял.
Что касается требования предоставить доказательства соответствия спорного автомобиля экологическому стандарту класса 5, то данное требование считает неприемлемым, так как его автомобиль "дата" года выпуска и согласно имеющимся в сети "Интернет" таблицам, по своему возрасту и марке соответствует экологическому стандарту класса 2. Данный автомобиль приобретался им не для продажи в Российской Федерации, а является семейным автомобилем, которым он пользуются уже 7 лет и в связи с переездом в Российскую Федерацию, перевез и свой автомобиль. Ссылается, что эксплуатация автомобилей экологического стандарта класса 2 в Российской Федерации не запрещена. Республика Казахстан входит в таможенный союз и таможенные пошлины за ввоз автомобиля не взимаются и технические ограничения не применяются. В связи с отказом в выдаче ПТС он лишен возможности свободно эксплуатировать принадлежащий ему автомобиль, то есть, лишен права пользоваться своим имуществом, чем нарушены его конституционные права, предусмотренные ст.35 Конституции РФ и Всеобщей декларацией прав человека, согласно которых право частной собственности охраняется законом и каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так совместно с другими лицами, и никто не может быть произвольно лишен своего имущества.
Решением Ленинского районного суда г.Махачкала от 31 октября 2014 года в удовлетворении заявления Алиеву В.А. отказано.
В апелляционной жалобе, которая в основном повторяет доводы, изложенные в заявлении, поданного в суд, Алиев В.А., ссылаясь на незаконность, необоснованность решения суда, как вынесенного с нарушением норм процессуального и материального права, просит его отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В возражениях относительно апелляционной жалобы, представитель Дагестанской таможни Т.Ш. просит отказать в ее удовлетворении, оставив решение суда без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив, в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения заявителя Алиева В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, просившего ее удовлетворить, объяснения представителя Дагестанской таможни Т.Ш.., полагавшей решение суда законным, обоснованным, просившей отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что, исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как установлено судом апелляционной инстанции, предметом оспаривания в данном случае является бездействие заинтересованного лица, выразившееся в нерассмотрении заявления Алиева В.А. от 3 октября 2013 года о выдаче паспорта транспортного средства.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами Российской Федерации - на транспортные средства и шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года.
Паспорта транспортных средств выдаются таможенными органами в соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденным Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 года (далее - Положение о паспортах).
В соответствии с п.58 Положения о паспортах выдача паспортов на транспортные средства или шасси транспортных средств, являющиеся товарами Таможенного союза, производится на основании заявлений, подаваемых в таможенный орган собственниками или владельцами транспортных средств на каждое транспортное средство или шасси по форме, устанавливаемой таможенным органом, а также и документов на транспортное средство или шасси.
Заявление подается в таможенный орган, в регионе деятельности которого на территории Российской Федерации находится или зарегистрирован собственник или владелец транспортных средств или шасси.
В заявлении указываются обстоятельства ввоза или приобретения транспортного средства или шасси либо иные обстоятельства, которые являются основанием для выдачи паспорта, страна происхождения и товарная позиция транспортного средства или шасси в соответствии ТН ВЭД ТС, а также перечень прилагаемых документов. Позиция ТН ВЭД ТС может указываться должностным лицом таможенного органа. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие изложенные сведения.
При выдаче паспорта представленные на транспортные средства или шасси документы, послужившие основанием для его выдачи, вместе с копией паспорта остаются в таможенном органе и учитываются в установленном порядке.
Решение о выдаче либо об отказе в выдаче паспорта в отношении транспортных средств или шасси, указанных в абзаце первом настоящего пункта, должно быть принято в день поступления заявления о выдаче паспорта.
При необходимости направления таможенным органом запросов для проверки сведений, указанных в заявлении о выдаче паспорта и приложенных к нему документах, и (или) проверки подлинности приложенных к заявлению документов, срок принятия решений, предусмотренный абзацем пятым настоящего пункта, продлевается начальником либо заместителем начальника таможенного органа до 30 суток со дня поступления заявления.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство Российской Федерации предусматривает выдачу паспортов транспортных средств на транспортные средства, являющиеся товарами Таможенного союза, ввозимыми на территорию Российской Федерации, а также на иностранные транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и подлежащие таможенному оформлению. В свою очередь, наличие паспорта транспортного средства, выданного таможенным органом, является условием регистрации транспортного средства в Госавтоинспекции и допуска к участию в дорожном движении.
В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года N 609 (действовавшим на момент возникновения спора), паспорта не выдаются.
При этом таможенные органы самостоятельно определяют экологический класс автомобиля на основании сведений, содержащихся в базах данных сертификатов соответствия и одобрений типа транспортного средства.
Принимая решение, суд установил, что 3 октября 2013 года Алиев В.А. обратился с заявлением в Махачкалинский таможенный пост Дагестанской таможни ФТС СКТУ с целью получения паспорта транспортного средства на автомобиль "NISSAN LIBERTI", а также представил в таможенный орган копию свидетельства о регистрации транспортного средства.
Письмами от 9 октября 2013 года N 49-198/1094, 3 ноября 2013 года N 49-257/6028, от 9 декабря 2013 года N 49-257/6694, от 10 января 2014 года N 49-198/27, от 10 февраля 2014 года N 49198/476, от 11 марта 2014 года N 49-198/1094 заявителю разъяснено, что в ходе рассмотрения его обращения был направлен запрос в таможенные органы Республики Казахстан с целью проверки факта выпуска указанного транспортного средства в свободное обращение на территории Республики Казахстан. Ввиду отсутствия соответствующих сведений, подтверждающих статус указанного транспортного средства, как товара Таможенного союза, выдать ПТС на данный автомобиль не представилось возможным.
6 марта 2014 года Алиев В.А. обратился с жалобой в Дагестанскую на бездействие должностных лиц Махачкалинского таможенного поста.
Согласно решению Дагестанской таможни от 4 апреля 2014 года, в период рассмотрения заявления Алиева В.А. в Базе данных транспортных средств таможенного органа, выпущенных в свободное обращение на территории Республики Казахстан, сведения о выпуске в свободное обращение автомобиля заявителя, отсутствовали. Иные документы, подтверждающие факт выпуска автомобиля в свободное обращение на территории Республики Казахстан, представлены Алиевым В.А. не были. До настоящего времени заявитель не представил в таможенный орган сертификат соответствия, подтверждающий имеющийся экологический класс транспортного средства, а также сведения о том, что спорное транспортное соответствует техническим нормативам выбросов экологического класса 5. В связи с этим ему предложено обратиться с заявлением с приложением комплекта документов, подтверждающих соответствие транспортного средства техническим нормативам выбросов экологического класса Евро 5.
Поскольку таких доказательств заявитель не представил, суд посчитал, что его требования удовлетворению не подлежат.
По мнению судебной коллегии, судом верно определены все юридические значимые обстоятельства по делу, доводы сторон проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Отсутствие у таможенного органа на момент рассмотрения заявления Алиева В.А. сведений, подтверждающих факт выпуска транспортного средства в свободное обращение на территории Республики Казахстан, подтверждается исследованными судом доказательствами. В связи с обращением Алиева В.А. в Махачкалинский таможенный пост последней в адрес Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан неоднократно были направлены запросы о подтверждении статуса транспортного средства.
Поскольку данных о завершении таможенного оформления указанного транспортного средства в Республике Казахстан не поступило, то отказ в выдаче заявителю паспорта транспортного средства является правомерным.
Согласно п.70 Положения о паспортах заполнение строки "Экологический класс" паспортов осуществляется таможенными органами при выдаче паспортов на основании сведений, содержащихся в ОТТС, ОТШ, сертификатах соответствия и Свидетельствах.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии формирует Сведения о выданных Одобрениях типа транспортного средства, Одобрениях типа шасси, сертификатах соответствия и Свидетельствах о безопасности конструкции транспортного средства (приложение N 4) и не реже одного раза в месяц передает их в Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России и ФТС России для использования в информационных и контрольных целях.
Сведения размещаются на официальных сайтах Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службы.
В случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям технического регламента "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года N 609, паспорта не выдаются.
Учитывая, что с 1 января 2014 года в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, и двигателей внутреннего сгорания введены в действие технические нормативы выбросов экологического класса 5, то выдача ПТС без сведений о соответствии транспортного средства заявителя техническим нормативам указанного класса невозможна.
Из материалов дела следует, что на официальных сайтах информация об экологическом классе аналогичного автомобиля отсутствует, а заявитель в установленном порядке сертификат соответствия на ввезенный автомобиль не получил.
В этой связи оснований к удовлетворению заявления у суда не имелось.
Ссылки апеллянта на иные обстоятельства, являются несостоятельными, так как основаны на неверном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
Таким образом, состоявшееся по делу судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г.Махачкала от 31 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную Алиева В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий А.К. Джарулаев
Судьи А.И. Ашуров
Ш.М. Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.