Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А.К.,
судей Ашурова А.И., Хираева Ш.М.,
при секретаре Магомедове А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее Управление Роспотребнадзора по РД, Управление) в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования сельского поселения "сельсовет Покровский" Хасавюртовского района Республики Дагестан (далее МО СП "сельсовет Покровский") о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистки территорий населенных мест, по апелляционной жалобе администрации МО СП "сельсовет Покровский" на решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 26 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ашурова А.И., выслушав объяснения представителя Управления Роспотребнадора по РД Р.А., полагавшего решение суда законным, просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Управление Роспотребнадзора по РД в лице Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РД в г.Хасавюрт обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО СП "сельсовет Покровский" о признании бездействия незаконным, понуждении к действиям по устранению нарушений законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест.
В обоснование исковых требований указано, что ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г. Хасавюрт провел проверку исполнения законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест на территории МО СП "сельсовет Покровский", в ходе которой выявлены нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства о санитарной очистке территорий населенных мест на указанной территории, а именно: отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны мусоросвалки; согласованная Программа производственного контроля и договора на проведение лабораторных исследований; не разработан регламент и не установлен режим работы полигона; не ведется учет и контроль за составом поступающих отходов; не ведутся профилактические мероприятия на полигоне; отсутствуют договора на проведение дезинфекционных, дератизационных, дезинсекционных работ на территории мусоросвалки. О чем выдано предписание N от "дата" года об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. Несмотря на это, администрацией МО СП "сельсовет Покровский" требования нормативно-правовых актов по организации санитарно-эпидемиологического законодательства по санитарной очистке территорий населенных мест, не выполняются.
С учетом приведенных оснований, просит признать незаконным бездействия администрации МО СП "сельсовет Покровский" по санитарной очистке территорий населенных мест, обязать ответчика в двухмесячный срок с момента вступления в силу решения суда организовать уборку территорий МО СП "сельсовет Покровский" от твердых бытовых отходов и мусора и обеспечить сбор и вывоз в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 август 1988 года N 4690-88, в срок до двух месяцев организовать разработку и принятие в соответствии с п.3 ст.13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" порядка сбора и вывоза отходов потребления и мусора на территории МО СП "сельсовет Покровский", предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и т.д.), в срок до 1-го месяца ликвидировать стихийно организованные на окраине и не далеко от с.Покровское Хасавюртовского района свалки бытовых отходов, произвести санацию и рекультивацию территорий, занимаемые указанными свалками, с момента вступления в законную силу решения суда организовать мероприятия по прекращению размещения отходов на стихийно-образованных полигонах (свалках) на окраине с.Покровское Хасавюртовского района, запретить размещать бытовые отходы, полученные от жителей и потребителей на стихийно образованном полигоне (свалке) недалеко от с.Покровское Хасавюртовского района, в срок до двух месяцев заключить договор на утилизацию мусора полученного от жителей и потребителей услуг в с.Покровское Хасавюртовского района, с организацией оказывающие данные услуги на оборудованном в соответствии с требованиями санитарного законодательства полигоне, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
Решением Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 26 декабря 2014 года исковые требования Управления Роспотребнадзора по РД удовлетворены.
На указанное решение администрацией МО СП "сельсовет Покровский" подана апелляционная жалоба с просьбой о его отмене, из которой следует, что отсутствия денежных средств не позволяет администрации МО СП "сельсовет Покровский" в полной мере обеспечивать на территории поселения соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Администрация МО СП "сельсовет Покровский" надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, однако ее представители в судебное заседание не явился, не заявил об отложении рассмотрения дела на другой срок. Представитель администрации МО СП "сельсовет Покровский" в апелляционной жалобе просил рассмотреть дело без их участия.
В связи с чем, согласно ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации МО СП "сельсовет Покровский".
Изучив материалы дела, обсудив, в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Управления Роспотребнадора по РД Р.А., полагавшего решение суда законным, просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В ст.42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст.1 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения определено как состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст.8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу ч.3 ст.39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными ст.50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Согласно ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьями 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" содержит аналогичные требования и указывает, что запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, предусмотрено, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Промышленные, не утилизируемые на производстве, отходы вывозят транспортом предприятий на специальные полигоны или сооружения для промышленных отходов. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
В соответствии с п.7.8 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" если собственник отходов не установлен, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Судом первой инстанции установлено, что администрация МО СП "сельсовет Покровский" осуществляет свою деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора с нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства, что явилось основанием для привлечения его к административной ответственности.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, и принимая во внимание установленные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований к администрации МО СП "сельсовет Покровский".
Довод жалобы об отсутствии финансирования МО СП "сельсовет Покровский" на мероприятия, связанные с обеспечением на территории поселения соблюдение санитарно-эпидемиологических норм и правил нельзя признать состоятельным, указанный довод не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска Управления, поскольку такая обязанность на орган местного управления возложена законом.
Согласно ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют бюджет, устанавливают налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также принимают решения местного значения.
В силу ст.52 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Неисполнение органом местного самоуправления требований санитарно-эпидемиологического законодательства создает угрозу нарушения конституционных прав граждан.
Учитывая вышеназванные нормы, а также те обстоятельства, что ответчик не исполняет законные предписания Управления, принимая во внимание, что Управление уполномочено на принятие мер, направленных на ликвидацию последствий нарушений законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и предъявление исков в суд при выявлении нарушений санитарного законодательства, а также учитывая, что меры административного воздействия на ответчика исчерпаны и не дали должных результатов, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обращение Управления Роспотребнадзора по РД в суд с настоящим иском являлось правомерным.
Таким образом, состоявшееся по делу судебное решение соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хасавюртовского районного суда Республики Дагестан от 26 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального образования сельского поселения "сельсовет Покровский" Хасавюртовского района Республики Дагестан - без удовлетворения.
Председательствующий А.К. Джарулаев
Судьи А.И. Ашуров
Ш.М. Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.